Конспекты НОД: "Друг в беде не бросит" и "Друг заболел"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тверитина Александра Матвеевна

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drug_v_bede_ne_brosit_i_drug_zabolel.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Друг в беде не бросит»

Цели:

1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

2. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.

3. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

Ход занятия:

       Светлячок предлагает посмотреть фрагмент из мультфильма «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма его любимую песенку: «Настоящий друг», музыка Б. Савельева (из, мультфильма «Димка и Тимка»).

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придет на помощь —

Вот что значит настоящий

Верный друг.

            В конце песни педагог вместе со сказочным героем Светлячком отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось».

Далее детям предлагается послушать рассказ Л. Толстого «Два товарища».

«Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.

           Медведь подошел к нему и стал нюхать; он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?

— А он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

— Что произошло с мальчиками в лесу?

— Что чувствовал один из мальчиков, оставшись один на один с медведем?

— Что значит «быть плохим другом» ?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

            Беседа «Чуткое и доброжелательное отношение друг к другу». В начале беседы предложить детям послушать отрывок из стихотворения Г. Остер «Советы непослушным детям».

— Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Пусть он видит, лежа в луже, Ты ничуть не огорчен — Настоящий друг не любит огорчать своих друзей.

— Вам понравились советы настоящим друзьям? Почему?

— Как правильно нужно поступить в этой ситуации? Задание детям:

1.  Как можно переубедить героя стихотворения в его представлении о настоящей дружбе?

2. Как помочь стать добрее, внимательнее?

Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации

       «Кристина потеряла во время прогулки на площадке свою заколку. Она была очень расстроена и готова заплакать. Заметив это, Максим подошел к ней, ласково попытался успокоить девочку и предложил вместе поискать потерявшуюся заколку».

        Во время обсуждения данной проблемной ситуации педагог должен обратить внимание детей на моральную помощь своему товарищу, которая может быть выражена в сочувствии в связи с потерей игрушки, ушибом, несправедливым отношением кого-либо из детей.

Советы Светлячка:

        Другу всегда помогайте, друга всегда выручайте; не жди, когда тебя попросят о помощи, учитесь сами видеть, кому она нужна.

Нельзя смеяться над другом, если он попал в трудную ситуацию.

Добрые дела всегда нужны и приятны людям.

Упражнение «Помоги другу»

        Светлячок рассказывает детям историю, которая произошла с одним мальчиком: «Дети раскрашивали закладки для книг. Когда работа подходила к концу, Ваня нечаянно пролил краски прямо на свою поделку. Он так расстроился, что готов был заплакать...».

— Вам жалко Ваню?

— Можно ли ему помочь?

— Каким образом?

Все варианты выслушиваются, и один наиболее эмпатийный, обыгрывается.

Игра «Веселая смесь»

        Приготовьте много картонок (карточек) размером 10 х 10 см. Пусть дети поставят на каждую по пятну-кляксе основного цвета. Картонок должно быть столько же, сколько детей. Дайте краскам высохнуть. На середину стола положите закрытые (перевернутые) карточки с кляксами смешанного цвета (например, оранжевую — из красного с желтым, или зеленую — из желтого и синего, или фиолетовую — из красного и синего). Каждый ребенок вытягивает для себя из общей кучки карточку основного цвета. Откройте одну из карточек, лежащую в середине стола. Если это, например, карточка с оранжевой кляксой, дети, у которых карточки красная и желтая, должны объединиться и вместе нарисовать картинку, на которой видны как основные, так и смешанные цвета.

         Если каким-то детям еще трудно определить, из каких цветов составляется смешанный цвет, то их можно попросить что-то нарисовать основными цветами. Если все хотят рисовать одновременно, можно раздать каждому по три карточки с основными цветами. Пусть дети сами придумают, какие краски нужно смешать, чтобы получилась краска, изображенная на карточке, лежащей посередине стола.

Тема: «Друг заболел»

Цели:

1. Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние своего сверстника, поощрять стремление оказать помощь товарищу.

2. Формировать в сознании детей важность и значимость проявления сочувствия заболевшему товарищу.

3. Воспитывать доброе отношение детей друг к другу.

Ход занятия

       Светлячок демонстрирует детям картину с изображением девочки и рассказывает (проблемная ситуация): «Лена уже целую неделю не ходит в детский сад. У нее — ангина. Ее лечит доктор, за ней нежно и бережно ухаживает мама. Но Лене скучно и обидно, потому что ей хочется пойти в детский сад к детям, а нельзя ».

— Как могут помочь заболевшей девочке ее товарищи?

— Какое бы письмо вы написали заболевшему другу?

— Почему важно проявлять заботу о больном товарище?

— Какие слова утешения вы знаете?

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и жестов показать:

•   как у девочки болит горло, ей очень больно;

•   как девочка грустит;

•   как мама нежно и бережно ухаживает за ней;

•   как девочка радуется тому, что выздоровела.

— Что вы чувствовали, когда показывали заболевшую девочку?

— Что вы чувствовали, когда показывали маму, которая ухаживает за больной дочкой?

— Что вы чувствовали, когда показывали радостную, счастливую девочку?

     Светлячок приходит детям на помощь и подсказывает, как помочь заболевшему другу: «Если нельзя навестить друга, то ему можно написать письмо. Другу будет очень приятно».

Упражнение «Пишу письмо другу»

Педагог вместе с детьми сочиняет письмо заболевшему ребенку. В процессе выполнения данного упражнения поощряется всякое проявление внимания и заботы о товарище. По окончании упражнения педагог может обратиться с вопросом: «Если бы вы оказались на месте заболевшего товарища и получили бы по почте такое письмо, то что бы почувствовали?».

Чтение стихотворения Э. Успенского «Пишу тебе письмо».

...А листок в конверте чист, Нет на нем ни букв, ни строчек, Пахнет осенью листочек — С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя На конверте напишу, Синий ящик отыщу, Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь И обрадуешься вдруг: Жить на свете много лучше, Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши! А кончаются чернила — Просто перышко вложи, Что синица обронила.

Если в данный момент в группе есть заболевший ребенок, то педагог предлагает это письмо отправить ему по почте.

Советы Светлячка:

Товарищу надо помогать и не ждать, чтобы за это тебя похвалили.

Поступайте с людьми во всем так, как бы вы хотели, чтобы с вами поступали.

Чтобы понять другого человека, нужно встать на его место.

Игра «Волшебный стул» (Т.И. Попова)

       Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют:

       Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись!

       После того как песенка закончится, тот, кто окажется ближе всех к стулу, садится на него. Каждый ребенок из круга, по очереди, начиная с того места, где стоит стул, должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

      В конце занятия предложить детям исполнить песенку — танец «Добрый жук» (из кинофильма «Золушка», слова Е. Шварца, музыка А. Спадавекки).

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте, в круг, встаньте в круг!

Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.

Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,

Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг!

Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг!

Полюбили мы жука — старика-добряка, —

Очень уж душа легка у него, весельчака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""

Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....

Конспект Нод по социально-личностному развитию "Друга в беде не бросим" [2.1]

Нравственное воспитание дошкольников в активном приобщении их к доступным формам гуманного и культурного поведения.Программное содержание: Учить детей оценивать поступки и разрешать конфликтные ситуац...

План-конспект ОД с дошкольниками старшего возраста "Друг в беде не бросит"

Тема: «Друг в беде не бросит»Задачи: 1.Расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим сверстникам.2.Раскрывать значимость моральной поддержки товарища,...

конспект НОД "Друг познается в беде"

НОД по развитию речи "друг познается в беде"...

Конспект занятия во второй младшей группе "Друг в беде не бросит".

Цель: Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста. Задачи: -Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и окружающими, вести диалог, используя разли...

Конспект занятия «Друг познается в беде»

Конспект занятия "Друг познается в беде"...

Конспект занятия « Друг в беде не бросит»

Цель: Расширить и углубить представления детей  доброжелательном отношении  к окружающим его людям.Задачи:- развивать монологическую речь детей, продолжать воспитывать партнерские  каче...