Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в средней группе детского сада "Путешествие муравья"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Долгиерова Любовь Владимировна

Цель: Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о многообразии насекомых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muravey.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования «Детский сад №5» города Ялуторовска

Конспект занятия по экологии

«Путешествие муравья»

С элементами программы по социально-эмоциональному развитию «Я, ты, мы» в средней группе детского сада.

                                                            Воспитатель: Долгиерова Л.В.

Конспект занятия по экологии «Путешествие муравья» с элементами программы по социально-эмоциональному развитию «Я, ты, мы» в средней группе детского сада.

Цель: Формирование представлений у детей о многообразии насекомых.

Задачи: 1.Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей  

      группы насекомых.

  2. Развивать эмоциональность в речи, сообразительность в процессе отгадывания загадок, решении заданий; помочь детям устанавливать связь между разными эмоциями и причинами, которые их вызывают.

   3. Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации; воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу; не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Предварительная работа:

          1.Рассматривание насекомых, выделение их основных признаков.

          2.Разучивание пальчиковой гимнастики «Паучок».

          3.Чтение художественной литературы о насекомых.

          4. Раскрашивание силуэтов насекомых.

Оборудование: изображение насекомых (бабочка, жук, кузнечик, стрекоза, комар); игрушка паучок, лягушка, муравей на листочке березы; изображение луговых цветов по количеству насекомых; «Блоки Дьенеша»; д.и. «Огоньки».

                                

Ход занятия

        На ниточке прикреплен листок березы, а на нем – муравей.

Ребятишки, посмотрите, кто это? (Муравей). Интересно, как он к нам в группу попал? (Ответы детей). Вы много сделали предположений. Но произошло вот что:

На лесной полянке стоял муравейник. Все муравьи в нем были дружные, трудолюбивые. Но однажды поднялся сильный ветер, он унес на опавшем листочке маленького муравьишку далеко от дома. Когда мы открывали окно, чтобы проветрить группу, ветер забросил листочек с муравьишкой к нам.

        Как вы думаете, какое у него сейчас настроение? (грустное, печальное, плачет, боится). Почему муравьишке грустно? (он хочет домой, боится нас). Как вы думаете, чего он хочет больше всего? (вернуться к маме). Хотели бы вы помочь ему? Как мы можем помочь муравью? (надо отнести его домой). Тогда спросим, где он живет…

        Он мне по секрету сказал, как найти его дом. Путь наш лежит через речку, лужайку и лес. Вот и первое препятствие: речка. Как через нее перебраться? (перешагнуть, переплыть, сделать мост, сделать лодку). Хорошо. Из чего же можно сделать мост? (из веток, палок, досок). Дети, у меня случайно оказались с собой геометрические фигуры, можно сделать мост из них. Для строительства моста подойдут только такие фигуры: красного цвета, не тонкие (значит, толстые), не маленькие (значит, большие). (Фигуры можно выбрать любые, в зависимости от того, какой материал нужно закрепить). Отберите нужные фигуры, постройте мост. Можем идти дальше.

        А вот и лужайка. Какие на ней красивые цветы! Как они приятно пахнут! Как вы думаете, кого мы можем увидеть на лужайке? (жуков, бабочек). А каким одним словом их можно назвать? Правильно, насекомые. Они сейчас спрятались под цветами. А кто именно спрятался, вы сейчас сами отгадаете:

  1. Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

И звук «ж» твержу.

  1. С ветки – на тропинку,

С травки – на былинку

Прыгает пружинка,

Зеленая спинка.

     

       3.         Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

  4. Мал малышок,

      Буян на носок,

      Нос-то долог,

        Голос звонок,

        Летит – визжит,

        А сядет – молчит.

        Кто его убьет,

        Свою кровь прольет.

5. Что за девчонка:

        В поясе тонка,

        Огромные очи,

        Летит – стрекочет.

6. Летом в болоте

Вы ее найдете

Зеленая квакушка.

Кто это?

        Молодцы! Все загадки отгадали правильно. Дети, здесь все насекомые? (нет, лягушка не насекомое).  (Можно обсудить, почему). А сейчас давайте немного отдохнем на лужайке, поиграем с ее обитателями. Проводится игра «Угадай, кого не стало?».  Дети закрывают глаза, одна из картинок убирается (цветок или насекомое) – дети отгадывают, чего не стало.

        Дети, пока мы с вами играли, наш муравьишка запутался в паутине. Как его спасти от паука? (можно покормить паука, отогнать веточкой). А можно паучка вежливо попросить, чтобы он отпустил нашего муравьишку? (дети просят). Паучок отпусти нашего малыша, если мы расскажем про него стишок. Пальчиковая гимнастика «Паучок»:

        Жил-был паучок.

        Вот пошел он во лесок,

        И забрался на цветок:

        Паутинку он плетет.

        Паутинка так тонка,

        Но крепко держит паучка.

        Паутинка рвется, рвется.

        Паучок смеется!

Отпустил паучок нашего муравья, идем дальше. Лес. Как нам пройти через лес и не заблудиться? Ребятишки, лес темный и очень густой. Я предлагаю вам зажечь фонарики, чтобы они освещали дорогу. Но фонарики необычные. Я покажу вам карточку, на ней уже зажжены огоньки, а вы запомните, как эти огоньки расположены и поместите свои огоньки на проводах точно так же.  

        Ну, вот мы и переправились через лес. Ваши фонарики нам очень помогли. Ребятишки, здесь должен быть муравейник. Но его кто-то сломал. Кто мог это сделать? (ветер, медведь, злые люди). Что же делать? (надо помочь муравьишке, собрать больше веточек). Дети, как вы думаете, хорошо муравью в новом доме? (да). Но он один, ему очень грустно, ведь он торопился к своим братьям и сестрам. Можно их нарисовать или вылепить из пластилина. Для этого нам нужно вернуться в детский сад. А как потом вы принесете друзей муравьишке? (мы знаем теперь дорогу, сначала через речку, потом на лужайку, в лес). Проводится своеобразный итог занятия-путешествия. Хорошо. В детский сад мы вернемся с помощью волшебной музыки. (звуки природы или классическая музыка). Закройте глаза. Вот мы и вернулись. А сейчас садитесь за стол: выберите материал, из которого вы будете делать муравья – рисовать или лепить. Приступайте к работе. Выполненные работы дети уносят в «муравейник».

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе "В гости к хозяйке луга".

Конспект образовательной деятельности в средней группе по экологии "В гости к хозяйке луга". Задачи: Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Фор...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе. Тема:"Прохождение экологической тропы"

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему: «Подарки осени».

Данное занятие является итоговым и выявляет знания детей, полученные в течении осеннего периода....

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в средней группе

Тема НОД: «Путешествие  в осенний  лес», разработана для детей среднего дошкольного возраста. Направлена на формирования представлений о подготовке диких животных и птиц к зиме....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе. Тема: «Прохождение экологической тропы».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по    экологии в средней группе.                         Тема: «П...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в средней группе "Способы ухода за комнатными растениями"

Учить детей отбирать материал для ухода за растениями: тряпочки, кисточки в зависимости от вида листа; выбирать модели способов ухода и потребностей растений во влаге; убирать рабочее место. Закр...