Перспективное планирование работы по экологии в средней группе
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

РАБОТУ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЭКОЛОГИЕЙ МЫ НАЧАЛИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             ПРОВОДИЛИ БЕСЕДЫ, РАССМАТРИВАЛИ ИЛЛЮСТРАЦИИ, ЧИТАЛИ СКАЗКИ, СМОТРЕЛИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ   . ДЕТИ И РОДИТЕЛИ УЧАСТВОВАЛИ В ПРОЕКТЕ  " ЁЖИК , ЁЖИК , КОЛКИЙ  ЁЖИК" . ЁЖИКА И ЛЕПИЛИ, И РИСОВАЛИ, И ДЕЛАЛИ  АППЛИКАЦИЮ. АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ПОДБОРЕ МАТЕРИАЛА ПРИНИМАЛИ РОДИТЕЛИ.СЕЙЧАС ВРЕМЯ , КОГДА БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ ДЕТИ ПРОВОДЯТ НА УЛИЦЕ, ВМЕСТЕ С  РОДИТЕЛЯМИ СОВЕРШАЮТ ПОЕЗДКИ НА ПРИРОДУ, ГДЕ МОЖНО  СТОЛЬКО  УЗНАТЬ А  ГЛАВНОЕ УВИДЕТЬ!!!ПРОВОДИМ С ДЕТЬМИ БЕСЕДЫ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ  НА ПРИРОДЕ.ВОЗМОЖНО ДЕТИ  ПОДСКАЖУТ ЧТО ТО РОДИТЕЛЯМ., ТОГДА УБЬЁМ ДВУХ ЗАЙЦЕВ, ВЕДЬ ПРИХОДИТСЯ ВОСПИТЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ДЕТЕЙ, НО И ИХ ВЕЛИКОВОЗРАСТНЫХ РОДИТЕЛЕЙ.РАБОТУ  БУДЕМ ПРОДОЛЖАТЬ И ДАЛЬШЕ ДО ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, А ДАЛЬШЕ В ШКОЛЕ  И  В ЖИЗНИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tanya_portfolio_2015.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

 

Месяц

Форма организации

Программные задачи

Основные приемы

 

Июнь

1. Наблюдение за состоянием природы с наступлением лета. Наблюдение за кустарником малиной. Сбор клубники и малины. Изготовление ягодных коктейлей.

Формировать представления о состоянии природы летом (тепло, много зеленой травки, красивых цветов, летают бабочки, жуки). Учить детей видеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею. Воспитывать желание сохранить ее. Рассмотреть с детьми кусты малины, совместно удалить поврежденные ветки, собрать ягоды.   Воспитать любовь и заботливое отношение к природе, умение восхищаться ею, желание сохранить ее.

Беседа с детьми и обсуждение. Чтение стихов о лете. Практическая деятельность детей: рисование «Краски лета», «Летний пейзаж». Выставка работ.

Чтение примет лета, пословиц, поговорок. Беседа с детьми о ягодах клубники и малины. Практическая деятельность детей по сбору ягод. Анализ результатов деятельности: изготовление коктейлей

 

 

2. Высадка цветов в цветники. Уход за цветами на клумбе. Конкурс «Самая красивая клумба».

Формировать у детей интерес к труду, в процессе ухода за цветами. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать эстетические чувства, умение видеть прекрасное.

Практическая деятельность детей по посадке и уходу за цветами на клумбе: прополка, полив. Украшение клумбы бордюрами, статуэтками. Анализ результатов деятельности. Загадывание загадок о цветах.

 

3.Посадка лекарственных растений на альпийской горке.

Кормление рыбок в аквариуме.

Познакомить детей с лекарственными растениями. Формировать навыки посадки (сделать лунки, разложить семена, присыпать землей, полить). Воспитывать интерес к труду.

Расширять представления детей о жизни рыбок в аквариуме. Воспитывать любовь к живым организмам.  

Обсуждение предстоящей деятельности с использованием модели трудового процесса(цель деятельности, способы и средства ее достижения, анализ полученного результата). Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями. Практическая деятельность детей по уходу за лекарственными растениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Июль

  1. Наблюдение за цветущими комнатными и сорными растениями, находящимися на территории детского сада.

Уход за растениями   в уголке природы (Полив, рыхление почвы, опрыскивание).

Расширять знания детей о комнатных растениях. Учить детей наблюдать за их цветением, ухаживать за ними. Дать элементарные представления о сорных растениях, побуждать высказывать свое мнение об их пользе и вреде для природного и растительного мира. Воспитывать умение восхищать красотой красивоцветущих растений.

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов. Обсуждение хода трудового процесса. Дидактическая игра «Расскажи и покажи».

2.Сбор соцветий липы. Наблюдение за пчелами.

Расширять знания детей о растительном мире. Познакомить с липой, предложить рассмотреть ее соцветия, почувствовать их аромат, как они ее украшают, собрать их. Воспитывать у детей желание участвовать в труде. Уточнить знания детей о пчелах, их отличительных признаках, пользе и продукте, который они вырабатывают, какие цветы выбирают для сбора нектара. Развивать интерес к труду пчел.

Беседа с детьми о цветах липы, их пользе; о пчелах, их образе жизни, пользе. Практическая деятельность детей по сбору липового цвета. Обсуждение конечного результата.

3.Уход за грядками на огороде: рыхление, прополка, полив, подвязка плетей. Конкурс «Фантастический огород».

Формировать у детей интерес к труду, желание трудиться. Учить работать в коллективе, красиво оформлять свои грядки, при помощи различных аксессуаров. Предоставить возможность полюбоваться своим огородом. Развивать эстетические чувства детей в процессе оформления огорода.

Трудовая деятельность детей на огороде, его эстетичное оформление. Напоминание конечной цели труда.

Игра «Во саду ли, в огороде».

Месяц

Форма организации

Программные задачи

Основные приемы

Август

1.Экскурсия в парк. Сбор листьев и веточек для гербария. Знакомство с новой птичкой – трясогузкой.

Расширять представления детей об условиях жизни растений, деревьев и животных в парке летом. Познакомить детей с новой птичкой, ее внешним видом, строении, питании. Сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту, предоставить возможность полюбоваться красотой летнего парка, подводить детей к эмоциональному отклику на звуки птиц.

Беседа с детьми. Загадывание загадок о деревьях. Игра «С чьей ветки детки».

Рассматривание иллюстраций с птицами.

2.Наблюдение за цветами на клумбе. Конкурс «Составь красивый букет». Коллективная аппликация «Мой любимый цветок».

Предоставить возможность полюбоваться разнообразием летних цветов. Провести целенаправленную работу по восприятию их красоты. Учить детей составлять букеты из цветов. Развивать эстетические чувства.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением различных цветов. Обсуждение предстоящей деятельности. Распределение работы между детьми. Анализ результатов деятельности.

3. Уход за овощными культурами на огороде, сбор урожая. Конкурс «Лучший семейный рецепт блюда из овощей» (совместно с родителями).

Закрепить знания трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам ухода за огородом. Воспитывать желание заботиться о нем.

Обсуждение предстоящей деятельности. Наблюдение за трудом взрослых на огороде летом. Трудовая деятельность детей. Дидактическая игра «Что сажают в огороде».

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

Основные приемы

Сентябрь

1.Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсия в парк.

Сбор листьев и веточек для гербария.

Формировать представления детей об изменениях в природе. Воспитывать любовь к природе. Учить различать и характеризовать приметы ранней осени, узнавать их в стихотворении.

Показать, как прекрасна ранняя осень, как покрасила она листья.

Обратить внимание на красоту плодов деревьев и кустарников, на разнообразие их форм, величины, оттенков, что придает неповторимый колорит и очарование осеннему пейзажу.

Беседа с детьми. Чтение стихотворений об осени, загадывание загадок. Рассматривание иллюстраций, картин про осени. Рисование на тему «Золотая осень».

  1. НОД «Что нам осень принесла?»

Заготовка семян сорных растений для добавления их в корм зимующим птицам.

Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

Учить детей собирать семена с растений. Воспитывать стремление к труду. Учить проявлять заботу о «братьях наших меньших».

Обсуждение предстоящей деятельности. Дидактическая игра « Что сажают в огороде?». Рисование и лепка овощей. Трудовая деятельность детей.

3. Целевая прогулка на клумбу. Сбор семян цветов. Наблюдение за осенними цветами.

Формировать представления детей о том, что цветы живые, они растут и изменяются. Обратить внимание детей, что летние цветы уже отцвели, а осенние только распускаются. Продолжать знакомить с красиво цветущими осенними цветами (георгины, астры, хризантемы и др.), которые дают богатейший материал для развития эстетического восприятия детей. Обратить внимание на разнообразие цветов и оттенков в их окраске, изящество форм. Учить детей собирать семена у цветов, которые уже отцвели для посадки их на следующий год.

Познакомить детей с осенними приметами. Познакомить с красиво цветущими осенними цветами. Создание коллективной композиции «Наша клумба».

4. НОД «У медведя во бору грибы, ягоды беру…». Развлекательно-познавательная игра «Аптека в природе».

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления детей о растениях леса: грибах ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. Развивать интерес к театрализованной деятельности. Закрепить у детей знание лекарственных растений.

Рассматривание с детьми панорамы «Осень в лесу». Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Лепка ягод и грибов.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Октябрь

1.Экскурсия к бабушке на хоздвор. Наблюдение за птицами на участке: воробьем, вороной.

Продолжать знакомить детей с домашними животными. Учить детей заботиться о них, участвовать в их кормлении. Расширять знания о животном мире. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным и птицам. Углублять знания об особенностях внешнего вида воробья и вороны, жизненных проявлениях.

Беседа с детьми о домашних животных и птицах, загадывание загадок, рассматривание картин с домашними животными. Анализ результатов деятельности. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем».

2. НОД «Прохождение экологической тропы». Опыт «Вода нужна всем».

Расширять представление детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Продолжать обращать внимание детей на красоту и разнообразие цветов и оттенков в осеннем убранстве деревьев.

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Засушить на память об осени красивые листья. Рисование деревьев.

3. Путешествие в царство комнатных растений. Выставка поделок из фруктов и овощей «Чудо с грядки». (Совместно с родителями).

Продолжать приобщать детей к уходу за комнатными растениями; закрепить названия комнатных растений (бальзамин, фикус); продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. Предоставить детям возможность полюбоваться красотой   комнатных цветов. Привлекать детей и родителей к изготовлению поделок из овощей и фруктов.

Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями». Обсуждение предстоящей деятельности. Закрепление знаний структуры трудового процесса, обучение практическим навыкам поливки растений. Дидактическая игра «Какого растения не стало».

4.НОД «Знакомство с декоративными птицами». Беседа о волшебнице воде.

Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. Воспитывать эстетическое восприятие от красоты декоративных птиц.

Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояния воды.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением птиц. Наблюдение за птицами. Рисование птиц.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

НОЯБРЬ

1.Беседа о труде людей осенью. Наблюдение за погодой, листопадом. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».

Познакомить детей с трудом людей осенью. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом. Обратить внимание детей на то, как изменилась погода с приходом осени. Как прекрасны листья на деревьях в своем разнообразии красок. Как красиво, вальсируя, падают на землю. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Рассматривание картин с изображением труда людей осенью. Чтение художественной литературы о листопаде и осени. Опытническая деятельность детей. Анализ результатов деятельности.

2. НОД «Осенние посиделки». Праздник «Яркие краски осени». Наблюдение за воробьями, первая подкормка птиц.

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных.

Учить передавать свои ассоциации от осенней красоты в стихах. Расширять знания о внешнем виде и повадках воробья. Учить детей подкармливать птиц, прилетающих на участок.

Беседы о домашних животных. Дидактическая игра «Найди детеныша», «Кто, где зимует». Чтение русских народных сказок о животных. Чтение стихов о воробьях, приготовление хлебных крошек для их подкормки.

3. Труд на участке: сбор листьев и веток. Составление композиций из осенних листьев. Дидактическая игра «Каждый грибок в свой кузовок». Коллективная работа «Грибы на полянке».

Приучать детей работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Учить понимать содержание и назначение труда. Воспитывать желание трудиться. Развивать   творческое составление   композиций из осенних листьев. Научить детей называть и различать некоторые съедобные и несъедобные грибы.  

Трудовая деятельность детей на участке. Составление композиций из листьев.

Коллективное составление грибной полянки из цветного картона.

4.НОД «Скоро зима».

Экскурсия в осенний парк. Операция «Очистим парк от мусора». Наблюдение за рябиной.

Дать детям представление о жизни диких животных в лесу зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Углубить и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных осенью. Расширять знания о состоянии растений осенью, особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев. Воспитывать Эстетическое восприятие детей от красоты осенних пейзажей. Развивать желание вместе собрать в парке мусор. Воспитывать стремление т труду, к помощи природе. Познакомить детей с рябиной. Закреплять знания о том, какую пользу приносит зверям и птицам в холодное время года. Рассмотреть ее яркий осенний наряд.

Беседы о диких животных. Рассматривание картин «Дикие животные». Чтение русских народных сказок о животных. Дидактическая игра «Зоологическое домино». Трудовая деятельность детей по уборке парка от мусора.

Анализ результатов деятельности.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Декабрь

1.Наблюдение за погодой. Беседа о том, кто как зимует. Опыт «Лед - твердая вода». Н

Учить самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в природе зимой. Продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице. Продолжать знакомить со свойствами воды. Расширить и углубить представления о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Формировать знания о жизни деревьев зимой. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.

Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций зимних пейзажей. Чтение потешек, стихов, загадывание загадок о зиме. Дидактическая игра «Когда это бывает?».

2.НОД «Дежурство в уголке природы». Наблюдение за деревьями: елью, березой, рябиной

Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. Учить детей видеть прекрасное в красоте цветов в уголке природы. Закреплять умения детей отыскивать знакомые деревья по одному - двум признакам, учить их различать. Воспитывать желание любоваться красотой деревьев.

До занятия организация экскурсии в старшую группу. Показать, что умеют делать старшие ребята в уголке природы; рассказать про их дежурство. Индивидуальные поручения по уходу за растениями.

3. Закрепление способов ухода за комнатными растениями. Знакомство с новым комнатным растением.

Целевая прогулка по территории детского сада. Изготовление кормушек и кормление птиц. (совместно с родителями). Наблюдение за зимующими птицами.

Закрепить знания структуры трудового процесса. Продолжать обучать детей практическим навыкам полива растений, определять потребность земли во влаге. Воспитывать желание заботиться о комнатных растениях. Познакомить детей с новым комнатным растением. Упражнять детей в исследовательской деятельности.

Предложить детям повесить кормушки на территории детского сада и покормить их. Воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам, желание заботиться о них. Закреплять представления о птичьем мире.

Иллюстрации с изображением птиц. Рассматривание альбома «Пернатые друзья». Беседа о новом растении способа ухода за ним на основе моделей «Растение» и «Способы ухода за растениями». Определение состояния живого объекта и условий, в которых он находиться. Дидактическая игра «Кто где живет?».

4. НОД «Почему растаяла Снегурочка?». Выставка поделок «Зимушка – зима в гости к нам пришла».

Расширять представления детей о свойствах снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

Полюбоваться красотой зимней природы: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней поземкой.

Полюбоваться красотой деревьев и кустарников в зимнем уборе. Учить детей изображать красоту зимы в поделках.

Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И. Ильина и Е. Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

 

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Январь

  1. Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах. Подкормка птиц. Наблюдение за погодой, снегом.

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать по существенному признаку возможность удовлетворения в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц. Расширять знания о жизни зимующих птиц, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «Братьям нашим меньшим. Проводить ежедневные наблюдения за погодой, падающим снегом. Прививать детям любовь к природе, учить видеть красоту зимнего пейзажа.

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, альбома «Пернатые друзья». Устройство птичьей столовой.

Дидактические игры «Кто, где живет», «Что за птица?».

2.НОД «Стайка снегирей на ветках рябины».

Уход за комнатными растениями.

Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Учить детей поливать растения по мере необходимости, рыхлить почву. Формировать чувство ответственности за порученное дело.

Наблюдение за птицами, прилетающими на участок. Кормление птиц. Рисование и лепка птичек, рассматривание иллюстраций. Организация наблюдения за комнатными растениями. Определение состояния живого  объекта и условий , в которых он находится

Макет «Природа родного края», карточки с изображением диких животных, картина «Зимние забавы», «Как зимуют дикие звери». Трудовая деятельность детей.

3.Путешествие по родному краю.

Труд на участке: сгребание снега на участке в определенное место, расчистка дорожек.

Продолжать воспитывать любовь к родной природе, бережного отношения к ней; знакомить с обитателями лесов Краснодарского края, уточнить знания детей о жизни животных в дикой природе, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей.

Развивать чувство восхищения от красоты природы родного края.

Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения по уборке снега, воспитывать положительное отношение к труду.

4.НОД «В гости к деду Природоведу».

Опыты с водой «Вода бывает теплой, горячей, холодной».

Выставка рисунков «Зимняя сказка».

Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. Учить отображать красоту зимних пейзажей в рисунках.

Познакомить с некоторыми свойствами воды.

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних пейзажей. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев. Рисование зимних пейзажей. Анализ результатов деятельности.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Февраль

  1. Экскурсия в зимний парк. Наблюдение за снегом. Опыт «Чьи следы на снегу»,

Полюбоваться красотой зимней природы в парке: искрящимся на солнце снегом, падающими снежинками, зимней поземкой.

Полюбоваться красотой деревьев и кустарников в зимнем уборе.

Наблюдая за снегом, предложить детям отгадать загадки, прочитать стихотворение К. Бальмонта «Снежинка». Рассматривая снежинку, сказать детям, что писатель И. Тургенев приветствовал снег такими словами: «…Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега!» Расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице принадлежит. Воспитывать наблюдательность и внимание.

Наблюдение и рассматривание. Дидактическая игра «Природа и человек». Чтение художественной литературы.

2.НОД «Рассматривание кролика»,

Срезать ветки   тополя и поставить их в воду, для проведения наблюдения за ними.

Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида. Формировать интерес к животным.

Продолжать знакомство с деревьями, растущими на участке детского сада. Формировать представления о том, что почка – домик для листочка.

Работа в уголке природы. Знакомство с домашними животными. Рисование и лепка животных. Чтение русских народных сказок.

3.Наблюдения за птицами, прилетающими к кормушке, кормление птиц.

Посадка семян петрушки, укроп, салата, овощных культур.

Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Продолжать подкормку зимующих птиц. Учить детей сопереживать птицам, заботиться о них.

Подготовить почву для посадки семян петрушки, укропа, овощных культур. Учить детей сеять, поливать.

Дидактическая игра «Птичья столовая». Рассматривание альбома «Пернатые друзья». Обучение детей планировать собственную деятельность. Напоминание конечной цели труда. Трудовая деятельность .

4.НОД «Посадка лука». Беседа с детьми о зиме. (Обобщение). Праздник «Мы – друзья природы».

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Конкретизировать и углублять представления о зиме, зимних явлениях. Показать детям очарование русской метели. Вот как ее описывает Н. Сладков: «Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах! Гонятся вихри за санями, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги. Тонут в белых волнах заборы. Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину, толкает, дышать не дает. Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белой сети. Круговерть от земли до неба!»

Закрепить знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

Лепка и рисование лука. Рассматривание овощей и фруктов. Практическая деятельность детей по посадке лука. Анализ результатов деятельности. Чтение стихов, отгадывание загадок.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Март

 

  1. Наблюдения за сезонными изменениями погоды, сосульками.

Уход за растениями в уголке природы. Наблюдение за ростом лука.

Дать детям представления о марте, как о первом месяце весны, его характерных приметах. Обращать внимание детей на состояние неба, на солнце, смену одежды людей, а также на ветер или его отсутствие. Закреплять умения отражать эти изменения в календаре природы. Понаблюдать с детьми за весенней капелью, таянием сосулек. Показать красоту ранней весны в щебетании птиц, в пробивающейся первой травке, цветах, в пробуждении природы после зимней спячки.

Учить детей устанавливать необходимость поливки растений, опираясь на внешний вид., а также рыхлить почву, протирать растения от пыли.

Наблюдения в природе. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением ранней весны.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Чтение стихов о весне, пословиц, примет, загадывание загадок.

Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями. Анализ трудового процесса.

  1. НОД «Мир комнатных растений».

Беседа о птицах, прилетающих на участок детского сада: голубях.

Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему виду.

Учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу. Расширять знания о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания. Воспитывать доброжелательное отношение к птицам.

Работа в уголке природы. Рассматривание комнатных растений. Анализ трудового процесса.

Рассматривание картин с изображением птиц. Загадывание загадок. Дидактическая игра «Птицы, звери, рыбы».

  1. Экскурсия в теплицы с тюльпанами.

Опыт «Защитные свойства снега».

Посев семян цветов для клумбы.

Дать детям представления о цветах, растущих в теплицах. Предложить рассмотреть разнообразие цветущих тюльпанов, вдохнуть их неповторимый аромат, полюбоваться их красотой.

Объяснить защитные свойства снега на примере с бутылками, наполненными водой (одну закопать в снег, а другую на поверхности).

Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Наблюдения за трудом взрослых в теплице, за тюльпанами. Беседа об увиденном. Рисование тюльпанов.

Опытническая деятельность детей. Выводы.

Выполнение   совместного посева семян. Анализ результатов деятельности. Дидактическая игра «Волшебные экранчики».

  1. НОД «В гости к хозяйке луга».

Беседа «Береги живое».

Сбор на участке сухих листьев, веток. Вскапывание песка в песочнице.

Расширять представления детей о разнообразии насекомых. Закреплять знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых.

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных. Приучать бережно относиться к цветам, животным , как части природы  источнику красоты , радости людей.

Приучать детей к порядку. Воспитывать положительное  отношение к труду. Ответственность  при выполнении поручений.

Рассматривание картин с насекомыми. Беседа. Загадывание загадок.

Рассматривание Красной книги. Дидактическая игра «Покажи птиц, которые прилетают весной».

Обсуждение хода трудового процесса. Определение состояния живого объекта и условий, в которых он находится.

Месяц

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

Апрель

  1. Наблюдения за поведением птиц, погодой.

Посадка семян гороха.

Учить детей наблюдать за птицами, их повадками, называть птиц и части тела. Формировать желание заботиться о птицах. Упражнять в умении находить отличие и схожесть у птиц. Обратить внимание детей на состояние неба (чистое, и голубое, или облачное) , на солнце, ветер, а также осадки. Воспитать чувство восхищения от преображения природы после грозы. Отметить с детьми, как ослепительно сияет солнце, несущее теперь уже ощутимое тепло.

Уточнить представления о том, что растения вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Учить сажать проросший горох. Воспитывать интерес к выращиванию овощей.

Беседа с детьми, рассматривание картин с изображением птиц, их строением. Дидактическая игра «Что за птица». Рисование «Весна красна».

Приготовление земли совместно с воспитателем. Заполнение землей ящичков, коробочек. Напоминание о соблюдении правил выполнения работы. В последующем- длительное наблюдение за ростом гороха.

2.НОД «Поможем Незнайке вылепить посуду». Экскурсия в парк. Наблюдение за деревьями: ивой, березой.

Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины   можно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения детей лепить из глины. Расширять знания детей о жизни растений и животных в парке весной.

Обратить внимание детей на ветви березы, которые приготовились раскрыть зеленые куколки своих смолистых почек, из которых еще не проклюнулись нежные листочки. Понаблюдать за ивой, познакомить с ее характерными особенностями, научить отличать ее от других деревьев. Воспитывать чувство восхищения от весеннего парка, от запахов цветущих деревьев.

Игры с песком. Лепка изделий из глины. Рассматривание дымковских и филимоновских игрушек.

Наблюдения. Дидактические игры «С чьей ветки детки», «Собери растения». Рассказывание стихов, чтение рассказов, примет о весне.

3.Насекомые – наши помощники.

Праздник «Весны улыбки светлые».

Беседа об уходе за комнатными растениями.

Дать элементарные знания о жуках(майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей), бабочках(крапивница, капустница). На доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), Показать красоту весны через художественное слово.

Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. Воспитывать бережное отношение к растениям в групповой комнате, ответственность за их жизнь.

Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры «Кто дружит с дубом», «Кто, где живет».

Праздничное оформление группы, иллюстрации с изображением разной весны.

Трудовая деятельность детей по уходу за комнатными растениями. Поощрение участия в труде.

4.НОД «Экологическая тропа весной».

Сравнительное наблюдение за ветками тополя, березы, ели.

Наведение порядка на участке.

Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к природе.

Учить узнавать деревья по их веткам. , по цвету коры, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Развивать эстетические чувства от окружающей красоты.

Учить работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями. Воспитывать любовь к труду.

Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев , растущих на участке. Беседы о насекомых. Заучивание стихотворения а. Прокофьева «Березка». Рисование деревьев. Слушание русской народной песни «Во поле березка стояла».

Трудовая деятельность детей на участке. Анализ результатов деятельности.

 

Форма организации

 

Программные задачи

 

Основные приемы

 

 

Май

  1. Наблюдение за лекарственными травами. Сбор и засушивание мать-и-мачехи.

Устройство цветника, высадка цветочной рассады в грунт.

Дать детям понятие о лекарственных травах. Познакомить с мать-и- мачехой, показать способы сбора и засушивания трав.

Формировать интерес к уходу за растениями. Учить осознавать, что их деятельность в цветнике связана с погодой, состоянием растений. Дать представление о роли прополки для роста растений. Обучать детей рыхлению. Понаблюдать за красотой высаженных цветов, вдохнуть их аромат.

Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями. Сбор мать-и-мачехи.

Трудовая деятельность детей на цветнике. Показ детям результатов конкретного трудового задания. Поощрение участия в труде.

Дидактическая игра «Узнай цветок».

  1. Времена года.

Наблюдение за цветником.

Закрепить и обобщить представления детей о временах года, их приметах. Систематизировать знания детей об изменениях в природе, устанавливать связь между живой и неживой природой.

Воспитывать любовь к родной природе, эстетические чувства.

Закреплять знания о цветнике. Воспитывать желание ухаживать за клумбой. Побуждать к сравнительным высказываниям, обращать внимание на запах цветов. Воспитывать чувство красоты.

Иллюстрации с изображением времен года. Дидактическая игра «Когда это бывает». Чтение стихов, отгадывание загадок.

Рассматривание цветов на клумбе.

Коллективная аппликация «Наша клумба».

  1. Беседа об одуванчике.

Труд на огороде.

Познакомить детей с одуванчиком, сравнить его с мать-и-мачехой. В процессе восприятия первых весенних цветов (мать-и-мачеха, одуванчик и др.) подводить детей к эмоциональному отклику на их цвет, запах.

Показать детям, как правильно сажать рассаду капусты, картофель, лук и ухаживать за ними (рыхлить, удобрять). Воспитывать трудолюбие, учить помогать друг другу.

Рассматривание карточек с изображением различных частей одуванчика. Чтение стихов об одуванчике.

Трудовая деятельность детей на огороде, напоминание конечной цели труда. Анализ результатов деятельности.

 

  1. Наблюдение за погодой, деревьями: рябиной, черемухой.

Водоемы родного края.

Обобщение.

Уточнять и систематизировать знания о весне. Обращать внимание на состояние неба, солнце, ветер. Проводить целенаправленную работу по восприятию красоты весенних цветов, кустарников, деревьев. Наблюдать, как природа меняется перед грозой. Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Обратить внимание детей, как цветет береза: листочки у нее еще совсем маленькие и цветущие сережки очень ее украшают. Полюбоваться с детьми белыми пушистыми ароматными цветками черемухи в кистях. Прочитайте стихотворение С.Есенина «Черемуха». Дать первоначальные знания о родном крае, воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие от весеннего пробуждения природы, любовь к природе.

Рассматривание картин о весне. Чтение пословиц, поговорок. Дидактическая игра «Времена года». Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенняя гроза», С. Есенина «Черемуха». Конкурс рисунка «Весенняя сказка».

Макет «Природа родного края». Иллюстрации и фотографии водоемов. Дидактическая игра «Что ты сделал для природы?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе.

Этот материал можно использовать для планирования работы с родителями в средней группе на год....

перспективное планирование работы с родителями воспитанников средней группы

разработан план работы с родителями воспитанников средней группы, сроки выполнения, отвественные на 1 квартал...

Перспективное планирование работы по валеологии в средней группе

В плане указаны тематика работы по валеологии, формы работы и авторы пособий....

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе детского сада.

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе....

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе...

Перспективное планирование работы с родителями в средней группе

Этот материал можно использовать для планирования работы с родителями в средней группе на учебный год...

Примерное перспективное планирование работы с родителями в средней группе

Повышение компетентности родителей в области воспитания является ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей. Данное перспективное планирование поможет воспитателям организовать работу с родит...