Во саду ли в огороде выросла картошка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект отчетно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhukovoy_kartofel.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по отчетно-экспериментальной деятельности

в старшей группе. Тема: «Во саду, ли, в огороде выросла картошка!»

Воспитатель МБДОУ №32 ст.Медведовской Жукова В.Н.

Цель: Обобщать и расширять знания детей о картофеле.

Задачи:

1.Обогащать и систематизировать  знания детей о картофеле.

2.Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

3. Воспитывать любознательность, развивать речь, закладывать основы экологического сознания.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, глазки, ростки, ботва).

Предварительная работа:

1.Беседы «Откуда к нам пришла картошка», «Картофель , как продукт питания и как хорошее лекарство».

2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок, песен, чтение литературы.

3. Рассматривание клубней картофеля с проснувшимися ростками.

4. Посадка, уход, борьба с вредителями и уборка картофеля на огороде.

5. Наблюдение за ростом в течении всего вегетационного периода.

6. Изготовление картофельных куколок, ежей.

7. Выставка детских рисунков «Мисс Картофелина»

8. Подвижные игры «Огородник», «Горячая картошка».  Дидактические игры «Что сначала, а что потом?», «Разрезные картинки», «Что где растет?».

9. Кулинарный шедевр: Нет вкуснее в целом мире, чем картошечка в мундире».

Материал для занятия:

  • прозрачные, стеклянные сосуды
  • пластмассовые формы для муки, крахмала по количеству детей
  • йод для добавления в крахмал
  • терка, полоски белого цвета по количеству детей
  • пластиковые тарелки с различными овощами для опыта (редис, картофель, огурец, кабачок, баклажан)
  • Аудиозапись песни «Ах, картошка», «Улыбка»

Ход занятия

Звучит песня «Улыбка»

Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. У нас сегодня необычное занятие. Вы любите сказки?

Дети: да!

Воспитатель: Отлично! Послушайте внимательно и скажите, о каких овощах мы будем сегодня говорить?

В некотором царстве,

В некотором государстве,
не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела!

Словом, наша речь о  том,

Как пришел картофель в дом!

Из чего он состоит,

И как болезни победит!

Вы уже догадались, о каком овоще пойдет речь?

Дети: о картошке!

Воспитатель: Давайте вспомним, как весной мы сажали в согретую солнцем землю картофель с хрупкими ростками. Как все лето ухаживали за кустиками? Рыхлили землю, окучивали, пропалывали сорную траву, поливали, собирали колорадского жука, выкапывали клубни картофеля.

Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.

Дети читают стихи.

  1. Знают о картошке все на свете

Богачи и те , кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит:

Варит кто, кто жарит, кто печет!

Но едят ее повсюду

И повсюду ей за это слава и почет!

  1. Из картошки много блюд,

Приготовить можно

И простых и сложных:

Её варят, жарят, трут,

На костре ее пекут.

Нет вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире!

  1. Меня, единственную в мире

Не просто варят, а в мундире!

Честь мундира берегу

Служу людям, как могу!

  1.  Ах, картошка, ты картошка,

Кормишь ты честной народ,

Если есть картошка в доме-

Будешь сытым целый год!

Воспитатель: картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство. Например, если простудились-надо подышать над паром варенной картошки-и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги-вот такой удивительный овощ!

Физкультминутка «Картофельная зарядка»

Ну –ка дружно, понемножку,

Превращайтесь все в картошку

(Дети приседают, повторяют слова и выполняют движения)

День за днем мы растем

(Растут, медленно поднимаются в полный рост)

Под ветрами и дожем,

(Поднимают руки, стоят на носках)

Солнышко нас нарядило,

Как солдатиков в мундиры

(Показывают)

Раз, два, три,

Раз, два, три,

Как шагаем-посмотри!

(Маршируют)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, а какие же вещества есть в этом удивительном овоще?

Дети: витамины, сок.

Воспитатель: чтобы узнать, нам нужно пройти в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории?

Дети: проводят опыты.

Воспитатель напоминает правила поведения в лаборатории, Дети садятся за столы.

Воспитатель: нас здесь встречает знаменитый овощ:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда , вкусная….картошка!

Вот она, душечка-голубушка и сейчас мы увидим, какие вещества входят в состав картофеля.

Опытно-экспериментальная деятельность:

  1. Натереть сырой картофель. Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

  1. Натертую картофельную кашицу размешать в воде. Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета? Результат: вода стала беловато-мутной (почему?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он не полностью в ней растворяется.

  1. Воду процеживаем через сито. Даем отстоятся в течении часа. Результат: образуется белый осадок

Вывод: в картофеле белое вещество.

  1. Осадок высушиваем, он становиться сухим, похожим на муку, что это? Это крахмал или картофельная мука.

Вывод: в картошке есть крахмал.

Воспитатель: для чего нам нужен крахмал?

Дети: заваривать кисель, крахмалить белье, использовать в приготовлении блюд.

Общий вывод: из картофеля мы выделили воду, крахмал.

Конечно, в картофеле есть и другие полезные вещества витамин С, различные микрочастицы. Но чтобы их увидеть нужна сложная аппаратура. А сейчас в нашей лаборатории перерыв

Физкультминутка игра «Горячая картошка»

Вставайте все в круг, я предлагаю вам сыграть  в игру «Горячая картошка». Пока звучит музыка вы передаете друг другу мяч. На каком ребенке остановилась, тот говорит пословицу или поговорку про картошку.

  • Картошка, да каша-еда наша
  • Картошку копать, не руками махать
  • Ели да березы-чем не дрова, соль да картошка-чем не еда
  • Ни один рот без картошки не живет

Воспитатель: молодцы! Еще раз убедились в том, что «Картофель-хлебу подспорье!». Но мы еще не все узнали про крахмал. Предлагаю продолжить исследования. Занимайте свои места в лаборатории.

Сравнение крахмала с мукой.

Воспитатель: как вы думаете, почему крахмал назвали картофельной мукой?

Дети: потому что крахмал похож на муку.

Воспитатель: у нас на столе стоят формы с мукой и крахмалом, сравните эти два вещества с полоской белого цвета. Что можно сказать о муке?

Дети: мука желтоватого цвета.

Воспитатель: Что можно сказать о крахмале?

Дети: крахмал белого цвета.

Воспитатель: попробуйте муку и крахмал на ощупью Что можно сказать об ощущениях, когда мы трогаем крахмал?

Вывод: крахмал хрустит.

Воспитатель: Какой у веществ запах? (Вспомнить правило, «как держать форму, когда определяем запах веществ»)

-Что можно сказать о запахе муки?

Дети: мука без запаха.

Вывод: мука не имеет запаха.

-Что можно сказать о запахе крахмала?

Дети: крахмал без запаха.

Вывод: крахмал не имеет запаха.

Воспитатель просит рассказать о результатах сравнения крахмала и муки 1-2 человек.

Воспитатель: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет тёмно-синего цвета. Воспитатель показывает опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При это крахмал становится тёмно-синего цвета.

Ребята, что я сейчас сделала? Сформулируйте вывод.

Дети: крахмал при взаимодействии с йодом становится тёмно-синим.

Воспитатель: Как узнать содержится ли крахмал в других овощах?

Дети: при помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

(Воспитатель раздает детям тарелки с нарезанными овощами, баночками с йодом и пипеткой)

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменяет ли йод цвет.

Воспитатель: В каких овощах есть крахмал?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи, там где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: ответы детей, йод поменял цвет только в картофеле. В огурце, редисе, баклажане, кабачке, йод цвет не поменял)

Вывод: крахмал есть только в картофеле.

Воспитатель: Итак, мы сегодня с вами сделали открытия.

-Картофель состоит из воды и крахмала,

-Крахмал содержится только в картофеле,

-Крахмал при взаимодействии с йодом становится тёмно-синего цвета

Воспитатель: Ещё из картофеля можно изготовить вот такого смешного ёжика. (Воспитатель показывает образец). Хотите сами смастерить такое чудо?

Дети: Да

Ручной труд.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Что вы нового узнали о картофеле сегодня на занятии:

Ответы детей

Молодцы: Сегодня из вас получились отличные исследователи!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Во саду ли во огороде выросла картошка»

ФИО воспитателя    Камалиева Нурия НурисламовнаМесто работы    МАДОУ «ЦРР-д/с №387»Возрастная группа    Старшая группа (дети 5-6 лет)Тема занятия...

Проект "Огород на подоконнике "Во саду ли, в огороде..."

Проблема:Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательско...

Сценарий летнего праздника на улице для всех групп детского сада "Во саду ли в огороде"

Сценарий рекомендуется для маленьких и деток старшего возраста....

План-конспект сюжетно-ролевой игры в средней группе «Идём копать картошку» (тематическая неделя ««Во саду ли, в огороде») Автор: Федькушова Н.В.

Цель: расширять у детей знания об окружающем миреЗадачи:    - закреплять у детей знания о картофеле,- учить детей собирать урожай картофеля,- развивать чувство коллективизма,- воспитыва...

Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»

Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...

Проект огород на подоконнике " Во саду ли в огороде".

Проект огород на подоконнике "Во саду ли в огороде"...