Педагогический проект "Река моей малой родины - Цна"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы по нравственно - патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_reka_tsna.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического проекта:

 «Река моей малой родины  - Цна»

 Паспорт проекта:

  • Тип проекта: познавательно - исследовательский
  • По характеру содержания: ребенок – природа
  • По количеству участников:  групповой
  • По продолжительности:  кратковременный

Цель проекта: формирование представлений у дошкольников об истории и природе родного края через ознакомление с водным объектом города Тамбова– рекой Цной.

Гипотеза 

  Если знакомство с природными объектами будет осуществляться при комплексе педагогических условий, необходимых для формирования представлений об истории и природе города Тамбова, то процесс патриотического воспитания у детей будет успешным.

Проблема исследования

Проблема исследования в разрешении противоречий:

- между социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственно-патриотических  чувств, интереса к истории родного края, к культуре своего народа и низким уровнем проявления интереса у детей и взрослых к данной проблеме;
- между стереотипными формами работы и необходимостью разработки и применения активных форм общения с детьми по формированию у них патриотических чувств и любви к родному краю.


Актуальность проекта обусловлена тем, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, формирования гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, семье, окружающей природе и рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранения реки Цны, воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.

Основополагающий вопрос

Возможно ли у дошкольников формировать  представления об истории и природе родного города через ознакомление с водным объектом – рекой Цной?

Проблемные вопросы

  • Какие педагогические условия необходимы для формирования представлений об истории и природе города Тамбова?
  • Как поддержать интерес детей к природным объектам города Тамбова?
  • Каким образом организовать знакомство с рекой Цной?
  • Как организовать эффективное взаимодействие с семьей для формирования у детей представлений об истории и природе города Тамбова?

Методические задачи

  • Разработать систему организационно – педагогических условий, способствующих формированию у детей представлений об истории и природе города Тамбова.
  • Привлечь воспитателей, родителей, педагогов – специалистов к эффективному взаимодействию с целью реализации исследовательской деятельности дошкольников.
  • Создать в условиях дошкольного учреждения лаборатории для детского экспериментирования.

Дидактические задачи

  • Познакомить детей с рекой  Цной. 
  • Обогатить представления детей о природе родного края.
  • Воспитать любовь к малой Родине.
  • Сформировать у дошкольников познавательную компетентность – видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей посредством исследовательских методов обучения.
  • Расширить перспективы развития опытно – экспериментальной деятельности детей путем включения их в  мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
  • Поддержать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность детей.
  • Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

Основные формы реализации проекта:

  • Предметно – развивающая среда
  • Организованная  и самостоятельная деятельность детей
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами

Организованная деятельность детей

  • Опыты, эксперименты,  поисковая деятельность
  • Беседы на познавательные темы
  • Рассказы воспитателя, чтение  литературы
  • Игры: дидактические, подвижные, имитационные,
  • Игры - путешествия
  • Сбор коллекций: семян, камней, листьев
  • Просмотр диафильмов, видеофильмов
  • Работа с моделями
  • Экскурсии, целевые прогулки
  • Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
  • Творческая деятельность детей на экологическую тему

Самостоятельная деятельность детей

  • Создание проблемных ситуаций
  • Различные виды игр
  • Экспериментирование
  • Изготовление моделей, поделок из природного материала
  • Работа с книгой
  • Рассматривание иллюстраций, картинок о природе
  • Театрализованная деятельность

Ожидаемые результаты

  • У детей:

В процессе  ознакомления  с рекой Цной ребенок приобретает опыт:

Экологический: знаком с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно – следственными связями, действующими в мире.

Познавательный: развиты мыслительные операции.

Социальный: сформированы навыки работы в команде, умеет и желает согласовывать свои желания, взгляды, действия.

  • У родителей:

Повышение интереса к воспитанию и развитию ребенка.

Осуществление тесного взаимодействия с родителями посредством эффективных форм сотрудничества по вопросам исследовательской деятельности дошкольников.

  • У педагогов:

Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.

Повышение теоретического уровня.

Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по организации исследовательской деятельности детей.

Личностный и профессиональный рост.

Самореализация.

Содержание деятельности

Подготовительный

этап

  • Создание условий реализации программы действий.
  • Диагностическое обследование детей и анализ результатов диагностики.
  • Составление перспективного планирования.
  • Творческий поиск, подбор различных форм, средств и методов для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова.

Основной этап

С детьми:

  • Проведение серии  экспериментов, опытов, бесед  экологического содержания.                                    
  • Проведение наблюдений за живой и неживой природой, циклическими изменениями в природе, явлениями природы                              
  • Связь с социумом: посещение Биоэкоцентра, краеведческого музея.
  •  Проведение экскурсий.
  •  Использование в работе с детьми  инновационных технологий:

            личностно  - ориентированной, информационно-коммуникационной,

            игровой, ТРИЗ,  здоровьесберегающей.

  • Организация выставок детских творческих работ.
  •  Проведение экологических праздников.
  •  Составление детских проектов «Царица – водица», «Река моей Родины»

С родителями:

  • Индивидуальные консультации,  советы и предложения (по проблемам и запросам родителей)
  • Родительский уголок «Мы  исследователи»
  • Оперативная информация (планшеты, папки – передвижки «Как научить детей  сомневаться», «Использование элементарных опытов в домашних  условиях»,  «Любимый край, моя земля!»
  • Домашние задания (Наши первые открытия», «Как много интересного

вокруг»).

  • Совместная деятельность: составление гербария, коллекционирование, участие в экологических праздниках.
  • Выставка и обзор методической и справочной литературы.
  • Детские презентации.

Заключительный этап

  • Анализ, выводы.
  • Методические рекомендации по данной теме.
  • Обобщение и распространение опыта работы.

Результаты проекта

  •      Созданы необходимые педагогические   условия для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова
  •      Сформирован познавательный интерес у дошкольников  к общим законам природы.
  •      Повысился  уровень познавательно -  исследовательских компетентностей у детей.
  •      Развиты личностные качества воспитанников: любознательность, активность.
  •      Сформирован навык безопасного поведения в природе.
  •      Значительно повысился интерес у родителей к развитию детей.
  •      Созданы условия для реализации личного творческого потенциала всего педагогического коллектива.

Продукт проектной деятельности

  • Детская лаборатория «Почемучка».
  •  Дидактический материал экологического содержания.
  •  Картотека опытов и экспериментов.
  •  Реализация детских проектов «Царица – водица», «Река моей Родины»
  •  Альбом «Наши первые открытия».
  •  Фотовыставка «Где живет вода?»
  • Альбом «Милый сердцу уголок»

Вывод

   Знакомство с отдельными природными объектами при комплексе педагогических условий способствует формированию представлений об истории и природе родного города, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Конспект занятия с детьми группы коррекционной направленности «Путешествие по местам моей малой Родины»

Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Закрепить знания о нашей стране, о столице нашей Родины, о нашем родном поселке. Закрепить название народных промыслов Развивать речь...

НОД " Культура и быт моей малой Родины" .

Непосредственно образовательная деятельность...

НОД " Культура и быт моей малой Родины" .

Непосредственно образовательная деятельность...

Экологический проект "Река, родник и пруд моей малой родины"

Название проекта:  «Река, родник и пруд моей малой Родины» Срок реализации: 3 месяца (декабрь 2014 г. – февраль 2015г).Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.Тип, вид про...

Конспект занятия "По страницам моей малой родины"

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с использованием наглядного материала - книги с иллюстрациями и фотографиями, сделанной совместно с детьми....

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...