Консультация для воспитателей "Летняя мастерская. Время развивать воображение"
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нечаева Вера Алексеевна

Консультация для воспитателей "Летняя мастерская. Время развивать воображение" освещает вопросы разнообразия работы с детьми в летний период с природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyaya_masterskaya.docx171.39 КБ

Предварительный просмотр:

Летняя мастерская. Время развивать воображение

Лето. Благодатная пора!.. Педагог имеет возможность во время прогулок и экскурсий развивать воображение детей, обогащать их чувства и впечатления. В летнее время все занятия превращаются в увлекательную игру. Игры и занятия с природным материалом: камешки, веточки, листочки, перышки – не просто забава, а приятное развлечение. Как неповторима природа, так неповторимо и то, что создано из ее даров. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде, даже если это самая простая птичка из обыкновенного желудя или перышка. Самодельные игрушки не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, «отзывчивым» материалом. Это и развитие нестандартного мышления и воображения. Общение с природным материалом обогащает ребенка, наполняет его реальными чувствами и представлениями благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки космической форме камешков, смоляному запаху шишек. Деликатно и ненавязчиво педагог учит ребенка всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у маленьких зрителей подлинно художественный вкус. Общение с природой исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево. Постепенно шаг за шагом, ребенок начинает осмысливать роль человека в сохранении природы, да и самой жизни на земле, проникая идеей глубинной связи всего живого и неживого. Кроме того, работа с природным материалом развивает глазомер, аккуратность и, что очень важно, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсоматорику). Настоящие инструменты: ножницы, игла, шило, напильник, плоскогубцы, выжигатель – становятся незаменимыми помощниками.

        Самое важное в работе с природным материалом – умение увидеть в  форме  какой – нибудь  образ. Вот шишка, похожая на лесовичка (елку, ежика,  дикобраза, ракету). А  эта ветка напоминает рога оленя (медузу, коралл, трезубец Нептуна). Вот два листочка: один из них по форме и цвету похож на золотую рыбку, другой напоминает щуку. Природный материал хорош еще и тем, что его можно брать в руки и рассматривать со всех сторон – прямо, сверху, снизу, сбоку. С этой стороны плод каштана похож на спящего котенка, с другой – на вазу, а если посмотреть снизу – на летающую тарелку.

Для возникновения того или иного замысла часто имеет значение не только форма и цвет, но и фактура: колючий материал или мягкий, шершавый или гладкий. Пробуждение ассоциаций и развитие ассоциативного мышления – прочный мостик к самостоятельному творчеству. Угадывание и фантазирование сами по себе очень увлекательны и полезны. Но нужно научиться делать выбор и останавливаться на одном из вариантов, чтобы можно было от фантазий перейти к делу – развивать задуманную тему и воплотить ее в конкретной поделке.

        Если замысел интересен, оригинален и возникает легко, значит, ребенок способен видеть   подготовленный для поделки природный материал и таким, каков он в своей природной форме, и таким, каким может стать в результате творчества. Если он замечает и чувствует, каким образом можно изменить природную форму (например, убрать лишнее – отломить, оторвать, отрезать, открутить – или, наоборот, добавить недостающее – прилепить, прикрутить, приклеить), то легко сможет выбрать технику обработки материала и создать поделку самым подходящим способом. Это значит, что у ребенка развивается художественный взгляд на вещи, взгляд, который помогает ему решать разные творческие задачи:

*всматриваться и чувствовать особенности природного материала во всей его гармоничной  красоте, во всем его богатстве ( форма, цвет, фактура, запах, даже вес);

*видеть интересный образ – на что похоже или на что может быть похоже при соответствующей обработке;

*создать задуманный образ – подбирать и добавлять к основной форме то, чего недостает для воплощения замысла;

*рассматривать вблизи и на расстоянии, любоваться и ли, напротив, отмечать недостатки (чужие – критично, но тактично), по возможности исправлять их;

*рассказывать о поделке или сочинять о ней историю, делать зарисовку с натуры.

Лето – прекрасное время для творчества и фантазии, благодатная пора для отдыха на воздухе, поэтому уважаемые педагоги совместите приятное с полезным. Удачи Вам и творчества!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

консультация для родителей "Как развивать воображение"

Развиваем воображение в нетрадиционной техники рисования...

Консультация для родителей «Как развивать воображение у ребенка»

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко....

Консультация для родителей "Развиваем воображение"

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с воспри...