НОД "Поможем капельке"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барцайкина Тамара Даниловна

НОД учит детей бережному отношению к воде, знакомит с понятием "круговорот воды в природе",  "акватория", с экосистемой, учит экспериментальной деятельности. Работа над экологическим воспитанием детей проводится  в  интересной и познавательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_kapelke.doc56 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_vody_shema.doc2.84 МБ

Предварительный просмотр:

«Поможем капельке»

НОД по экологии  в старшей группе.

Программные задачи

Обучающие:

  • Ознакомление с понятиями: «круговорот воды в природе», «акватория»;
  • Обучение умению устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Формирование представлений об искусственных причинах нарушения баланса в экосистеме;

Развивающие:

  • Расширение знаний о различных видах водоёмов (родники, реки, моря, озёра и т. д.),  воде, её роли в жизни человека и живых организмов;
  •  Развитие умения ориентироваться в условиях цветовых обозначений на глобусе;
  • Развитие экологического мышления в процессе опытнической деятельности;

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу;
  • Закрепления желания правильно вести себя в природе.

Материалы и оборудование:

Письмо с рисунком; картина-схема; картинки живой и неживой природы; глобус; макет «Круговорот воды в природе»; баночки с воронкой; марля; вата для фильтра; знаки «Правила поведения в природе».

Ход занятия.

1-ая часть. Организационный момент.

Воспитатель приносит в группу письмо с рисунком.

Воспитатель

Мы получили странное письмо с рисунком. Давайте прочитаем.

«Текла по равнине чистая, прозрачная река. Построили на берегу завод игрушек. Стало много новых игрушек, что радовало малышей. А завод начал брать чистую воду из реки и спускать в неё грязную. Было много воды в реке, а стало мало – завод расходует. Рыба в реке заболела. Птицы и звери перестали пить воду из неё. Погибает река! Помогите!  Капелька». Поможем Капельке и всему живому вернуть чистую речку! Но прежде давайте вспомним, кому и зачем нужна вода?

2-ая часть. Дидактическая игра «Кому нужна вода?»

Дети подходят к картине-схеме. Из картинок живой и неживой природы выбирают только те объекты, которым вода необходима. Прикрепляют картинки к картине-схеме и объясняют, зачем нужна им вода.

3-я часть. Работа с глобусом.

Воспитатель.

Как вы думаете, на Земле много воды? Очень хорошо видно на глобусе, сколько места занимают на земле вода и суша. Каким цветом обозначена суша? Вода?

Дети

Зелёным, коричневым, жёлтым выделена суша, голубым – вода.

Воспитатель

Можно сказать, чего больше  - воды или суши на Земле?

Дети

На Земле больше воды, чем суши.

Воспитатель

Всё это голубое пространство на глобусе называется акваторией. Она состоит из водоёмов. Какие водоёмы вы знаете? Какие водоёмы занимают больше всего места на глобусе?

Дети

Есть реки, озёра, ручьи, океаны и моря. Больше места занимают океаны и моря, а меньше – ручьи, реки, озёра.

Воспитатель

Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках, озёрах? Какую воду больше всего использует человек?

Дети

Человек использует пресную воду.

Воспитатель

Расходует человек пресную воду в огромном количестве, а её запасы на Земле постоянно пополняются. А хотите узнать как?

4-я часть. Круговорот воды в природе.

Воспитатель

Представьте себе, что вы пришли на берег водоёма. Много-много капелек – подружек играют, резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки – подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. Они летят всё выше и выше. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь – это маленькие капельки воды. Упали они на землю, напоили растения, животных, промочили землю. Под землёй капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекают в водоёмы.

Вот так пополняются запасы воды на Земле. Этот процесс называется круговорот воды в природе, от слова «круг», т. е. вода движется по кругу. С земли на небо, с неба на землю. Кто сможет повторить, как движется капелька? Как это называется?

5-ая часть. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель

Давайте тоже превратимся в капельки и поиграем в их путешествие.

Звучит музыка, напоминающая дождь.

Воспитатель

Я – мама Тучка, а вы – детки-капельки. Вам пора отправляться в путь.

Под музыку «капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Воспитатель

Полетели капельки на землю… Скучно им стало по  одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

Дети капельки составляют ручейки, взявшись за руки.

Воспитатель

Встретились ручейки и стали одной большой рекой.

Ручейки соединяются в одну цепочку.

Воспитатель

Плывут капельки в большой реке. Текла – текла река и попала в океан.

Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу.

Воспитатель

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, весёлые вернулись к маме Тучке.

Присевшие на корточки дети поднимаются и вытягивают руки вверх.

6-ая часть. Опыт.

Воспитатель

Нашей капельке плохо живётся в грязной реке. Как ей помочь? Может, остановить завод игрушек и другие заводы и фабрики?

Дети

Нельзя, не будет игрушек, машин, тканей, посуды…

Воспитатель

Тогда давайте научим директора завода, как очистить воду, которую сливает завод. Мы это умеем? Процесс очистки воды Наталья Анатольевна снимет на камеру, а кассету мы отправим директору завода. С помощью чего можно очистить воду?

Дети

С помощью фильтра.

Воспитатель

Из чего сделаем наш фильтр?

Дети

Из марли, ваты.

Дети разделяются на пары, занимают свои места и начинают фильтровать воду.

Воспитатель

Что произошло после фильтрования грязной воды? Посмотрите, у всех ли получился опыт? Почему у этих детей вода чище, чем у всех? Что осталось на фильтре?

Дети

У их фильтра больше слоёв. Чем тоще фильтр, тем чище вода. На фильтре осталась грязь.

Воспитатель

Какой совет мы можем дать директору завода, чтобы из труб не вытекала грязная вода?

Дети

Поставить фильтры на трубы.

7-ая часть. Дидактическая игра «Выбери знак «Правила поведения в природе»»

Воспитатель

Вернёмся к рисунку, полученному в письме. Сточную воду очистят фильтрами. Достаточно ли этого, чтобы нашей Капельке и другим жилось в водоёме уютно? Что ещё можно сделать для реки? Давайте выберем знаки из «Правил поведения в природе», которые подходят к нашему рисунку. Объясните свой выбор.

Дети рассматривают изображения консервной банки, бутылки, сачка для бабочек, сломанного камыша, фильтра.

Дети

Дети, в природе нельзя мусорить, рвать цветы, ломать камыш, бросать бутылки. Все люди должны сохранять и беречь природу.

Воспитатель

Сейчас мы соберём наши предложения по охране природы и отправим директору завода. А вы сегодня отлично поработали. Помогли маленькой Капельке, которая попала в беду, узнали, кому и зачем нужна вода.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Проект «Капелька за капелькой»

Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....

Проект "Капелька за капелькой"

Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...

Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...

Капелька за капелькой

Проект  в средней группе...