Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя тему: «Что мы знаем о зиме»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Кривачёва Алина Сергеевна

Конспект подгруппового интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя с использованием ИКТ  на лексическую тему:

«Зима. Зимние забавы»  для детей подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zimnie_zabavy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Что мы знаем о зиме»

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, признаках зимы.

Задачи:

-Уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Зима».

-Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных и существительных)

-Закреплять умение подбирать родственные слова.

-Закреплять навыки фонематического анализа

-Закрепить представления о понятии «отражение»

-Развивать связную речь

-Развивать зрительное внимание и восприятие, пространственное восприятие.

-Развивать координацию речи с движением

-Развивать мелкую моторику

-Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с зеркалами

-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения работать в команде

Оборудование: компьютер (телевизор с возможностью воспроизведения презентации), компьютерная презентация по теме, игрушечный снежный ком, картинки для составления коллажа (с изображением зимних забав), зеркала, выращенные кристаллы из соли, копировальная бумага, листы белой бумаги, маленькие тонкие палочки, фланелеграф, карточки-кирпичики для постройки крепости, игра «Зимние виды спорта», белый лист для коллажа, клей, коробка (посылка).

Предварительная работа:

Дидактические игры «Доскажи словечко», «Найди причину», «Угадай по описанию» (о видах спорта), «Виды спорта», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений по теме,  решение проблемных ситуаций на тему «Почему хрустит снег?», исследовательская деятельность «Где найти отражение?», «Фокусы с зеркалами», чтение художественной литературы «Два Мороза» р.н.с., «Морозко» р.н.с., «Снегурочка» р.н.с,  «Снежная Королева» Г.Х.Андерсен, рассказ «Подарок снегиря» А.Журавлёва, «Снежная книга» В.Бианки, «Мороз Иванович» В.Одоевский,  рассматривание иллюстраций, плакатов «Зимние забавы», «Зима в лесу», рисование «Зимние забавы»,  аппликации «Мы на прогулке», «Зима в городе», проведение викторины «Здоровье и спорт», работа с родителями – спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», просмотр мультфильмов «На катке», «Хоккеисты»

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед:Здравствуйте, ребята. Сегодня я получила необычное послание из далёкой страны. Давайте посмотрим на экран.   (На экране появляется видеописьмо)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Джинни. Я живу в далёкой жаркой Африке, где круглый год светит солнце, а вокруг пальмы, на которых растут бананы и кокосы. У нас все времена года похожи друг на друга. Но я слышала, что в России – настоящая зима! Снежная и морозная! Вот как я её себе представляю (появляется картинка – нелепица). 

Воспитатель: Ребята, всё ли правильно на этой картинке?

Логопед: Что вы увидели неправильного на картинке и скажите, как же должно быть на самом деле?
(дети отвечают)

Основная часть.

1. Приметы зимы

Логопед: -Ребята, а какие ещё приметы зимы вы знаете? Сколько месяцев у зимы? Какой первый месяц зимы? Какой последний?.

-Молодцы! Вы правильно назвали приметы зимы!

(На экране появляется продолжение видеописьма): «Надеюсь, вы расскажете мне больше о настоящей зиме! Жду вашего ответа. Ваш друг, Джинни.»

Логопед: Ребята, поможем Джинни  узнать больше о настоящей зиме?

Воспитатель: Ребята, а для того, чтобы Джинни было легче запомнить, мы соберём для неё посылку с зимними картинками. В свободное время она сможет поиграть с ними или показать своим друзьям. А вот и первая зимняя картинка, которую мы положим в посылку для Джинни. Что на ней нарисовано? (картинка – зима в лесу)

2. Снежный ком  

Логопед: Джинни рассказала вам, что в Африке все времена года похожи друг друга, а значит, зима у них также, как и лето – жаркая и совсем не снежная. А какая же зима у нас в России?

А вот и снежный ком, который мы будем красиво передавать друг другу и говорить, какая же у нас зима.

(дети становятся в круг и передают друг другу снежный ком, называя:  снежная, морозная, вьюжная, белоснежная, холодная, ранняя, поздняя, лютая, суровая, долгая, длинная.…)

Логопед :Вот какая разная зима у нас в России!  Как много слов вы смогли подобрать! А на нашем снежном комке появилась ещё одна зимняя картинка, которую мы отправим Джинни! Что на ней изображено? (на картинке дети играют в снежки)

3. Придумываем родственные слова

Воспитатель: Да, ребята, всем нам нравится снежная зима! Снег белый, пушистый, красивый! Не было бы без него вашей любимой забавы – игры в снежки. А вот интересно, есть ли у слова «снег» родственники? Давайте проверим! Я буду начинать фразу, а вы её хором заканчивать:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки)

Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка. (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой. (снегири)

(на экране появляется коллаж из названных слов)

- Как много родственников у слова «снег». Кто был внимательным  и скажет, какой первый звук слышится во всех этих словах? Кто мне расскажет о звуке С? Какой он?

- Ребята, а теперь придумайте с этими словами красивые предложения. Старайтесь не повторяться. Кто готов?

-И нас появляется ещё одна картинка для посылки Джинни. Что на ней изображено? (картинка – дети лепят снеговика)

4.Эксперимент

Воспитатель: - Как много красивых предложений вы составили.

Ребята, а что ещё вы могли бы рассказать  Джинни о снежинке, что вы знаете?

Дети: Снежинка - это кристалл ледяной или снежный, у снежинки шесть лучей, снежинки все разные, нет одинаковых, когда наступаешь на снег, и он хрустит,  это ломаются кристаллы

Воспитатель: -Мы с вами тоже выращивали кристаллы, вспомните из чего (из соли). Попробуйте выложить снежинку из своих кристаллов (на каждого ребёнка три выращенных кристалла). 

-Можно выложить снежинку из трёх кристаллов? (Можно, если наложить их друг на друга... Нельзя, не хватает ещё трёх кристаллов).

Воспитатель: -А как же нам быть? Посмотрите на стол, какой предмет вам поможет увидеть правильную снежинку.

Дети: -Нам поможет зеркало).

Воспитатель:-Что вы сделаете?

Дети:-Поставлю зеркало к половинке снежинки, а в нём отразиться вторая половинка).

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса? Я вам предлагаю написать секретное письмо, а секрет в том, что писать мы будем не карандашом, не ручкой, а обычной палочкой и прочесть его можно будет только с помощью зеркала.  Хотите попробовать? (Перед каждым ребёнком лежит копировальная бумага, обычная белая бумага и маленькая палочка). Подумайте, на чём вы любите  кататься зимой и напишите это секретное слово, а потом поменяемся друг с другом письмами и прочитаем. (Дети пишут слова, обмениваются и с помощью зеркала читают слова).

-Очень хорошо! Вот и ещё одна картинка для нашей посылки! Что на ней нарисовано? (картинка, где ребята катаются на санках)

5.Физминутка 

Логопед: 

Мы с вами знаем много зимних разминок. А сегодня расскажем, как радуемся морозной зиме. Проговаривайте слова и выполняйте движения вместе со мной:

На дворе у нас мороз.         (хлопаем себя по плечам)
Чтобы носик не замёрз,      
(потираем ладошкой нос)
Надо ножками потопать     
(топаем ножками)
И ладошками похлопать    
(хлопаем в ладоши)

С неба падают снежинки,    (движения руками сверху вниз)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками,     
(«ловим» снежинки то одной, то другой рукой)
А потом покажем маме.      
(протягиваем руки вперёд ладошками вверх)

А вокруг лежат сугробы,      (показываем руками сугробы)
Снегом замело дороги        
(движения руками из стороны в сторону)

Не завязнуть в поле чтобы,    (шаг на месте, высоко поднимая ноги)
Поднимаем выше ноги.
Мы идём идём идём                
(идём по кругу)

И к себе приходим в дом.        (руки над головой «домиком)

- Молодцы! И наша посылка для Джинни пополняется ещё одной зимней картинкой. Что здесь нарисовано? (сугробы)

6. Командная игра с карточками о зимних видах спорта, зимних забавах

Логопед: Как много всего интересного вы уже рассказали о зиме. А давайте вспомним о том, что зимой можно не только резвиться на снегу и весело играть, но и серьёзно заниматься спортом! Я знаю, что многие из вас уже пробовали себя в роли настоящих спортсменов!

Сейчас  мы будем друг другу загадывать загадки о зимних видах спорта.

(дети в командах совещаются, педагоги ведут речевую работу, команды представляют свои загадки, объясняя, другая команда принимает ответ)

-Молодцы! Настоящие знатоки зимних видов спорта! А вот и очередная  картинка для нашей Джинни! О чём она? (дети катаются на лыжах)

7.Снежная крепость

Воспитатель: Как же весело зимой играть на улице! Я  хочу предложить вам построить крепость! Но не простую, а вот из таких ледяных кирпичиков! Подберите кирпичики так, чтобы они подходили друг к другу и надёжно соединялись! Тогда вы сможете прочитать на них зимние слова!

(слова: лыжи, санки, мороз, февраль, снежки, метель, каток, пурга)

Воспитатель: Молодцы! Вот какую прочную крепость нам удалось выстроить! За то, что вы справились так быстро и ловко, получайте последнюю зимнюю картинку для нашей посылки. Что же там изображено? (дети строят крепость)

8.Отправляем Джинни видеописьмо

Логопед: Ребята, вы хорошо потрудились и наша посылка уже наполнена картинками для Джинни. Теперь она точно не забудет, какая же на самом деле бывает зима. А у меня идея: давайте составим для Джинни новую правильную картину о зиме и отправим ей!

(Дети составляют коллаж. Приклеивая каждую картинку, ребята ещё раз рассказывают о каждом признаке зимы).

Логопед: Картина готова! Какая она получилась красочная и весёлая! И думаю, нам сегодня не обойтись без маленького волшебства. Сейчас наша картина оживёт! Мы тоже отправим Джинни видеописьмо на память! (дети смотрят на экран) 

-Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

Интегрированное занятие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"

В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"

 Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют   уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»

В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы

Конспект интегрированного занятия  учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми ОВЗ старшей группы...