Круглый стол для воспитателей на тему: "Организация труда детей в огороде и цветнике".
материал по окружающему миру на тему

Архипова Ольга Витальевна

Задачи:

- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;

- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста (организация труда детей в огороде и цветнике).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_truda_detey_v_ogorode_i_tsvetnike.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Детский сад № 2683.

Круглый стол для воспитателей на тему:
"Организация труда детей в огороде и цветнике".

Воспитатель:

Архипова Ольга Витальевна

Москва 2012-2013 учебный год.

Задачи:

- Создание условий обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей при организации трудовой деятельности в ДОУ;

- Привлечь внимание педагогов к организации трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста (организация труда детей в огороде и цветнике).

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главное. А если рядом с ним воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят увидеть еще больше.

Труд детей в природе создает благоприятное условие для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляют нервную систему.

В труде сочетаются умственные и волевые умения. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость. Работа на участке ( в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений. Наряду с наблюдениями труда окружающих, большое место занимает собственная трудовая деятельность ребенка. В детских садах имеются природные уголки, огороды, цветники, плодово-ягодные участки, где дети могут работать.

Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений: с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов на огороде. Сеять лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

Дошкольники средней группы выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных. У них нужно воспитывать настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определяется почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

У старших дошкольников необходимо воспитывать привычку работать по собственному желанию, а не только по предложению воспитателя, выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, воспитывать готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми.

Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

Конечная цель – вырастить овощи. ягоды, цветы, и результаты труда конкретный и понятный ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, но это имеет место в ручном труде (сделал игрушку – можешь играть).

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе?

Одно из условий всякой работы – правильная организация труда. А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда. Существуют различные формы детской деятельности. В практике распространенной формой являются занятия, которые проводятся в уголке природы, на огороде, цветнике, по перекопке земли, рыхлению, устройству грядок и клумб, посеву, уходу, сбору урожая.

Усвоение знаний и формирование трудовых умений и навыков должно проходить не только на специально организованных занятиях, но в преимущественно повседневном труду.

Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает какой они получат результат. По мере необходимости показывает нужные приемы. Также в процессе обучения детей умению ухаживать за растениями и животными большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач, считают организацию труда в форме различного рода поручений: индивидуальных, групповых. Они могут быть длительными, систематическими, кратковременными.

Работу на огороде и в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют во вторичной вскопке земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа детей знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.

После устройства грядок и клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Дети высаживают рассаду (помидоров, пересаживают цветы (анютины глазки, астры, бархатцы, львиный зев, петунию, настурцию и др.). В ходе работы воспитатель учит дошкольников делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидая, пока она впитается в землю, опускать растение в ямку, засыпать ее землей и «обжимать» землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива.

Старшие дошкольники пропалывают растения на разных стадиях роста. Значение прополки дети хорошо понимают: вредные растения мешают росту культурных, отнимают много света, воды. Трудность заключается в том, чтобы научить их отличать сорняки от культурных растений (например, листья сорняка – пырея очень похожи на первые листья моркови). Наблюдая с детьми всходы, надо обращать их внимание на то, что не все растения одинаковые. Большинство выросло из тех семян, которые сеяли, а некоторые – из оставшихся в земле корней и семян сорных трав. Учить ребенка различать растения помогать сравнивать их по внешнему виду.

Обучение приемам прополки проводится на фронтальном занятии. Педагог объясняет, что надо брать траву за стебель у самой земли, и, немножко раскачав, выдергивать, а затем отряхивать землю с корней, сопровождает свои слова показом. В течение лета внимание детей обращают на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, форм, цвета листьев и цветков растений.

Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Рвать много цветов нельзя – букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок – это тот, который стоит там, где он «родился» - на обочине полевой дороги, на цветнике, на лугу, возле студеного ручья и пр., чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.

Детей привлекают к уходу за растениями на ягоднике (уборка сухих листьев, рыхление почвы, прополка, размножение розетками, образующимися стелющимися стеблями материнского растения). В июне цветет земляника, появляются ягоды. Дети привлекаются к опытнической работе. Один кустик земляники пересаживают на свой участок, ведут наблюдения за ее ростом и развитием, делают зарисовки.

Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа, в лесу, на лугу, в парке проявить наблюдательность, пытливость: ведь он уже имеет первые и серьезные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться им.

Анкета.

Тема: "Организация труда детей в огороде и цветнике".

Уважаемые коллеги, просьба ответить на следующие вопросы:

1. Укажите возраст детей, с которыми Вы работаете на момент опроса:

  • От 3 до 4 лет
  • От 4 до 5 лет
  • От 5 до 6 лет
  • От 6 до 7 лет

2. Перечислите основные виды трудового воспитания в соответствии с программой "От рождения до школы":

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Назовите формы организации трудовой деятельности детей в вашей группе:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Как часто Вы планируете трудовую деятельность детей (указать по видам труда).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Осуществляя руководство трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Присутствует ли в Вашей работе труд детей в огороде и цветнике?__________________

7. Какие условия по организации труда детей в огороде и цветнике созданы в Вашей группе:_______________________________________________________________________

8. Нравятся ли детям ухаживать за растениями?_____________________________________

9. Какая работа была проведена с родителями воспитанников по данной проблеме:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Проблемные ситуации:

  • Если несколько детей захотели выполнить одну и туже  работу одновременно, как Вы разрешите эту ситуацию?
  • Если ребенок выдернул посаженый цветок, как Вы отреагируете на это?
  • Дети захотели съесть морковь выращенную на грядке как Вы поступите?
  • У детей начался конфликт из-за лейки, как вы разрешите эту ситуацию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме «Организация исследовательской экспериментальной работы на огороде»

Дошкольники — прирожденные исследователи.  И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача на...

Круглый стол для родителей на тему "Организация развития речи детей раннего возраста в семье"

Круглый сол для родителей на тему "Организация развития ркчи детей раннего возраста в семье"...

Круглый стол с воспитателями: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»»

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того...

Круглый стол для воспитателей на тему «Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Цель: помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом д/с (педагогами); успешное прохождение периода адаптации. План работы:I. Дать определение адаптации.II. Влияни...

Круглый стол для воспитателей "Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста"

Современное  общество  требует  от  человека  сосредоточенности  и  деловитости, способности  организовывать  свою  деятельность  с  учетом...