Практико-значимый проект «Книжкины именины»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Селина Марина Викторовна

Проектная деятельность напрвлена на воспитание любви к книгам - источнику знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_knizhkiny_imeniny.docx695.46 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-значимый проект «Книжкины именины»

Проект разработал воспитатель МКДОУ «Детский сад №2 п.Теплоозерск» Селина Марина Викторовна.

Цели проекта: приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу.

 Проект подготовлен в рамках «Недели книги».

Вид проекта : творческий групповой.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

Время реализации проекта: одна неделя 07.04 – 11.04.2014г.

Актуальность

  • Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа - все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями.
  • Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками. Беря с полки бесценный источник знаний, взрослый, зачастую,  не задумывается о его происхождении и забывает рассказать ребенку о самом главном: об истории создания книги, о нелегком пути, который был пройден книгой перед тем, как попасть на полки.  Это самая большая ошибка родителей, которые не стремятся донести до юных книголюбов историю создания книги и правила общения с ней.
  • В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры,  электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках, простаивают в библиотеках и магазинах. Современному родителю проще нажать кнопку дистанционного пульта, чем достать и прочитать своему ребенку книгу. А только при живом общении происходит становление и развитие ребенка. Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов, развитие коммуникативных функций и т.д. Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка и на формировании его как личности.
  • Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена недостаточной востребованностью  книг подрастающим поколением как основного источника знаний для развития и воспитания.

   

Цель проекта:  

  • вызвать у детей желание больше общаться с книгами;
  • отдавать им предпочтение на ряду с современными ТСО.

Задачи: 

  • сформировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний;
  •  учить правилам общения с книгой;
  • воспитывать любовь к книге, вызывать положительные эмоции при чтении книги, интерес.

Гипотеза: Я считаю, что более глубокое и подробное знакомство с книгой, особенностями ее создания, ее хранилищем – библиотекой будет способствовать более частому обращению детей к книгам, к бережному отношению к ним, к желанию изучать книги, рассматривать иллюстрации, а в дальнейшем и к желанию больше читать книги самостоятельно.

Для реализации поставленных задач была проведена следующая непосредственно образовательная деятельность:

  • Познание (ФЦКМ) «Откуда пришла книга»;
  • Познание (ФЭМП) «Книжный магазин»
  • Коммуникация (Ч/ХЛ) «Как лиса зайцев перехитрила»;
  • Конструирование «Книжки-малышки»;
  • Художественное творчество «Рисование иллюстраций к сказке «Колобок»».
  • Экскурсия в библиотеку.

Проект имеет несколько этапов :

  • Первый  (вводный этап – получение новых знаний) дети знакомятся с историей появления и создания книги, с профессиями людей, работающими над книгой.

  • Второй этап  (практический), когда дети, получив всю  необходимую информацию, начинают работать как взрослые, над созданиями книг. На данном этапе использован деятельностный подход в обучении - самостоятельное добывание знаний детьми в процессе труда. Данный этап имеет место быть как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время.  Во время проведения практической части дети создавали книги, работали писателями, рисовали иллюстрации, подшивали переплеты, оформляли титульные листы, делали закладки. Кроме того, в группе работала бригада скорой книжкиной помощи, которая лечила старенькие и заболевшие книги: разглаживала мятые странички, подклеивала листочки, переплеты, стирала и латала.

Завершающим этапом проекта стала :

  • экскурсия в библиотеку, где дети, многие впервые, увидели огромную страну книг. Результатом проекта стало не только повышение интереса детей к книге, но и получение читательского листа в детской поселковой библиотеке.

  • Участие родителей в семейном конкурсе «Книжки самоделки», презентация книжек самоделок.

Паутинка по проекту

«Книжкины именины»

Познание 

 

Рассматривание схемы: части книги и их назначение. Изготовление книг-самоделок. Путешествие в прошлое: рассматривание разных видов бумаги, письменных принадлежностей и материалов на чём люди писали, когда не было ручек (гусиные перья, тросниковые палочки, чернила, тушь, береста, камни, сырая глина). Опыты с бумагой и различными материалами. Рассматривание энциклопедий, познавательных журналов для детей дошкольного возраста: «Смешарики», «Миша», «Веселые картинки».

Чтение художественной литературы 

 Чтение и обсуждение с детьми проблемы: «Нужна ли нам книга?» В.Драгунский «О чём рассказали рукописи». Детская энциклопедия «Всё о книге»  Л.Стрелкова, «Книжкина больница» И.Р.Балинская, «Сказка про азбуку» Л.Петрушевская, познавательные журналы для детей дошкольного возраста . Просмотр мультфильмов и чтение книг детских писателей - сказочников: С.Маршка, С.Михалкова, А.Л.Барто, В.Сутеева, З.Александровой, К.И.Чуковского,  А.С Пушкина и русских народных сказок. Подбор стихов, загадок, пословиц, афоризмов о книге.

Коммуникация 

 Свободное общение с детьми и взрослыми «Нужна ли тебе книга?» Экскурсия в книжный магазин. Экскурсия в библиотеку «Книги разные нужны книги разные важны». Встреча с интересным человеком-библиотекарем.  Сюжетно-ролевые игры: «Музей книги», «Уголок писателя», «Книжкина больница»,  «Магазин книги». Дидактические игры: «Напечатай сказку», «Книжкины загадки»,  «Сказочная азбука», «Сказочные герои», «Четвёртый лишний», «Из какой сказки», «Составь сказку и расскажи её», «Принцессы и замки», «Магнитный театр», «Настольный театр», «Сундучок Домовёнка Кузи».

Социализация

Сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Магазин книги», «Писатель и читатели», «Комната сказок». Игровое общение со сказочными персонажами «Пиши, читай», «Буквоежка», «Почитайка». Общение детей во время экскурсий в книжный магазин и библиотеку. Рассматривание альбома «О чём рассказали рукописи». Беседа о прошлом книги, манипулирование с камнем, глиняными дощечками, берестой, мелком, палочкой, тростником, гусиными и металлическими перьями.

Труд

Моделирование среды развития «Книжкино царство» и «Комната сказок». Вырезание силуэтов сказочных героев, изготовление шаблонов флажков, мечей, палочек волшебников, масок сказочных героев, игровых полей к настольным играм. Подбор материала и изготовление макетов волшебных вещей: «камень», «песочные часы», «сказочный замок».

Безопасность 

Обследование с детьми макета книги. Проблемные ситуации: «Тайны бумажной книги». Опыты и эксперементы с бумагой, картоном, водой. Развивающие вопросы по книгоиздательству, загадки. Работа с тематическими и интегрированными карточками. Сюжетно-ролевая игра «Книжкина - больница».

Здоровье 

 Мини – исследование «Зрение и чтение»

Гимнастика для глаз «Отгадай сказочного героя»

Психогимнастка «Сказочные образы».

Физическая культура

Сказочная аэробика, сказочные этюды и упражнения. Подвижные игры: «Мяч лови - сказку говори» «Героя назови и покажи движение» «Море волнуется раз... (сказочная фигура замри)» «Три поросёнка» «День и ночь» «У Маланьи у старушки» «Бабка-Ёжка - костяная ножка» «Дударь, Дударь, Дударище...»

Формы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами

Мастер – классы по изготовлению книг – самоделок.

Консультации: «Как придумать семейную сказку», «Что читать дошкольникам», «Значение книги в развитии детей», «Книжка для крохи», «Делаем альбом». Анкета «Роль книги в воспитании детей»

Художественное творчество  (ведущая деятельность -продуктивная)

Продуктивная деятельность детей: изготовление личных альбомов сказок, книжек- самоделок и их иллюстрирование с помощью изобразительных материалов: гуашь, акварель, мелки, фломастеры, ручки, карандаши, вырезки, клей. Изготовление сказочных коллажей, сказочных флажков для «комнаты сказок». Изготовление волшебных атрибутов: палочки, зеркало, камень, мечи-кладенцы, короны, волшебная книга. Рисование по сказочным сюжетам. Лепка из пластилина, сказочных героев и объектов. Занятие аппликацией-составление узоров  «Закладка для книги»

Музыка

Беседы с детьми по содержанию музыкальных произведений и подбор изобразительного материала: репродукций художников, созвучных сказочным образам музыки композиторов. Музыкальные игры «Покажи сказочный образ», «Наша сказка».

Режимные моменты

Организация тематических выставок:

 «Эту книжку я люблю!»

 «Самый сказочный писатель»

«Моя любимая книга!»

«Книги разные нужны, книги всякие важны»

 

 «Книжки самоделки»

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\20140411_101513.jpg

Презентация книжек самоделок

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\20140411_101918.jpg

Экскурсия в библиотеку

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1641.JPG

«Очень интересная книга!»D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1674.JPG

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1629.JPG Закладки для любимых книг 

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1681.JPG  «Самый сказочный писатель»

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1606.JPG «Эту книжку я люблю!»

 

D:\ДОКУМЕНТЫ\метод.копилка СелинаМ.В\Проект Книжкины Именины\SAM_1691.JPG Книжки малышки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Книжкины именины"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 54 ФРУНЗЕНСКОГ РАЙОНАПроект«Книжкины именины»...

Проект "Книжкины именины -2016"

Актуальность. Отсутствие интереса у детей к книгам. Дети в недостаточной степени имеют представление о книге и ее значении в жизни человека. Не владеют обобщающим понятием о книге вообще, не умеют сос...

Педагогический проект "Книжкины именины"

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Загадочный и неизведанный мир предстает перед детьми, когда они берут в руки книгу: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удиви...

Проект "Книжкины именины"

Вид проекта: познавательно -  творческийУчастники: педагоги, дети, родители.Продолжительность проекта: краткосрочный проект одна неделя.Образовательная область: познание, коммуникация, чтение худ...

Проект "Книжкины именины"

Тематическая неделя в первой младшей группе по произведениям Агнии Барто...

Проект "Книжкины именины"

Проект для детей и родителей логопедической группы, направленный на приобщение к совместному чтению...