Проект «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нясимя Фатиховна Халимова

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.  Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»

«Творчество,  является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития».

В. В. Давыдов

Вид проекта -  исследовательско-творческий

Участники - воспитатель, дети 5-6 лет, родители

Продолжительность – 1 год

Актуальность:

 В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

 В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? " Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

Поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложение. (Например: металлические предметы тонут, но ребенок видит; корабль из металла не тонет. Почему?)

Сомнение - это путь к творчеству, самостоятельности, независимости в мыслях, чувствах, поступках. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от нас.

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, поэтому главное достоинство экспериментов заключается в том, что этот метод дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей.

Без этого не может быть развивающего обучения. К сожалению, в практике работы ДОУ часто наблюдается другая тенденция (направление) : давать детям готовые сведения, которые нет надобности воспринимать критически, их необходимо только запомнить.

Из всего выше изложенного вытекает проблема:

В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Цель:

 Развитие творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

 - Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

 - Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

 - Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

 - Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

 - Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

 В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Этапы реализации проекта:

 1 этап – организационно – диагностический;

 2 этап – формирующий;

 3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:

  1. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  2. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  3. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  4. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Практическая значимость:

 Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

1этап  Организационно – диагностический

Формы работы:

 1. Анализ научной и методической    литературы.

 2. Мониторинг на начало учебного года

 3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.

 4. Подборка опытов с описанием проведения.

 5. Организация предметно – развивающей среды.

Содержание деятельности:

 Определение актуальности,   проблемы, цели.

 Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.

 Создание условий для детского экспериментирования:

 Подбор оборудования для проведения опытов.

 Приобретение набора «Опыты с водой».

2 этап  Формирующий

Формы работы:

 Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

Содержание деятельности:

 1. Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).

 2. Работа с детьми:

 Образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.    

 3. Работа с родителями:

 Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.

3 этап- заключительный

Формы работы:

 1. Мониторинг на конец учебного года

 2. Сравнительный анализ результатов

 3. Перспективы

Содержание деятельности:

 Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Перспективный план работы  с детьми:

Тема: Вода

 1. «Какие свойства»

 2. «Помощница- вода», «Умная галка»

 3. «Круговорот воды»

 4. «Водяной фильтр»

Тема: Давление воды

 1. «Пульверизатор»

 2. «Давление воды»

 3. «Водяная мельница»

 4. «Подводная лодка»

Тема: Воздух

 1. «Упрямый воздух»

 2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»

 3. «Свечка в банке»

 4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»

Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.

 1. «Почему всё падает на землю»

 2. «Как увидеть притяжение»

 3. «Как распространяется звук»

 4 «Волшебные превращения»

 5. «Твёрдые и жидкие»

Тема: Превращения, свойства материалов

 1. «Смешение цветов»

 2. «Исчезающая монета»

 3. «Цветной песок»

 4. «Соломинка- флейта»

 5. «Мир бумаги»

 6. «Мир ткани»

Тема: Живая природа

 1. «Есть ли у растений органы дыхания»

 2. «Что у нас под ногами»

 3. «Почему говорят «Как с гуся вода»

 4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

Перспективный план работы  с родителями

 Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

 Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.

 Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии

 Беседа:  «Как организовать игры с водой».

 Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.

 Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация:  «Игра или   экспериментирование».

 Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

 Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

 Консультация для родителей

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

 Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

 «Бумажная страна»

 Памятка

 Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

 Родительское собрание:  показ презентации «Юные экспериментаторы».

 Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

Перспективы

 • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;

 • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

 • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

 • Пополнять предметно – развивающую среду;

 • Систематизировать  дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

 2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.

 3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.

 4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.

 5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

 6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

 7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.

 8. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.

 9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.

Приложение 1

Консультации для родителей

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?

 Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

 Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

 Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.

 Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

 Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

 Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие художественно - творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

«… Детский рисунок, процесс творчества – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, насл...