Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по теме «Военная техника ВОВ» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

9 Мая! Великий праздник для нашего народа.  В этот праздник мы  поздравляем ветеранов и чтим память погибших воинов. Около 70 лет эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.

В работе используется информационные технологии с рядом дидактических игр, а также здоровье сберегающие технологии. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических процессов: восприятие, внимания, памяти, мышления, речь. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

 Таким образом, цель работы: обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Продолжить формировать патриотические чувства  у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.09 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 18 «Виктория»  Пинчук Анна  Васильевна Краснодарский край Анапский  район, г. Анапа.

 

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по теме «Военная техника ВОВ» в подготовительной к школе группе

Цель: рассказать детям о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • познакомить детей  с  событиями   Великой  Отечественной
    войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;
    дать представление о том, что она была освободительной, велась
    во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;
  • познакомить  с  техникой времен ВОВ;
  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
  • Игровые (дидактическая  игра)
  • Практические (эксперимент).

. Предварительная подготовка:

  • подбор литературы по теме;
  • разработка конспекта НОД;
  • подготовка наглядного материала (презентация);
  • подготовка раздаточного материала;
  • подготовка технического обеспечения.

Оборудование:

  • Ноутбук, интерактивная доска;
  • Оборудование для практической работы.

Состав участников: дети старшей и подготовительной к школе  группы.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми


Воспитатель:  (Показ слайдов, в сопровождении рассказа воспитателя. В книжном уголке представлены книги и иллюстрации о ВОВ. А также совершенно случайно дети находят письмо мальчика  тех лет.) Дети обращают внимание, рассматривают его, задают вопросы «Что это?», «Зачем это здесь?», «Как появилось письмо в нашей группе?» (либо педагог провоцирует их на вопросы «Ничего необычного не замечаете? «Что-нибудь спросить не хочется?»)

I.   Введение в ситуацию.  

- Знаете ли вы, ребята, какой праздник будет отмечать вся страна и  наш город 9 мая?

- Это праздник солдат, моряков, летчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.

- Это не только праздник солдат, но всего нашего народа, который не только на фронте, но и в тылу день за днем, месяц за месяцем, год за годом одерживал победу над врагом.

-У кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне? (Ответы детей.) Кем они были во время войны? (Ответы детей.)

- Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили вот такие письма-треугольники /показать солдатские треугольники/. Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа каждого человека  жила в этих скромных треугольниках. ( Слайд 2)

- А вы хотите узнать, о чем это письмо? Конечно, читать чужие письма – это не прилично, но я думаю, что рассказ мальчика – автора  поможет нам лучше понять военное время.

II.  Актуализация имеющихся знаний.

- Как вы думаете, ребята, о чем мы  сегодня мы с вами поговорим?
Воскресенье, 22 июня 1941 года. Тишину наступившей ночи, по – летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь. Началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. (фото Гитлера)  Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой. Нападение Германии на нашу страну было неожиданным. В те дни десятиклассники оканчивали школу. Они строили планы на будущее. Но война жестоко разрушила эти планы.
Мужчины отправлялись на фронт. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну.

   - Дети, почему война называется Великой Отечественной?
Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих 4 года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.
Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.
  
 - Ну, что откроем конверт и прочтем содержание?!

«… Здравствуй, мой друг Петя. Сегодня 17 июня 1943 года. Все вокруг разрушено. Кругом голод. Нас снова бомбили. Снаряды, гильза повсюду (военные патроны разного калибра). Я за время войны видел много разной военной техники…» Слайд 3)

Представляешь, Федьке из соседнего двора, солдаты сделали качели  на танке. Танк — бронированная боевая машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного.  (Слайд 4)

T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») — советский средний танк периода Великой Отечественной войны, выпускался серийно с 1940 года, был основным танком до первой половины 1944 годa. Стал самым лучшим танком второй мировой войны. Его появление на фронте повергло в шок танкистов противника, и все дальнейшие разработки немецкого противотанкового оружия были нацелены прежде всего на борьбу.  Т-34Разработан конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 под руководством М. И. Кошкина. В машине впервые органично сочетаются противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. (Слайд 5)

ИС — серия советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — в честь И. В. Сталина ( Главнокомандующий СССР).  Новая боевая машина обладала всеми качествами, необходимыми для борьбы с любым танком противника: мощная пушка, повышенная броневая защита и надежная силовая установка. В ходе испытаний при стрельбе по трофейному немецкому танку Т-V "Пантера" с расстояния 1500 метров снаряд танковой пушки пробил лобовую броню и, не утратив еще своей энергии, прошил все внутренности "Пантеры". (Слайд 6)

« …Катя, девочка из нашего двора, рассказала мне, что ее брат служит на подводной лодке. Жаль, но я лодку ни разу не видел. Катя говорила, она похожа на большую овальную пилюлю (таблетка). Вот интересно. Почему она называется лодка? Почему она не тонет? Как командир видит цель под водой?...» (Слайд 7)

   - Подводные (субмарина) лодки — плавает под водой. Это  особый класс боевых кораблей, которые кроме всех качеств военных кораблей обладают способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. Она может держаться ниже уровня воды, не падая на дно, только тогда, когда весит ровно столько, сколько вытесняет воды. Чтобы придать ей как раз такой вес, матросы напускают внутрь её, в особые вместилища, воду извне; когда же нужно подняться, воду выкачивают.

 Чтобы  командир подводной лодки определил направление (пеленг) с подводной лодки на цель, курсовой угол корабля противника, расстояние до цели, скорость ее, а также момент торпедного залпа, ему необходим перископ.  

 Перископом называется оптический прибор, представляющий собой зрительную трубу с системой зеркал или призм и линз. Он позволяет вести наблюдение из укрытий, убежищ, броневых башен, рубок, танков, подводных лодок.  С помощью перископа командир подводной лодки определяет направление (пеленг) с подводной лодки на цель, курсовой угол корабля противника, расстояние до цели, скорость ее, а также момент торпедного залпа.
     Чтобы противник не заметил перископ, габариты его выступающей из-под воды головки должны быть минимальными. Но для успешного наблюдения за воздушными целями головку перископа вынужденно делают утолщенной, чтобы можно было разместить в ней необходимую оптику зенитного наблюдения.      Поэтому в настоящее время на подводной лодке устанавливают два перископа: перископ атаки (командирский) и зенитный.

Вое́нно-морско́й флот — основная часть военно-морских сил государства

- Подводные лодки типа «Щука» — серия средних подводных лодок, построенных в СССР в 1930-x — 1940-x годах. Отличительными особенностями лодок были сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щ» активно участвовали в Великой Отечественной войне, несмотря на моральную и физическую устарелость эти лодки составили основу Советского подводного флота. За годы войны наш флот потерял 31 лодку данного типа.  (Слайд 8)

- «Беспощадный» — так назывался эскадренный миноносец, слава о котором в годы Великой Отечественной войны облетела весь Черноморский флот. Много героических дел совершили моряки этого корабля. Огнем своих орудий миноносец поддерживал отважных защитников Одессы, совершал дерзкие рейды к вражеским берегам, обрушивая удары по войскам и укреплениям противника, не раз вступал в жестокие бои с фашистскими батареями и авиацией. За героизм и мужество экипажа эскадренный миноносец «Беспощадный» был награжден орденом Красного Знамени. О людях корабля, их подвигах рассказывает в своих воспоминаниях контр-адмирал Г. П. Негода, командовавший «Беспощадным» в то время. (Слайд 9)

… А Кати – мама тетя Маша, ездит на грузовике – полуторке. Она развозит по городу боеприпасы, продукты и медикаменты. Я с ней тоже ездил. В машине большой тяжелый руль и одна единственная фара…

 - «Полуторка» – это грузовичок, автомобиль оснащенный  кабиной из дерева и прессованного картона, позже их заменил металл, а во время войны материалов не всегда хватало даже на двери из брезента.  Основой была рама, а подвеской служили рессоры, обеспечивающие грузоподъёмность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка». Несмотря на это, «полуторки» почти всегда эксплуатировались со значительным перегрузом и зачастую перевозили до трёх тонн.

Став уже достаточно популярным транспортом, «Полуторка» оказалась незаменима во время Второй Мировой войны. Простая,  надёжная конструкция и неприхотливый характер позволили автомобилю стать и поставщиком, и носителем вооружения. (Слайд 10)

… Только что пришел мой друг Ленька с работы. Представляешь ему 10 лет, а он на заводе помощником токаря трудится. Мне еще год до него расти. Эх, успеть бы тоже помочь.

Но мы с Катей просто так не сидим. Ходим в госпиталь ( больница для военных), навещаем больных, стираем  и сворачиваем бинты, поем песни. Поднимаем боевой дух…

 - «Великая Отечественная война… Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это понятно: воевали-то в основном мужчины – но в этом и отражение нашего неполного знания о войне. Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жен, сестер, братьев,  которые были санинструкторами на полях сражений, кто заменял мужчин у станков на заводах, в госпиталях  и на колхозных полях.  Война – не детское дело. Но эта война была особенной. (Слайд 11)

… Друг мой, Петя. Только что прогремел артиллерийский выстрел. Я научился различать звуки разрывающихся снарядов. Это был залп «Катюши». Когда я впервые увидел машину она показалась мне странной громадиной. Вроде грузовик, как грузовик, но сверху зачем-то какие-то рельсы приделаны.  Я даже не представлял себе, насколько она шумная…

Артилле́рия — род войск, основным вооружением которого являются артиллерийские орудия — огнестрельное оружие относительно крупного калибра: пушки, гаубицы, миномёты и т. П.

 - "Катюша" играла большую роль в боевых действиях Великой Отечественной войны. Стала грозной машиной, которая наводила ужас на врагов. Оставшиеся в живых после ее обстрела фашисты воевать уже не могли. В секретных документах фашистского командования появлялись сообщения о "русской автоматической многоствольной огнеметной пушке". Выжившие под ее обстрелом немецкие военные не оказывали сопротивления, так как были либо контужены, либо оглушены или застывали в оцепенении от ужаса.

Сила "Катюши" была удивительной - кроме разрушений и поражений вражеских точек, она оказывала очень сильное психологическое воздействие

Как эта машина получила свое ласковое имя, до сих пор неизвестно. Была версия, что это связано с заводской маркой Воронежского завода имени Коминтерна, буквой "К" на бортах машин. Предполагают, что, скорее всего, название родилось из знаменитой песни о Катюше, которая "выходила и песню заводила". Боевые гвардейские машины тоже ведь выходили на позиции и запевали такие своеобразные "песни". Возможно на одной из машин солдат написал имя своей любимой. (Слайд 12)

Самохо́дная артиллери́йская установкабоевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся (самоходном) шасси и предназначенное для непосредственного сопровождения танков и пехоты на поле боя.

К самоходно-артиллерийским установкам следует относить, все боевые бронированные самоходные машины со ствольным артиллерийским вооружением, за исключением танков и БТР (БМП)..

Самоходные орудия отличаются от танков принципами боевого применения и характером решаемых ими задач. Прежде всего, это касается баланса огневой мощи, защищённости и подвижности, гармоничное сочетание которых определяет сущность танка.

СУ — это разновидность артиллерии, обладающая высокой подвижностью и проходимостью, что позволяет ей обеспечивать непрерывное огневое сопровождение передвигающихся войск. Танки же способны действовать как с пехотой, так и самостоятельно.

Мощность вооружения артиллерийских установок значительно больше, чем у танков. Это определяет большую длину и вес ствола, более совершенное навигационное и прицельное оборудование, наличие баллистических вычислителей и других вспомогательных средств, улучшающих. (Слайд 14)

… Петя, а ты научился различать наши самолеты от других, которые находятся в воздухе?..

 - Самолёт — воздушное судно, предназначенное для полётов в атмосфере (воздухе) с помощью силовой установки. (Слайд 15)

- Тяжелый истребитель «ПЕ – 3»

Во время Великой Отечественной войны Пе – 3 – конструктор Владимир Михайлович Петляков -  был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. (Слайд 16)

 - «Як-9» - основной тип истребителя семейства "Як" периода Великой Отечественной войны.  Конструктор А. С. Яковлев.   В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов в день.  

Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными истребителями и истребителями противника. Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик, высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель.   Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. ( Слайд 17)

 - Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны. В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его — «бетонный самолёт» и «цементный бомбардировщик». (Слайд 18)

…Эх,  Петя, скорее бы закончилась война. Напиши как живешь?  Твой друг Саша…

IV.    Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

 Работа по закреплению материала (Слайд 18 – 23)

Игра «Назови военную профессию» (Игра с мячом).

- Ребята, как много разных военных профессий! Наша страна огромна, и защищать границы необходимо и с воздуха, и на море, и на земле.

 - Как можно назвать войска, которые защищают нашу страну с воздуха? (Военно-воздушные силы или авиация);

 - На море? (Военно-морские силы или Морской флот);

- На суше? (Сухопутные войска)

- В воздухе? (Воздушные)

Игра «Один-много».

Отряд, встали в одну шеренгу. Следующее задание такое: играем в игру «Один-много». Отвечаем по очереди, делая шаг вперед.

Солдат-солдаты

Летчик-летчики

Танк-танки

Истребитель-истребители

Орден-ордена

Моряк-моряки

Медаль-медали

Артиллерист  - артиллеристы

V.      Итог

- Ребята чем мы сегодня занимались? Что узнали?

  Воспитатель предлагает детям «планшет» командира, где каждый ребенок может зарисовать, наклеить иллюстрации военной  техники, о которой  сегодня узнал.

  Воспитатель хвалит детей за конкретные  поступки или решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по теме: “Мы за все в ответе».

Цель: Дать представления о Красной книге; об уменьшении численности многих растений, животных, насекомых в результате деятельности человека....

План-конспект совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: «Мы здоровьем дорожим, мы здоровье сохраним».

План-конспектсовместной деятельности воспитателя с детьми на тему:«Мы здоровьем дорожим, мы здоровье сохраним».Цель:Формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к здорово...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Приключения на планете Цифляндия»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе«Приключения на планете Цифляндия»...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области « Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему « Как поймать радугу?"

Цель занятия: формировать интерес к явлениям природы через исследовательскую деятельность.Программное содержание:1. Познакомить воспитанников с разными видами радуги, со способами получения радуги раз...

План-конспект совместной деятельности воспитателя с детьми на тему: "Путешествие в космос"

Данный материал подойдет, как просто открытое занятие, так и ко дню космонавтики....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями «Путешествие по сказкам на воздушном шаре». Средняя группа компенсирующей направленности сложный дефект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми иродителями «Путешествие по сказкам на воздушном шаре».Средняя группа компенсирующейнаправленности сложный дефект....