Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пронина Светлана Сергеевна

Задачи:

Образовательные: уточнять и расширять знания детей о воде. Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Выявить проблему загрязнения воды. Формировать представления детей о безопасности для человека и окружающего мира природы и ситуациях поведения на берегу водоема и в воде; о мерах предупреждения.

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, устанавливать причинно - следственные зависимости, умение делать выводы. (Выявить проблему), развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, любознательность.

Воспитательные: Способствовать проявлению желания у детей к самостоятельности наблюдениям за состоянием наших водоемов, при совместном отдыхе с родителями на природе. Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному источнику жизни. Содействовать трудовому и безопасному воспитанию при проведении эксперимента с водой.

Словарь новых слов: глобус, суша, пресная вода, лаборатория, макет.

Предварительная работа:

1.Наблюдения за дождем, снегом, его свойствами.

2.Исследовательская работа: «Почему в снегу грязь?»

3.Беседы: «Кому нужна вода?»

4.Чтение К.И.Чуковский «Федорино горе».

5.Чтение из рубрики журналов «Здоровье», «Про. Сто - беда»

6. заучивание загадок, стихов.

7.Беседа «Что было бы, если не было воды?»

8.Беседы с родителями о походах в разное время года на водоемы.

9.Распространение буклетов «Безысходность на водоемах» (в разное время года)

10.Беседы о попадании микробов в организации

11.Д/игры «Хорошо – плохо» (по ОБЖ)

12.Целевая прогулка «Идем на поиски воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_rol.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Составила:

Воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ №22 комбинированного вида

Пронина Светлана Сергеевна

Образовательная область: «Социально-коммуникативная развитие»

Интеграция образовательных областей:

-Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Цель: развивать память, создание эмоционального настроения на занятии.

-Образовательная область: здоровье.

Цель: снять напряжение, усталость.

-Образовательная область: физическое развитие.

Цель: умение соблюдать правила безопасности на водоемах, при работе с различными инструментами; при проведении эксперимента с водой.

-Образовательная область: речевое развитие.

Цель: развивать умение рассуждать, поощрять попытки делиться с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями; поощрять стремление высказать свою точку зрения, находить собственные решения.

-Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Цель: воспитывать самостоятельное желание участвовать в совместной трудовой деятельности; развивать умение доводить начатое дело до конца; бережное отношение к материалам и инструментам; вырабатывать привычку убирать рабочее место.

-Использование ИТК (просмотр слайдов - показ модели земного шара)

 Цель: наглядно показать, сколько воды на земном шаре, последствия загрязнения воды.

Возраст детей: 6-7 лет.

Формы непосредственной образовательной деятельности: занятие познавательного цикла.

Формы организации: подгруппа.

Задачи:

Образовательные: уточнять и расширять знания детей о воде. Подвести к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Выявить проблему загрязнения воды. Формировать представления детей о безопасности для человека и окружающего мира природы и ситуациях поведения на берегу водоема и в воде; о мерах предупреждения.

Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность, устанавливать причинно - следственные зависимости, умение делать выводы. (Выявить проблему), развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, любознательность.

Воспитательные: Способствовать проявлению желания у детей к самостоятельности наблюдениям за состоянием наших водоемов, при совместном отдыхе с родителями на природе. Воспитывать бережное отношение к воде, как к основному источнику жизни. Содействовать трудовому и безопасному воспитанию при проведении эксперимента с водой.

Словарь новых слов: глобус, суша, пресная вода, лаборатория, макет.

Предварительная работа:

1.Наблюдения за дождем, снегом, его свойствами.

2.Исследовательская работа: «Почему в снегу грязь?»

3.Беседы: «Кому нужна вода?»

4.Чтение К.И.Чуковский «Федорино горе».

5.Чтение из рубрики журналов «Здоровье», «Про. Сто - беда»

6. заучивание загадок, стихов.

7.Беседа «Что было бы, если не было воды?»

8.Беседы с родителями о походах в разное время года на водоемы.

9.Распространение буклетов «Безысходность на водоемах» (в разное время года)

10.Беседы о попадании микробов в организации

11.Д/игры «Хорошо – плохо» (по ОБЖ)

12.Целевая прогулка «Идем на поиски воды»

Оборудование и материалы: экран для просмотра слайдов, макет труб, для просмотра «Как вода проходит по трубам через решетки», карточки с различными проблемными ситуациями «хорошо, «плохо», халаты на каждого ребенка для работы.

Оборудование для проведения опытов: емкости с этикетками надписями – река, болото. Фильтры на каждого ребенка, стаканчики, увеличительные стекла. Обеззараживающие одноразовые салфетки на каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности (НОД):

- Дети отгадайте загадку, о чем у нас сегодня пойдет речь?

То спокойная, то шумливая,

И широкая, и красивая.

Любят плавать в ней и нырять;

Огороды, сады ее водой поливать.

1й ребенок: - Это река Кама

- Да, речь сегодня пойдет у нас о воде. Сейчас на экране мы увидим нашу планету (показ слайдов). Как она называется?

1й ребенок: - Это наша Земля.

2й ребенок: - Это земной шар, где живут люди.

- Что же на нашей планете видите?

1й ребенок: - Синий цвет – это большое количество воды: моря, реки, озера.

2й ребенок: - Коричневый цвет – это горы, поля, и наверное где наши дома, и едут по дорогам машины, только их там не видно.

-Так, а что же означает зеленый цвет?

1й ребенок: - Это конечно леса, где отдыхают люди, животные выращивают детенышей.

- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Согласитесь, невозможно представить жизнь современного человека в квартире?!

Задумывались ли вы о том, как вода поступает в наше жилище?

1й ребенок: - Из крана, из больших труб.

- Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет, и течет и не кончается. В кране вода – это вода реки.

Капельки, которыми мы моем руки, проделывает большой путь. Сначала они плавают в реке, потом направили их в трубы.

Как вы думаете, эту воду уже можно употреблять в пищу?

1й ребенок: - Конечно, нет, можно заразиться какой-нибудь болезнью.

- Далее эта вода попадает в водоочистительные сооружения – это решетки, через которые не могут попасть водоросли и рыбы, далее идет мелкая сетка, а еще дальше фильтры, где вода становится совсем чистой (показ макета, схему решетки, через которую идет вода). Чистую воды качают большие насосы в подземные трубопроводы. Водопроводчики построили длинный путь к каждому детскому саду, школе, больнице. Вода доходит до верхних этажей.

Как вы думаете, хватит ли всем воды?

1й ребенок: - Да, ее очень много, ведь реки большие.

- Правильно молодцы.

Да, на планете живет очень много людей, и все пользуются ею. Без воды, человеку не жить. Недостаток воды уже сейчас ощущается во многих странах. Однако, это потому, что запасы воды заканчиваются, над водой нависла угроза загрязнения.

Почему, как вы думаете?

1й ребенок: - Потому, что люди загрязняют все вокруг.

2й ребенок: - Думаю, что многие моют машины, животных рядом с рекой и всплывает грязь.

3й ребенок: - Когда мы ходим на экскурсию, мы видим, как взрослые работали на барже и курили, и бросали в реку.

- Да вы правильно ответили, и вспомнили.

Дети,  с какими опасностями можно столкнуться, если находиться рядом с водоемом. Вы это сможете доказать?

Вода бывает доброй и злой, приветливой, т.е. вода, как и человек, имеет характер.

Вода может приходить на помощь, может трудиться, а может, обидевшись и наказывать. Вы согласны?

1й ребенок: - Да, согласны.

- Докажите (выставить табличку «доказательство»).

1й ребенок: - В-первых, нужно охранять водоемы от злых рук человека (ребенок ищет картинку, к которой прикрепляет к магнитной доске смайлик ☺).

2й ребенок: - А вода еще может наказать, когда мы отдыхаем за Камой, начался сильный ветер, нам было страшно, а когда затихло, мы  с папой видели на берегу много палок, бутылок и мертвых рыбок.

- А почему все это оказывается на берегу? Почему всплывает мертвая рыба?

1й ребенок: - Потому, что взрослые, когда отдыхают, то бросают все в песок, в воду.

2й ребенок: - Рыбы пострадали, потому, что в воде есть стекла, рыбы могли порезаться.

3й ребенок: - А я думаю, что еще взрослые выливают нефть, мне рассказывала мама, и смотрели по телевизору, когда дул ветер, раздул нефть, и рыбы погибли.

4й ребенок: - В такой воде опасно купаться, может заболеть кожа, появится болезнь.

5й ребенок: - И еще многие отдыхают, моют фрукты и посуду в реке, так ведь на них тоже могут остаться капельки воды и заболеть живот, нужно будет идти  к врачу.

- Молодцы, вы мне даете очень умные ответы. А еще как можно обезопасить себя на водоеме?

1й ребенок: - Когда идете отдыхать, то нужно надевать на голову панаму, потому, что напечете голову и будет солнечный удар (ставит смайлик ☺).

2й ребенок: - Пить воду, которую принесли с собой, не в реке. (ставит 2 смайлика ☺☻)

3.й ребенок: - Нельзя заходить в воду без взрослых, потому, что можно споткнуться и упасть, и захлебнуться (ставит смайлик ☺).

4й ребенок: - Когда мы отдыхали с мамой, а большие мальчики прыгали с катера вниз головой, так ведь можно стукнуться о дно, или вдруг там бревно (ставит ☻).

5й ребенок: - А помните, когда мы с вами беседовали и рассказывали рассказ «Про. Сто – беда», что можно порезаться стеклом или разбитой бутылкой в воде. Значит нельзя бросать в воду мусор, стекла.

- Правильно, молодцы. Порой бывает так, что сам бросил, а в следующий раз сам и попался (☺).

1й ребенок: - А еще нужно купаться, где стоит знак «разрешено» (☺), а где «запрещено» - там нельзя, там может вода очень загрязнена. Мне мама говорила, что есть специальные врачи, которые проверяют воду, и рассказывают по телевизору, или пишут в газетах.

2й ребенок: - Когда купаются дети или взрослые, нельзя дергать за ноги, потому, что можно испугаться и захлебнуться (☻).

3й ребенок: - Нельзя пальцем вытаскивать пробку из круга, когда купаешься, воздух сдуется, а ты же не можешь плавать, и утонешь (☻).

- Посмотрите, что мы доказали, оказывается с какими безопасностями можно столкнуться. Правила поведения есть не только на дорогах, но и в природе, на водоемах. Да, дети многое зависит от взрослых людей, потому, что порой взрослые не соблюдают правила безопасности на воде. Что же зависит от вас?

1й ребенок: - Если взрослые забывают, нужно говорить им, о правилах безопасности.

- И так мы с вами сейчас решали проблемные ситуации о безопасности поведения в природе.

Недавно мы с вами ходили на экскурсию на берег Камы и близ расположенного болота. Что же мы там увидели?

1й ребенок: - Мы приехали на речку

                Воскресенье провели.

                А вот чистого местечка,

                Возле речки не найти!

- Да мы видели, что река Кама очень загрязнена, и на болоте много грязи и мусора. Ребята, мы с вами набрали воды в емкости из реки, и из болота, что же необычного вы там увидим. Рассмотрев воду в реке, оказалось вода мутная, а в болоте чище.

Сегодня я вас приглашаю в лабораторию. Как вы думаете, чем занимаются в лаборатории?

1й ребенок: - В лаборатории проводят опыты и люди узнают, с какими проблемами нужно бороться.

- Представьте себе, что вы ученые. Наденьте халаты. Как вы думаете, как нужно работать в лаборатории?

1й ребенок: - Нужно соблюдать аккуратность.

2й ребенок: - У каждого должно быть внимание, потому что работать нужно осторожно.

3й ребенок: - Да нужно соблюдать правила безопасности. Например, нельзя пробовать (можно подхватить инфекцию – кишечную палочку).

4й ребенок: - Я думаю, что даже нельзя трогать этими руками рот, глаза, может возникнуть заболевание, и придется обратиться  к врачу.

- Обратите внимание, у вас на столе находятся стеклянные баночки с водой с озера и с реки, в маленьких баночках установлены фильтры, на которых будут задерживаться мусор и ненужные вещества.

Осторожно перелейте из подписанных банок к себе через фильтры. Напоминаю о безопасности в работе.

Что случилось с водой?

1й ребенок: -  Профильтровали, а на фильтре остался мусор, грязь.

- Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

1й ребенок: -  Вода стала чистой.

- А куда делся мусор?

1й ребенок: - Мы сделали вывод, что мусор остался на фильтре.

- Сегодня мы с вами узнали о самом простом способе очистке воды. С фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день, которую фильтровали в водопроводах.

Можно ли пить воду из крана?

1й ребенок: - Хоть и вода чистая, прозрачная, ее нельзя пить не кипяченой, потому, что в ней есть еще микробы, а когда вода кипит в чайнике, кастрюле, то микробы убиваются.

Да вода добрый друг и помощник человека. Но каждый из нас должен помнить о правилах безопасности на водоемах, с водой.

Чтение стиха: И.Рыжовой «Вы слыхали о воде?»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В ложе, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить.

- Действительно, без воды невозможно жить на Земле, поэтому  воду надо беречь и охранять и соблюдать правила ОБЖ.

Список литературы:

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность»: СПБ 2005г.

Большая Детская Энциклопедия

Баль Л.Б., Ветрова В.В. «Букварь здоровья»

Дошкольное образование N1  2012г., стр.30

Журнал «Здоровье» N1-12 1991г., раздел «Сто-бед»/Детская рубрика по ОБЖ

Иванов А., «Азбука Безопасности» основа ОБЖ, ст. «Как неразлучные друзья я воде не тонули»

Крылова Н.И. «Здоровье - сберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения» 2009г.

Кулик В.И. «Школа здорового человека» 2010г.

Лободин В.Т. «Физические методы оздоровления»

Мирсянов В.И., Коноваленко С.В. «Родная природа в стихах и загадках»

Николаева С.Н. Программа «Юный эколог»

Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Изд. Мозаика. Синтез. Москва 2010г.

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом природа», «Волшебница вода»

Шорыгина Г.А. «Беседы о воде в природе. Методические рекомендации» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...