НОД для детей с нарушением зрения «Живой мир нашего края» подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Поносова Анфиса Михайловна

На этом занятии идет обобщение, уточнение и систематизирование знаний детей о обитателях наших лесов(Удмуртия).
Закрепление понятий: лес, лесник, разновидности леса.
Ознакомление детей с интересными фактами о жизни животных.
Развитие у детей экологического сознания: «Мы нужны друг другу - лес и человек.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

НОД для детей с нарушением зрения

«Живой мир нашего края» подготовительная группа

Цели:

  1. Образовательные:
  • Обобщить , уточнить и систематизировать представления детей об обитателях леса;
  • Закрепить понятие лес, лесник;
  • Уточнить знания детей о разновидностях леса;
  • Познакомить детей с интересными фактами из жизни животных;
  • Формировать умение различать породы деревьев по кроне(силуэту).

  1. Коррекционно-развивающие:
  • Развитие зрительного восприятия(воссоздавать целостность образа);
  • Совершенствование зрительных функций;
  • Развитие бинокулярного зрения;
  • Развитие и совершенствование приёмов осязательно-зрительных обследований предметов с подключением других анализаторных систем;
  • Развитие речи детей за счёт обогащения словаря и за счёт развития описательной речи;
  • Включить в активный словарь детей слова: смешанный, ельник, сосновый, хвойный,
  • еловый и др.
  1. Воспитательные:
  • Вызвать желание беречь и охранять природу родного края;
  • Развивать любознательность,
  • Развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу - лес и человек.»
  • Формировать представления о роли леса в  жизни человек.

Развивающая среда: оформление группы под лесную полянку, елочки, пеньки; игра «Собери силуэт животного», «Чудесный сундучок», «Найди дерево», «Подбери тень к птице», «Истинно-ложно»; карточки- слова; практические действия с лекарственными травами и вареньем; гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; психоразминка(релаксация); физминутка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о животных, птицах, растениях и других  обитателях леса; наблюдения в природе; беседы на экологические темы; заучивание пословиц и стихов; походы в лес с родителями; экскурсия в краеведческий музей.

Ход: 

Воспит: Пойдёмте, друзья, по тропинке со мной. Ответы искать в сторожке лесной под зелёным шатром.Ребята, я вас приглашаю в гости к леснику.А лесником буду я.Кто такой лесник? (ответы детей- он охраняет лес, садит новые ёлочки и т. д.)

  • Воспит. обобщает ответы детей: лесник – это человек, который любит и знает  всех обитателей леса и всегда готов прийти на помощь в трудное время. Его основное дело – охрана и забота леса.
  • Стих «Лесник» А .Зеленовского (отрывок):
  • Ходит по лесу лесник, он шагать в лесу привык.

Здесь ему, совсем как дома, всё давным-давно знакомо.

Взгляд лесничего остёр: тут недавно был костёр-

Под ветвями тлеет жар, не досмотришь и пожар…

Дальше-дальше…..долог путь!

Должен всюду заглянуть, всё обследует лесник,

Он бродить в лесу привык.

Знает он не зря в лицо каждый куст и деревцо.

  • Сейчас я вам предлагаю составить описательную загадку об одном из жителей леса. (это хищное животное, серого цвета, очень злой, в сказках бывает глупый …..)Воспит. отгадывает и приглашает детей пройти в сторожку лесника.
  • Ребята, а что такое лес? (ответы-там растут разные деревья, травы и т. д.)Правильно, найдите карточки с нужными словами: ДЕРЕВЬЯ,ТРАВА,ЦВЕТЫ,ЖИВОТНЫЕ и др. Дети находят и закрепляют на магнитной доске карточки.
  • Лес – это многоэтажный дом, в котором много разных жильцов. Одни живут на нижних, другие на верхних этажах. Предлагаю назвать пословицы о лесе: лес- богатство и краса, береги свои леса;много леса – не губи, мало леса – береги, нет – леса посади; старые деревья молодые охраняют; срубили кусты – прощай птицы и другие.
  • Ребята, леса бывают разные, это зависит от того, какие деревья растут в этом лесу.
  • Какие бывают деревья? (хвойные и лиственные)
  • Назовите лиственные деревья (берёза, липа, осина, дуб, рябина и др.)
  • Назовите хвойные деревья (ель, сосна, пихта, кедр).
  • А сейчас найдите знакомые деревья среди силуэтов(по кроне),крона – это ветки с листьями или хвоей.
  • Воспитатель рассказывает, что лес – где растут одни и те же деревья называется: осины – осинник, берёзы – березняк, берёзовая роща, ели – ельник, Сосны – сосняк, сосновый лес, сосновый бор и т. д. Дети выставляют на ковролин силуэты деревьев.
  • Какой лес получился? (смешанный).Кроме деревьев в лесу ,что ещё растёт?(кустарники, трава, цветы и т. д.)
  • Посмотрите, пожалуйста, и скажите, а сторожка лесника в каком лесу находится?(хвойном).Какие деревья?(ели).Как ещё можно сказать?(ельник, еловый лес).
  • Деревья и кустарники имеют плоды и сейчас мы с вами определим, чей же плод спрятался в волшебной коробочке. Коробка – сундучок с двумя отверстиями для рук. Дети на ощупь определяют ,что спрятано. Здесь можно использовать дифференцированный подход: некоторые дети обследуют двумя руками. Называют шишки: сосны – сосновая, ели – еловая, кедра – кедровая; плоды дуба – жёлуди, ягоды шиповника и т.д.
  • Пальчиковая гимнастика :

Мальчик с пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил:

Встретил я медведя, волка,

Зайку ,ёжика в иголках,

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

  • О ком это стихотворение? ( о животных) .Правильно. а сколько их было всего? (8)
  • Вспомнили мы про зверей, которые живут в лесу. И у меня для вас следующее задание – игра «Собери силуэт животного». Дети выбирают детали одного цвета, работают в парах, учатся договариваться.
  • Пока вы будете составлять , я вам расскажу интересные факты из жизни животных. Например: лось сбрасывает рога в начале зимы; лиса больше времени охотится по ночам ; у волка очень чуткий нюх, острое зрение; у медведицы зимой в берлоге появляются медвежата и другие.
  • Когда дети выполнят задание, они добавляют бумажные ёлочки сделанные на занятиях оригами.
  • В каком лесу спрятались звери? (в еловом, ельнике, хвойном).
  • И мы с вами отправляемся на эту лесную полянку. Послушайте. Звучит аудиозапись.
  • Что вы услышали? (голоса птиц). Каких вы птиц узнали? (кукушка, синичка). А каких птиц вы ещё знаете? (ворона, дятел, сова).Здесь для вас есть загадка: «Найди тень от птицы». Дети выбирают картинку и находят чёрный силуэт, называют птиц.
  • А чем питаются птицы?(насекомыми, семенами трав, растений ).
  • Правильно, в лесу растут разные травы, цветы. Есть растения, которые человек использует для лечения. Как они называются? (лечебные, лекарственные).А с какими лекарственными растениями мы уже свами знакомились?( подорожник, крапива, ромашка, мята, зверобой…).
  • А сейчас мы выполним гимнастику для глаз, что бы наши глаза отдохнули.(комплекс 1 ) .
  • Глаза наши отдохнули и мы продолжаем беседу о растениях. Чаще всего травы заготавливают в сушёном виде. Ребята, а вы сможете узнать какие здесь травы?(да) ,а как?(по запаху).Верно, чтобы усилить аромат, нужно траву помять, потереть руками.
  • Дети определяют в какой розетка какая трава (они измельчённые).А сейчас нужно найти эти травы среди других растений, которые находятся на столе (на столе разложены разные сушёные растения – гербарий).Дети, как мы будем определять? (по внешнему виду – цветку, листьям, стеблю, корню, по особым признакам).
  • Молодцы, с этой задачей мы тоже справились. А что готовят из лекарственных трав? (отвары, чай ),дополняю и обобщаю: из лекарственных трав готовят отвары, настои, делают примочки и. конечно, же заваривают травяной чай.
  • А с чем пьют чаще всего травяной чай?(с вареньем).Верно, а из чего готовят варенье? (из фруктов, ягод) .Хорошо, но мы с вами сегодня будем определять из каких ягод приготовили эти варенья.
  • На столе в розетках разложено разное варенье. Как можно определить где какое варенье? (по цвету, по вкусу) А как вам хочется? (по вкусу).Дети ,выбрав варенье по цвету, определяют из каких ягод его приготовили , называют :малина – сладкое, смородина чёрная, красная – кислое, калина – горьковатое и другие. Варенье это из лесных ягод. А что ещё можно приготовить из ягод? (сок).
  • Сейчас мы рассмотрим картинки и назовём знакомые ягоды. Скажите, пожалуйста,   ягоды ежевика сок – ежевичный, молодцы! Далее дети называют : малина – малиновый, клюква – клюквенный, рябина – рябиновый, земляника – земляничный сок и другие.
  • Рассказ воспитателя.
  • Ребята, мы поговорили с вами о многих обитателях леса. В природе всё взаимосвязано. Обитатели леса хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей : не будет одних, плохо другим. Лес и человек тоже нужны друг другу. Что мы получаем от леса? (пищу, строительный материал, полюбоваться красотой, отдых) .Представьте ,что вы отправились с родителями, друзьями в лес на отдых, что  нужно помнить? (правила поведения в лесу)  .
  • Сейчас мы с вами поиграем в игру «Истинно - ложно». У вас на столах есть карточки красного и зелёного цвета. Красная  – правило неверное, зелёная – правило верное. Воспитатель называет правила : Ветки не ломать, деревья не качать, ни травинку , не листок зря не рвать. Можно шуметь, кричать в лесу – это никому не мешает. В лесу нельзя мусорить. Нельзя разорять птичьи гнёзда. Можно прогнать из леса всех животных и насекомых. Разожгли костёр – не тушите. Нельзя разорять муравейники. Нужно беречь и охранять лес! Молодцы, я уверена, что вы не только знаете правила поведения в лесу, но и будете их выполнять. Соблюдая верные правила, мы надолго сбережём красоту нашего края.
  • Давайте немного расслабимся, сядьте по удобней, закройте глаза. Играет тихая, спокойная музыка. Релаксация: нам хорошо и приятно. Мы дышим чистым  воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем оберегать всё живое, будем помощниками – юными экологами. Я знаю, что вы выучили стихи, расскажите нам, пожалуйста.
  • Дети рассказывают стих: Ты расти на радость людям,    

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес!

Нор звериных, птичьих гнёзд,

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Живётся с нами радостно всегда!

Чтоб навеки не исчез,

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров зелёный лес!

  • Лес дарит нам волшебную красоту, он красив в любое время года. Он даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, целебные травы и многое другое. Любите и берегите, защищайте всех обитателей леса.
  • Лесник с вами прощается, я хотела бы узнать:  вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось? Что запомнили?

 

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи « Наземный транспорт» Подготовительная группа для детей с нарушением зрения.

Задачи:

1.Закрепить умение определять и называть разные виды транспорта (по назначению, но способу передвижения).

2.Учить детей образовывать сложные слова(бензовоз).

3.Обогащать и активизировать словарь детей (грузовой, пассажирский и др.

4.Развивать воображение детей, наблюдательность, общую и мелкую моторику.

5.Знакомство с кроссвордом.

6.Развивать зрительную функцию прослеживания, целостность восприятия.

Материал: плакаты «Для чего нужны машины», « Машины на нашей улице», «Транспорт»; картинки грузового, пассажирского и спецтранспорта; мягкий конструктор «Мы едем, едем»; тетради «Соедини по точкам»; колпачки для зрительной гимнастики; карточки – слова; игрушки(машины), мяч, фломастеры; геометрические фигуры(детали) из картона для конструктора.

Приёмы: объяснение, обобщение, проговаривание, рассматривание плакатов, картинок, физпауза, гимнастика для глаз, пальчиковая игра, вопросы, рассказ воспитателя, индивидуальный подход, поощрение детей, работа у доски, прослеживание, разгадывание кроссворда, составление целого из частей, рисование по точкам, чтение слов и др.

Ход: Дети заходят и здороваются с гостями, проходят к доске. Воспитатель обращает внимание на кроссворд, который на доске. Сегодня мы с вами будем разгадывать кроссворд. Нужно выполнить задания, чтобы открыть карточки – слова.

  • Задание: «Назови и покажи». Рассматривая плакат, задаю вопросы к детям: Что здесь изображено?(машины), какую машину узнала Катрина? Назови и покажи, для чего она нужна? Как можно назвать эти машины одним словом? (транспорт). А с помощью карточек -  схем вы определите, какой это транспорт по способу передвижения: водный, воздушный, наземный.
  • Воспитатель показывает схемы, а дети жестом( кивок головой или отрицание) определяют вид транспорта(наземный).
  • Какой наземный транспорт есть в нашем городе?(автобусы, грузовые машины, скорая помощь и др.) Почему его так называют? (Двигается, ездит по земле).
  • Для чего нужен транспорт ? (для перевозки людей и грузов).
  • Верно, значит, мы его можем назвать …..(пассажирский и грузовой).
  • Молодцы, ребята, мы с вами выполнили первое задание, и я открываю слово, дети читают ТАКСИ. В нашем городе есть такси? Какой это вид транспорта? (пассажирский), повторяем индивидуально.
  • Задание «Раздели на группы». Дети берут картинку с изображением какого – то транспорта, на столе образцы – игрушки: автобус, грузовик.  Каждый ребёнок  самостоятельно определяет грузовой или пассажирский его транспорт. В ходе выполнения задания воспитатель спрашивает детей, почему они положили свою картинку именно к грузовику? К автобусу? Затем рассматриваем оставшиеся картинки. Это спецмашины, знакомые дети называют: скорая помощь, экскаватор, бульдозер и др. Сообщение воспитателя: бульдозер – в переводе с английского «бул » - бык, буйвол( сильный со стальным лбом( лопатой). Бульдозер ровняет площадки, расчищает горные завалы, снежные заносы. Это сильная техника. Как вы думайте кто управляет бульдозером? Если дети затрудняются ответить, помогаю – бульдозерист (закрепляем).
  • Воспитатель задаёт вопрос: Можно ли на самосвале перевозить мебель, бытовую технику? (нет). Почему? (всё можно сломать), а что же можно перевозить в самосвале?( В самосвале перевозят песок, глину, мусор и др.) Верно, ребята, т.е. сыпучие материалы
  • Вот и с этим заданием мы справились, открываем следующее слово мотоцикл. (читаем вместе)
  • Следующее задание «Исправь ошибку». Скажите, пожалуйста, где собирают, изготавливают машины? (на заводе, на  автомобильном заводе) .Представьте себе, что работники завода собрали неправильно машину, допустили ошибку. Что может произойти? (авария, столкновение, погибнут люди). Да, поэтому нужно быть очень ответственным работником. У нас на ковролине собраны некоторые виды транспорта, но с недостающими частями – деталями. Давайте, мы с вами исправим ошибки.
  • Дети подбирают детали: колесо, кабину, фары, руль и соединяют с нужной машиной, собранной на ковралине(мягкий конструктор).
  • Выполнили и это задание, открываем третье слово велосипед.
  • А сейчас проведём физпаузу: «Машины».
  • Накачали шину – шину (наклоны вперёд).
  • Завели свою машину (руками мотор).
  • И поехали вперёд ( взяли рули).
  • Машины – малютки ( присели).
  • Машины большие ( большие).
  • Спешат грузовые ( медленно идут).
  • Бегут легковые ( частым быстрым шагом).
  • Торопятся, мчатся, как будто живые.
  • Стоп! Нажали тормоза(показ ногой педаль).
  • Дальше ехать нам нельзя.
  • Отдохнули, приступаем к следующему заданию. Садимся за столы, будем с вами конструкторами. Соберём из картонного конструктора машину, детали берём из конвертика, у каждого получится своя машина. Детали одного цвета, по ходу выполнения задания задаю детям вопросы: какой формы кабина, колёса, кузов, платформа? Какого цвета получилась твоя машина? Что можно на ней перевозить? Некоторые дети выполняют по образцу.
  • Все успели собрать свой транспорт, значит, мы открываем следующее слово троллейбус. Какой это транспорт? (пассажирский). У троллейбуса две штанги держатся за провода, поднимите руки вверх – это штанги.
  • Давайте сядем на стульчики и сделаем гимнастику для глаз, снимаем очки, берём колпачок, одеваем на большой пальчик правой руки.
  • Работа подъёмного крана: голова неподвижно,   вверх- вниз проводим колпачком(3раза), следим за движением колпачка.
  • Машина поехала: вправо – влево(3 раза).
  • Поворачиваем руль: справа пальчик с колпачком двигается вверх- влево-вниз и наоборот.
  • Свет от фар яркий: зажмурили глаза, открыли(3 раза).
  • Прикрыли глаза, считаем до 10. Одели очки.
  • Следующая игра «Назови правильно». Дети встают в круг, игра с мячом. Воспитатель объясняет правила игры: нужно соединить 2 слова, чтобы получилось новое слово, например, бензин возит – бензовоз.
  • Машина, которая молоко возит – молоковоз, лес возит – лесовоз, панели возит – панелевоз, бетон мешает – бетономешалка, мусор возит – мусоровоз, снег убирает – снегоуборочная и др. Проговариваем слова вместе, индивидуально. Затем называем знакомые машины, которые помогают людям: скорая помощь, пожарная машина, аварийная ). Показать картинку Эвакуатор. Кто знает, как называется эта машина? Для чего она нужна? Рассказать детям, если они затрудняются. Пришло время открыть новое слово автобус.
  • А чтобы выполнить следующее задание, мы должны размять свои пальчики. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». Проводит мальчик.
  • Есть игрушки у меня( ладошки- кулачки):
  • Паровоз и два коня, серебристый самолёт, 3 ракеты, вездеход, самосвал, подъёмный кран – настоящий великан. Сколько будет, как узнать? Ты попробуй сосчитать (загибают пальчики по количеству игрушек, считают всего 10 игрушек).
  • «Соедини по точкам». У детей в тетрадях нарисован разный транспорт из точек, соединяя, дети узнают и называют. Кто делает быстро, штрихуют вертикальной или горизонтальной линией. Открываем последнее слово грузовик.
  • Читаем все слова в кроссворде. Какое получилось выделенное слово? (колесо). Верно, колесо – это деталь необходимая всем видам транспорта. И воздушным ( шасси), водным(колесо – штурвал). Спасибо тем изобретателям, которые его придумали. Если бы не было колеса, то не смогли бы мчаться, катиться, ехать, тарахтеть разные машины. Показать книгу «Почемучка», в ней мы прочитаем про издателей колеса в свободное время.
  • Итог занятия: понравилось занятие? что особенно запомнили? почему? Ребята, мне тоже очень понравилось,  как вы занимались, отвечали, выполняли задания, молодцы!

           такси

             мотоцикл

               велосипед

         троллейбус

       автобус

            грузовик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционной образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия для подготовительной группы детей с нарушением зрения по теме «Наша армия родная»

Расширить представления детей об армии.Формировать целеустремленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением военной техники, военной тематики.Учить понимать заслоненн...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк» Тема: «Ручки – наши помощники»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в средней группе «Василёк»Тема...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк» Тема: «Мебель в доме»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительно-образной памяти у детей с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия) в старшей группе «Василёк»Тема: «Мебель в доме»...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей с нарушением зрения "Широки просторы наши".Тематическое занятие, посвященное дню Ставропольского края...

Собрание - практикум"Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения и речи" для родителей подготовительной группы

цель собрания - объеденить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей; обучить их конкретным приемам коррекционной и логопедической работы...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушением зрения "Дикие животные нашего края"

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушением зрения № 2 "Дикие животные нашего края"...

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения «И покажем, и расскажем» (подготовительная к школе группа)

Конспект коррекционного подгруппового занятия в подготовительной к школе группе, с целью которого формирования у детей с нарушениями зрения знаний об окружающем мире. В форме экскурсии по краеведческо...