Конспект ООД в подготвительной группе "Знакомство с картиной И. И. Шишкиина "Зима". Образовательная область "Познавательное развитие"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Лукащук Юлия Анатольевна

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, при ознакомлении детей с произведениями искусства. Конспект сосотавлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Прилагаются фото картины и автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ood_v_podgotovitelnoy_gruppe_shishkin.doc469 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной группе

Образовательная область – познавательное развитие

Знакомство с картиной И. И. Шишкина «Зима»

Задачи:

1. Познакомить детей с репродукцией картины И.И.Шишкина «Зима».

2. Формировать умение детей воспринимать содержание картины И.И. Шишкина «Зима», понимать красоту природы,  которую изобразил художник.

3. Поддерживать интерес детей к пейзажной живописи, развивать эстетическое восприятие.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

1. Активизировать словарь детей:  волшебная, снежная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница.

2. Формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Прививать любовь к искусству.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Художественно-эстетическое развитие:

Продолжать формировать умение внимательно слушать музыкальное произведение, описывать свои чувства и настроения после его прослушивания.

Оборудование: портрет художника, репродукция картины И.И.Шишкина «Зима», магнитофон, диск с альбомом из серии П.Чайковского «Времена года»

Предварительная работа: чтение произведений о зиме, рассматривание изображений, рисование деревьев, наблюдение на прогулке за деревьями, за состоянием погоды, составление небольших рассказов о зиме.

Организация детей: дети сидят полукругом на ковре около воспитателя. Звучит отрывок из альбома П.Чайковского «Времена года» «Зима».

Ход ООД:

1 часть.

Воспитатель: Ребята, какую картину вы себе представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей). Какое время года подходит для этой музыки? (Зима).

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о зиме. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?  (зима). Вспомните, что бывает только зимой.

Какой снег зимой?

Дети: Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.

Воспитатель: Что такое сугроб? Какие бывают сугробы? (ответы детей)

Воспитатель: Какой бывает лес зимой?

Дети:  Спящий, дремучий, густой, глухой, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, величественный.

Воспитатель: Какими словами можно сказать о зиме?

Дети:  Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.

Воспитатель: Молодцы ребята! (показывает иллюстрации природы зимой.)

2 часть.

Воспитатель: Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но он очень красив и зимой. Снег подсиненный, хрусткий, он покрыл деревья, кустарники. Под его тяжестью опустили свои ветви могучие сосны и ели. Снег покрыл землю и все, что на ней было белоснежным ковром.

Сегодня мы с вами познакомимся с картиной И.И. Шишкина «Зима». (дети подходят к стенду с картиной, рассматривают ее и садятся на места)

Воспитатель: Все художники-пейзажисты с удовольствием изображали все четыре времени года, показывая разное настроение в каждом времени года, так как каждое время года может быть и грустным, и веселым, и радостным, и тоскливым. Сейчас зима, многие художники посвятили свои картины этому времени года. А великий русский художник И.И. Шишкин рассказал нам о зиме в своих картинах. Его покорил этот красивый зимний заснеженный лес, укутанный толстым слоем пушистого снега, и он написал картину, которую назвал «Зима». Он очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная - Шишкин. И сам он, крепкий, широкоплечий, с окладистой бородой, чем-то напоминал могучее дерево. (демонстрация  портрета Шишкина)

Трудно назвать такой художественный музей в нашей стране, где бы ни было полотен известного русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина.
Какие картины этого художника вам приходилось видеть?

Дети:  «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Рожь».

Физминутка:

Давай дружок, скорей дружок,

Кати смелее свой снежок. (дети идут по кругу, изображая, что катят снежок)

Он превратится в снежный ком (показывают ком)

И станет ком снеговиком (показывают три комка)

Его улыбка так светла! (улыбаются)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (показывают)
Но солнце припечет слегка, (руки вверх)
Увы — и нет снеговика. (приседают, как будто растаяли)

Воспитатель:  предлагает рассмотреть картину И.И.Шишкина «Зима».

Вопросы для беседы по картине:

Воспитатель: О чем рассказал художник на картине?

Дети:  О зиме в лесу.

Воспитатель. Какой это лес?

Дети:  Волшебный, зимний, спящий, сказочный,  дремучий.

Воспитатель: Посмотрите  на сосны. Они  не просто большие, а какие?

Дети:  Огромные, громадные.

Воспитатель.  Чуть дальше мы видим частый лес. Как можно сказать по-другому про частый лес?

Дети: Чащоба, непроходимый лес, дремучий.

Воспитатель: Посмотрите и скажите. Что лежит на земле под снегом?

Огромные стволы упавших старых деревьев. Как про старые деревья можно еще сказать, какие они? 

Дети:   Гнилые, трухлявые, ветхие.

Воспитатель:   Правильно. Упавшие деревья еще называют валежником. Кое-где стволы  деревьев  наклонились, но еще не упали. Скажите, а есть ли на картине маленькие елочки и кусты?

Дети:   Да. Они чуть-чуть видны из-под снега.

Воспитатель: Ребята,  а  как вы думаете, почему художник нарисовал деревья  так, что  не видно верхушек деревьев?

(Он просто стоял близко к деревьям и не видел верхушки, а только стволы).

Воспитатель: Вдалеке картины, в просвете между деревьями  в белой пелене  едва просматриваются огромные ели от макушки до основания.

Чтение отрывка из стихотворения Ф.Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной  бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,–

Не мертвец и не живой, –

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой…

Воспитатель: Посмотрите, какого  цвета снег на поляне?

Дети:  Необыкновенный, кремовый, пушистый, голубоватый.

Воспитатель:  В глубине леса луч солнца осветил ели, окрасил снег  слегка в желтоватые тона. Холодно, морозно, кажется все застыло, но нет лес,  все-таки живет. Приглядитесь внимательно?  Может, увидите кого-то живого в этом лесу?

Дети: На ветке сидит птица.

Воспитатель: Значит, в зимнем лесу есть жизнь. А теперь подумайте и скажите, а какая картина по настроению – веселая, звонкая или наоборот?

Дети: Тихая, спокойная.

Картина И. И. Шишкина выставлена в Третьяковской галерее.

3 часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами увидели, услышали и почувствовали  как поэты, композиторы, художники могут рассказать  о своем настроении, вызванном разным временем года, например, зимой. Вспомним, как называется картина с зимним пейзажем, и какой художник ее написал?

Дети: (ответы)

Воспитатель:  Ребята, какова главная мысль этой картины? Что хотел сказать нам художник? 

Как прекрасна наша родная русская природа! Да, природа - это красота земли. Она еще может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.
Вот почему люди всей Земли борются за экологию всего земного шара, за сохранение природы в ее первозданности. Испорченная природа не вызовет у человека хорошего, доброго чувства и приподнятого радостного настроения.
Какой вывод вы можете сделать из этого для себя?

Дети: (Природа - красота и богатство Родины, и ее надо охранять и беречь.)

Воспитатель:  Сегодня все были молодцы, все активно трудились! А мы с вами на следующих наших встречах познакомимся с другими художниками, которые писали о зиме.

Примечание: после этой ООД целесообразно провести рисование на тему зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник. (манная крупа, капустный лист, тампонирование, рисование свечой и т.д.)

И.И. ШИШКИН «ЗИМА»

ПОРТРЕТ И.И. ШИШКИН.

портрет Ивана Шишкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...

Организованная образовательная деятельность Развитие речи Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»

Организованная образовательная деятельность (ООД)Развитие речи (Р.Р)Дата____________________________________Тема: По ознакомлению с пейзажной живописью в старшей группе. Рассматривание картины И....

Организационно – образовательная деятельность «Развитие речи». Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Тяня не боится мороза».

Организационно – образовательная деятельность «Развитие речи».Тема: «Обучение рассказыванию по картине «Тяня не боится мороза».Цель: обучать детей рассказыванию по ...

Конспект образовательной деятельности "Картины крота" в старшей группе по развитию речи

В конспекте раскрывается применение технологии "Литотерапия - как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста". Данный конспект был опробирован в городском конкурсе "Педа...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...