«Проект сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михина Екатерина Александровна

Сюжетно-ролевая игра "Библиотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevaya_igra_biblioteka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

I. Задачи руководства:

1) расширение представлений об окружающем (с чем знакомить, какие знания закреплять, что развивать);

2) формирование игровой деятельности:

а/ развивать сюжет

б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу игры, осуществление замысла, распределение ролей, планирование, подбор атрибутов, оборудование места игры);

3) формирование взаимоотношений (взаимопомощь, внимание, культура общения).

II. Подготовка к игре:

1) приемы, направленные на обогащение впечатлений;

2) составление плана-сюжета:

а/ определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)

б/ определить сопутствующие сюжеты;

3) атрибуты к игре;

4) оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

III. Ход игры.

1) приемы создания интереса к игре (полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);

2) сговор на игру:

а/ определение плана-сюжета

б/ планирование игры

в/ распределение ролей

г/ создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);

3) приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;

4) приемы поддержания и развития игры:

а/ внесение дополнительных атрибутов

б/ участие педагога во второстепенных ролях

в/ показ новых игровых действий

г/ напоминание, вопросы

д/ введение новых игровых ситуаций

е/ оценка;

5) приемы формирования взаимоотношений в игре:

а/ напоминания о взаимоотношениях

б/ направление на внимание друг к другу

в/ поощрение вежливости

IV. Окончание игры.

Варианты

V. Оценка игры

1) оценка взаимоотношений;

2) оценка действий в соответствии со взятой на себя ролью;

  1. перевод интереса детей к следующему виду деятельности.

I. Задачи руководства:

  • создание интереса к работе в библиотеке;
  • расширить представление детей о работе библиотекаря, о правилах поведения в библиотеке;
  • расширять представления о правилах пользования книгой;
  •  пробуждать у детей интерес и любовь к книгам;
  • развивать и обогащать сюжет игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • формировать умение объединяться в игре, распределять роли между детьми,   выполнять игровые действия (библиотекарь, читатель), поступать в соответствии с общим игровым замыслом;
  • формировать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;
  • воспитывать бережное  отношение к книгам;
  • формировать дружеские взаимоотношения, развивать умение считаться с интересами товарищей.

II.Подготовка к игре:

1) план подготовки к  игре « Библиотека»

Дата

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

март

-вывеска «Библиотека»,   книги, формуляры, абонементы, таблички, обозначающие жанр книг из картона, цветной бумаги, старых открыток, с помощью фломастеров, цветных карандашей

-сбор старых газет, книг, журналов.

-экскурсия в библиотеку с последующей беседой;

-рассказ о профессии библиотекаря;

-рассматривание картины «Библиотекарь» из серии картин «Кем быть?»; иллюстраций к книжке С.Я. Маршака «Книжке про книжки» и беседа по ним;

-чтение произведения С. Жупанина «Я — библиотекарь»;

-показ фильма или мультфильма о библиотеке;

-открытие мастерской  «Книжку вылечить смогу- залатаю, починю»;

-изготовление карманчиков в книгах и формуляров;

-выставка рисунков «Удивительный мир книг» по мотивам прочитанных произведений;

-изготовление закладок для книг в подарок родителям и школьникам.

-раскладывать книги на полках по жанрам (сказки, фантастика, стихи, потешки, книги о животных, о природе загадки, и т.д.);

-выдавать книги читателям, соблюдая все правила;

-принимать книги, проверяя, в каком состоянии их возвращают;

-соблюдать правила поведения в библиотеке;

-ремонтировать книги;

-изготавливать для книг закладки.

2)

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Раскладывание книг по своим местам на полках библиотеки

Читатель пришел выбрать книжку

Читатель принес прочитанную книгу.

Библиотекарь

Библиотекарь, читатель

Библиотекарь, читатель.

Книги, полки, таблички с названиями (рисунками), обозначающими жанр книг

Книги, газеты, журналы, формуляры, ручка (карандаши), стол, стул

Книги, газеты, журналы, формуляры, ручка (карандаши), стол, стул.

Библиотекарь раскладывает книги в соответсвующем порядке

Читатель рассматривает книги (газеты, журналы), имеющиеся в библиотеке, выбирает понравившееся издание,

библиотекарь вкладывает формуляр  с названием книги в личный абонемент посетителя библиотеки.

Библиотекарь учится  вести диалог с читателями.

Читатели учатся обращаться к библиотекарю.

Читатель отдает книгу библиотекарю, библиотекарь проверяет книгу на сохранность, перекладывает формуляр книги из личного абонемента читателя в соответствующее издание

«Здравствуйте, что вас интересует?»,

«Здравтвуйте, есть ли у вас сказка «Золушка?», «Будьте так добра помочь найти мне книгу о животных России», «Скажите, пожалуйста, у вас есть книга о приключениях Алисы в стране Чудес?», «Может быть вам помочь найти нужную книгу?», «Скажите, у вас можно здесь почитать журнал «Мурзилка?», «На какое время вы берете книгу?», «Всего вам доброго, приходите к нам еще».

«Спасибо, было очень интересно», «Извините, я порвал книгу, но не знаю, как ее отремонтировать. Не могли бы вы мне подсказать, и я обязательно ее заклею», «Вы посмотрите другие книги из этой серии?».

  1. Схема игрового пространства

1,2,3,4,5,6 — книжные шкафы

               - столы для читателей

               - стулья для читателей

 III. Ход игры.

1) Для проведения игры в первый раз педагогу можно принести в группу несколько новых книг, которых дети раньше не видели, газеты, журналы. Можно использовать киижки-малышки и самодельные книжки. Воспитатель обращает внимание детей на эту литературу и говорит  о том, что читая книги, журналы и газеты,  можно узнать много интересного. Но не всегда у людей есть столько литературы, поэтому они ходят в библиотеку.

Педагог говорит детям, что открывается библиотека, и в библиотеку можно записаться всем. Воспитатель договаривается с детьми, где будет библиотека,  и они ставят там модули. В первой игре библиотекарем становится воспитатель.В роли читателя -  ребенок по желанию или по считалке.  Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки.

Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.

2) В следующий раз роль библиотекаря берет на себя уже ребенок. Роли можно распределить с помощью считалки, жеребьевки, карточек с изображением библиотекаря и читателей. Когда роли распределены, библиотекарь расставляет книги на полках. В библиотеку приходит первый читатель и происходит диалог. Затем приходят еще читатели: кто-то берет книгу, кто-то возвращает, кто-то пришел посмотреть журнал в читальном зале.

3)  Воспитатель стоит неподалёку, может придти в роли читателя, объясняя это тем, что он пришёл за книгой для дочки, которая не умеет читать, но очень любит сказки.

  1. Воспитатель поддерживает диалог библиотекаря с читателем, вводя реплики, давая советы, предлагая взять почитать ту или иную книгу, так как уже ее читал, и она ему понравилась.
  2. При последующем проведении игры педагог может предложить ребятам объединять игру с другими сюжетами (например, с играми в «семью», в «путешествие», в «детский сад», в «школу» и т. д.).

IV. Окончание игры.

Воспитатель сообщает, что библиотека закрывается. Предлагает отремонтировать порваные книги, которые потом тоже можно использовать для игры; изготовить закладки для книг; нарисовать для проведения выставки рисунки из любимых произведений.

 

V. Оценка игры

Воспитатель отмечает какой был активный и начитанный библиотекарь и какие вежливые читатели.  Детям предлагается при помощи цветных жетонов провести голосование за лучшее исполнение роли (красный жетон - лучшая роль, жёлтый- хорошая, зелёный- нужно потренироваться). Затем воспитатель говорит детям о том, что 2 апреля является Международным днем книги, и предлагает в мастерской «Книжку вылечить смогу - залатаю, починю» отремонтировать несколько книг и изготовить закладки в подарок родителям и школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и  по...

Петербургские львы.Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект очередной игры, во время которой дошкольники знакомятся не только со скульптурами львов в Санкт-Петербурге, но и с именами скульпторов. Данная игра кроме задач воспитания решает задачи развит...

Проект в области физической культуры с детьми подготовительной к школе группы "Пять олимпийских колец"

Олимпийское движение - важная часть культуре человечества. История Олимпийских игр, приобщение к традициям олимпийского движения может стать частью не только физического, но и нравственного воспитания...

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Проект «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»Цель проекта: помощь тревожным детям ...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...

Экскурсия в библиотеку с детьми подготовительной к школе группы.

В детском саду МБДОУ ДС «Золушка» города Волгодонска с целью повышения качества и профилактики детско-дорожно-транспортного травматизма, педагогами с детьми подготовительных групп №9 и №11...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Библиотека» с детьми подготовительной к школе группы

разработка сюжетно-ролевой игры содержит цель, задачи, предварительную работу, перспективный план подготовки и ход игры....