Конспект познавательно - исследовательской деятельности "Вода - ратворитель"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Олеся Витальевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вода - растворитель»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_voda.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 387»

Московского района города Казани

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы

«Вода - растворитель»

                                      Педагог:

Новикова О.В.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Программные задачи по О.О

«Познание»

  • Дать представления о том, что не все вещества растворяются в воде;
  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды - растворимостью;
  • Уточнить и закрепить знания детей о трех состояниях воды;
  • Совершенствовать навыки работы в журналах наблюдений.

«Коммуникация»

  • Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
  • Способствовать умению обобщать, делать выводы;
  • Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением;
  • Активизировать словарь детей словами: глобус, жидкость, лед, пар, без запаха, не имеет вкуса, прозрачная, текучая, растворяется, не растворяется.

«Художественное творчество»

  • Продолжать развивать интерес к нетрадиционным формам изобразительной деятельности

«Социализация»

  • Воспитывать умение работать сообща, добиваться результатов.

«Труд»

  • Воспитывать аккуратность при работе.

«Физкультура»

  • Продолжать развивать координацию движений, следить за осанкой;

«Здоровье»

  • правильно выполнять гимнастику для глаз

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды
  • Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки»
  • Проведение опытов с водой
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе
  • Художественное творчество «Для чего нужна вода?»
  • Показ презентации «Не просто вода»
  • Работа в журналах наблюдений

Материалы и оборудование:

белые халаты, глобус, алгоритм – схема о свойствах воды, карточки о состояниях воды, баночки с водой, розетки с кофе, песком, растительным маслом, мукой, жидким мылом, марганцовкой, журналы наблюдений, схемы опытов, цветные карандаши, акварель, кисточки, поддоны с водой.

Ход: Вводная часть (информационно-познавательная)

-Ребята! Послушайте загадку:

Я и туча и туман,

И ручей и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу. (Вода)

-Посмотрите на глобус. Почему на глобусе много синего цвета?

                                                (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).

- А что вы знаете о воде? (используется алгоритм – схема)

                                               (Вода не имеет запаха, она прозрачная, без вкуса, текучая, не имеет формы).

 -Назовите  состояния воды.

                                      (Вода может быть жидкой, твердой, и паром).

Игра «Определи состояние воды»

Стихотворение

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня мы продолжим работать в лаборатории, где будем проводить опыты. Надевайте халаты и занимайте свои рабочие места. 

 -Скажите, какие вещества мы с вами растворяли в воде? (сахарный песок, соль, акварель).

 - Сегодня мы продолжим растворять в воде различные вещества и посмотрим, все ли они могут растворяться в воде.    

Опыт 1

 В стакан с водой насыпьте молотый кофе и размешайте. (Дети выполняют)

Что вы видите? Растворился ли в воде кофе? Изменила ли цвет вода? (ответы детей).

Кофе полностью растворился, вода изменила цвет.

Вывод: Кофе растворяется в воде.

Опыт 2

В стакан с водой насыпьте речной песок и размешайте его. (Дети выполняют)

Что вы видите? Растворился ли в воде песок? Изменила ли цвет вода? (ответы детей).

Песок не растворился, вода стала мутной, а осадок опустился на дно стакана.

Вывод: Речной песок не растворяется в воде. Запищите результат в журнал наблюдений.

 

А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло.

Опыт 3

 В стакан с водой вылейте  масло и размешайте ее. (Дети выполняют)

Что вы видите? Растворилось ли в воде масло? Изменила ли цвет вода? (ответы детей).

Масло не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: Масло не растворяется в воде.

Зарисуем результат опыта в журнал наблюдений.

Гимнастика для глаз

Дождик, дождик, лей, лей (глаза вверх)

Капай, капай, не жалей (глаза вниз)

Только нас не замочи, (вращают глаза)

Зря в окошко не стучи (глаза закрыть)

Опыт 4 

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку

В стакан с водой насыпьте муку и размешайте ее. (Дети выполняют)

-Что вы видите? Растворилась ли в воде мука? Изменила ли цвет вода? (ответы детей).

Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Вывод: Мука не полностью растворяется в воде.

 Опыт 5

 Растворится ли в воде марганцовка?

Воспитатель добавляет марганцовку в воду, перемешивает, Что вы видите? (ответы детей)

Воспитатель каждому ребенку добавляет марганцовку в воду. Дети перемешивают ее и наблюдают.

Растворилась  ли марганцовка в воде? Изменила ли цвет вода?

Марганцовка не полностью растворилась, ее кристаллики опустились на дно стакана,  вода изменила цвет.

Вывод: Марганцовка не полностью растворяется в воде. Давайте зарисуем результат опыта в журнал наблюдений.

Опыт 6

 Растворится ли в воде стиральный порошок? 

Воспитатель добавляет жидкое мыло, перемешивает, потом дети самостоятельно выполняют опыт.

Растворилось ли мыло  в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) 

Вывод: Жидкое мыло растворяется в воде.

Итог:

Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

Выводы: не все вещества могут растворяться в воде.

Физкультурная минутка

   Воспитатель: Делать открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. 

(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. 

(Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

 (Ходьба на месте)

Воспитатель: А теперь используя воду и акварель, нарисуйте  что – нибудь интересное. Продолжайте фантазировать и наблюдать  (дети рисуют акварелью на воде).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно - исследовательской НОД в подготовительной логопедической группе по теме "Мебель"

Конспект интегрированного НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детей с ОНР. Тема "Мебель". Дети знакомятся с этапами производства мебели, узнают о профессиях: столяр, дизайнер, л...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...