Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница Вода»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 Методическая разработка конспекта совместной познавательно-исследовательской деятельности

 с детьми старшей группы  «Волшебница Вода» 

Цель: обогащать знания детей о воде, ее свойствах и значении в жизни человека

Задачи:

· расширять представления детей о некоторых свойствах воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;

· продолжать развивать познавательный интерес;

· воспитывать любовь к природе;

· развивать навыки проведения лабораторных опытов;

 

· активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_volshebnitsa-voda.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности

 с детьми старшей группы  «Волшебница Вода»

Подготовила воспитатель ГБДОУ детского сада № 34 Санкт-Петербурга  Воронцова Н.В.

Цель: обогащать знания детей о воде, ее свойствах и значении в жизни человека

Задачи: 

  • расширять представления детей о некоторых свойствах воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде;
  • продолжать развивать познавательный интерес;
  • воспитывать любовь к природе;
  • развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Оборудование: графин с питьевой водой, лоток с лабораторной посудой на каждый стол по количеству детей (стаканы с питьевой водой, чайные ложки, пустые стаканы, сосуды различной формы, полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая, бумажные салфетки, пластиковые тарелочки для льда), термос с кусочками льда, термос/чайник с кипятком, стекло или зеркальце, ноутбук, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды».

Рассматривание глобуса, карты мира.

НОД «Водные ресурсы Земли».

Просмотр познавательного мультфильма «Круговорот воды в природе».

Отгадывание загадок о воде, чтение «Заяц Коська и Родничок».

Ознакомление с правилами поведения при проведении опытов и составление схем-подсказок.

Ход занятия.

Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать.

Слушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом ударил страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер. Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры».

Воспитатель: – Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?  

Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, вы правильно отметили: чтобы помочь сестрам, нужно доказать, что все они состоят из воды!

Для этого давайте представим, что наша комната – это научно–исследовательская Лаборатория природы, а мы превратимся в ученых.

Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Давайте мы с вами сейчас проведем опыты.

Ты вода, вода, вода

Интересна нам всегда!

Всё узнаем, всё учтём,

На вопрос ответ найдем!

Дети проходят к рабочим местам. Одевают фартуки.

Коллеги, прежде, чем приступить к исследованиям, необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории:

Показ схем, обсуждение правил с детьми

  • Не шуметь – этим мы мешаем другим.
  • Аккуратно обращаться с посудой.
  • Внимательно слушать воспитателя.
  • Внимательно следить за результатом опыта.
  • Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Все правила вы помните, молодцы. Ну, что приступим?

Скажите, пожалуйста, какая на вкус соль? Сахар? Лимон? Лук? Что еще бывает соленым, сладким, горьким, кислым? (Дети приводят примеры).

Воспитатель наливает питьевую воду в стаканчики.

Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Ответы детей.

Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Какой вкус у воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы сделали вывод, что вода не имеет вкуса/безвкусная.

В следующем опты давайте попробуем переместить воду. Как это сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: У вас на столе у каждого по 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Давайте перельем воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами сделали еще один вывод: вода жидкая, она льется. А где в природе мы можем это увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? Наш следующий опыт поможет определить это. Давайте возьмем полоски, которые лежат у вас на столе, приложим к стаканчику с водой и сравним цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? Какого же тогда цвета вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что у воды нет цвета. Она прозрачная. Подумайте, как еще можно проверить прозрачность воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Можно положить что-нибудь в воду.  Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: на чайную ложку, на соседа. Его видно?

Ответы детей.

Воспитатель: Да. Мы с вами доказали, что вода не имеет цвета и она прозрачная.

Предлагаю вам узнать, есть ли у воды форма? А для этого вам надо сравнить форму воды в своем стакане с водой у соседа. Что мы видим?

Воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

Воспитатель: Что можно сказать о форме воды?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы доказали, что вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Воспитатель: Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Ответы детей.

Воспитатель: Значит, у воды есть запах или его нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, мы с вами выяснили, что вода не имеет запаха. Коллеги, а кто вспомнит, какие еще выводы мы с вами сделали в предыдущих опытах?

Молодцы! Делать опыт - это работа непростая и требует много сил и ума. Поэтому ученым необходимо немного отвлекаться и отдыхать. Неплохо бы отдохнуть и нам. Давайте и мы немного разомнемся.

Игра называется «Четыре стихии». Будьте внимательны. На слова «воздух» - руки вверх, «огонь» - хлопаем в ладоши, «земля» - руки вниз, «вода» - волнообразные движения руками. (В ходе игры воспитатель сам показывает неправильные движения, сбивая тем самым играющих). Молодцы, все были очень внимательны!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня две льдинки. И у вас на тарелочках по две льдинки. Как вы думаете, какая льдинка быстрее растает большая или маленькая? Как это проверить?

Ответы детей.

Воспитатель: Во что превратились наши льдинки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, лед, снег – тоже вода, только замерзшая. А как вы думаете, пар – это тоже вода? 

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте проверим. У меня есть термос, в нем – кипяток. Так как это опасно, опыт буду проводить я, а вы внимательно наблюдайте.

Воспитатель открывает его и показывает детям пар. Над ним ставит зеркало и стекло, на котором появляются капельки. Воспитатель показывает, что пар – это тоже вода.

Воспитатель: Итак, можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему? (Они все состоят из воды)

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.

1, 2, 3, 4, глазки крепко мы закрыли, покружились, покружились, в капельки мы превратились!

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.

Ребята, а как можно изобразить лед?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

Воспитатель: А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Воспитатель: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Отдохнули? А вы хотите поиграть в игру-путешествие «Где спряталась вода»? Ребята, как вы думаете, а у нас в группе тоже живут сестрички-капельки? Поищем их.

Дети идут по группе и делают остановки:

Уголок природы около растений

Воспитатель: Для чего нужна здесь вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, я с вами согласна. Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, им нужна вода. Давайте приклеим капельку.

Туалетная комната

Воспитатель: А что мы делаем водой в этой комнате?

Ответы детей.

Дети приклеивают капельку.

Моечная комната

Воспитатель: Что делают в этой комнате?

Ответы детей.

Дети приклеивают капельку.

У стола, где стоит чайник с водой, куллер.

Дети приклеиваю капельку и возвращаются на свои места.

Воспитатель: А сейчас, чтобы еще лучше запомнить, где и в каком виде нам встречается вода, давайте посмотрим небольшой фильм «Волшебница Вода».

Просмотр презентации. 

Воспитатель:

Ты вода, вода, вода,

Интересна нам всегда:

Льдом когда ты замерзаешь,

Паром в чайнике шипишь,

Льешься ручейком весенним,

Чудеса свои творишь.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили, что делали? Какое доброе дело мы сделали? Как мы доказали капелькам, что они родные сестры? Что вам сегодня показалось наиболее интересным?

(Мы помогли сегодня помириться сестричкам капелькам. Узнали, что вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха. Вода нужна нам, чтобы мы могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, мыть посуду, ухаживать за растениями).

Воспитатель: Друзья мои, как вы думаете – понадобится ли нам вода на прогулке? Зачем?

Пойдемте собираться на прогулку, возьмем с собой ведро воды и леечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Методическая разработка по развитию поисково-экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста "Волшебница вода"

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, чт...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница-Вода»

Цель. Создание условий по формированию умений исследовательских действий окружающего мира у детей среднего дошкольного возраста путем проведения опытов с водой....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Групповой проект по познавательно-исследовательской экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Польза и вред вкусных конфет"

Трудно встретить человека, который совершенно не любит сладости, а еще труднее найти того, кто совершенно не любит конфеты. Разноцветные леденцы, шоколадные батончики, воздушное птичье молоко или неве...

Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница – вода»

Конспект  образовательной деятельностипо экспериментальной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста«Волшебница – вода»...