Конспект занятия на тему: "Тайны животного мира"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гибескул Мария Валерьевна

ссылка на презентацию: http://luchik116.ru/2778268403/6901091149.html

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_zhivotnogo_mira.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: тайны мира животных

Группа: подготовительная

Задачи:

1.Познакомить детей с секретами лисьей жизни: поведением, звуковой сигнализацией между взрослыми лисами, лисами и детенышами.

2.Развивать представления о пчеловодстве как древнейшем занятии людей на Руси.

3.Активизировать словарь выражениями: лиса мышкует, лисья нора,

4.Воспитывать уважение к труду лесника, пасечника.

Ход занятия

Воспитатель: ребята, посмотрите вокруг и подумайте, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Ответы детей.

Слайд 1

Воспитатель: у нас сегодня целых два героя! Отгадайте загадку про одного из них: «Сидит девица в темной темнице, вяжет узор, ни петлей, ни узлов» Кто это?

Ответы детей

Слайд 2

Воспитатель: а что же это за темница, в которой сидит пчела-медуница?

Ответы детей

Воспитатель: про какой такой узор говорится в загадке?

Ответы детей.

Воспитатель: кто ел мед пожжужите (дети выполняют). Вот и в старину на Руси дети и взрослые любили лакомиться медом. Его использовали и как лекарство. Такое занятие стало называться пчеловодством. Пчеловодство в старину было бортовое, кузовное, пасечное.

Слайд 3

Когда в живом дереве долбили углубление (борть), это называлось бортовым пчеловодством.

Слайд 4

Кузовное пчеловодство – это когда деревянный кузов подвешивался в лесу на ереве.

Слайд 5

А вот пасечное – это когда ульи выставляли на пасеку. На зиму пчел переносили во мшенник – утепленное подполье. До наших дней сохранилось пасечное пчеловодство.

Ребята, я вам хочу показать картину, на которой художник Крамской изобразил пасечника давних времен. Кто изображен в центре картины?

Ответы детей.

Воспитатель: что он делает?

Ответы детей.

Воспитатель: на чем сидит пасечник?

Ответы детей.

Воспитатель: что вы думаете, глядя на лицо старичка?

Ответы детей

Воспитатель: что в руках у пчеловода?

Ответы детей.

Воспитатель: для чего нужна коса?

Ответы детей.

Воспитатель: как одет дедушка?

Ответы детей.

Воспитатель: обратите внимание на руки старичка, какие они?

Ответы детей:

Воспитатель: что изображено в левом в верхнем углу картины?

Педагог делает обобщение по картине и предлагает послушать старинную молитву пасечнику, которая созвучна содержанию картины:

                  "Дай, Господи, хозяину многие лета,

                    Многие лета - долгие годы!

                    А и долго ему жить - Спаса не гневить,

                    Спаса не гневить, Божьих пчел водить,

                    Божьих пчел водить, ярый воск топить -

                    Богу на свечку, хозяину на прибыль,

                    Дому на приращение,

                    Малым детушкам на утешение".

Так молились люди за пасечника, желая ему здоровья и благополучия. Занятия пчеловодством было уважаемым в народе.

Игра «пчелки»

А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Пчелки». Слева у нас пасека (обручи), а справа луг (цветы). Пчелки находятся на лугу и собирают мед, напевая старинную закличку:

Пчелки гудят,

В поле летят.

С поля летят.

Медок несут.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко!

Дам тебе меду целую колоду!

По сигналу бубна пчелки должны долететь до ульев. В один улей могут поместиться не более трех пчелок. Пчелки, которым не успели в улей – проиграли.

Воспитатель: у нас остался еще один неотгаданный герой. Кто же это, послушайте загадку:

Хвостик длинный, ушки небольшие,

А глаза-то хитрые какие!

Может всех легко нас обмануть,

И следы запутать, улизнуть.

Шерстка рыжая всегда,

Серенькой бывает иногда.

Ну-ка, дети угадаем,

Ведь ее мы точно знаем.

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это лиса. Я нашла очень красивую картину с изображением этого животного. Посмотрите на нее и придумайте ей название.

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на лису и скажите, какая она? Какой хвост? Уши? Какого цвета мех?

Ответы детей.

Воспитатель: что делает лиса?

Ответы детей.

Воспитатель: сколько лисят изображено на картине?

Ответы детей.

Воспитатель: похожи ли они на свою маму?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называется дом лисы?

Ответы детей.

Воспиатель: умнички. Нора – подземный глубокий или неглубокий ход. Лисы не любят рыть норы. Они забираются в готовые, вырытые барсуками, дикими кроликами. Свой подземный дом они роют с хитрыми входами и выходами. Вот у людей сколько входов и выходов? А у лис их несколько.

Макет лисья нора

Вот на этой картинке найдите входы и выходы из лисьей норы.

Педагог показывает рисунок, на котором изображен один вход. Но выходов изображено несколько: один – под кустом, другой – под корнем дерева, третий – за камнем, четвертый – в густой траве.

Воспитатель: для чего ей столько выходов?

Ответы детей.

Воспитатель: вот, например, станут ее догонять собаки, она скорей в нору. Пока собаки лают, раскапывают нору, она потихоньку выползает из самого дальнего выхода прямо в лес. Вот такие хитрые лисы!

Воспитатель: ребята, частенько лиса живет рядом с человеком - недалеко от деревни и даже города. Некоторые уверены, что лиса только тем и промышляет, что ворует кур. Конечно, лиса не откажется от курятины, но это бывает не так уж часто. Основная пища у лисы - это мыши.

Игра «Лиса мышкует»

Дети – мышки забираются под снег и, издавая писк, перемещаются. В это время воспитатель читает:

Это кто там за кустом

С длинным рыженьким хвостом?

Ей на месте не сидится,

Это хитрая лисица!

Шуба рыжая на ней.

Стережет лиса мышей.

По словесному сигналу «Лиса мышкует!» мышки под снегом должны замереть и прекратить писк. Лиса подходит к снежному полю и повторяет движения, которые описывает воспитатель:

Я рыжая охотница, осторожно, с удивительной грацией подкрадываюсь по снежному полю к сугробам. Наклоняю голову то вправо, то влево. Прислушиваюсь: не пищат ли под снегом мышки? И вдруг я услышала шорох под снегом, быстро подхожу к этому месту и на несколько секунд замираю как статуя. А затем, кружась, подпрыгиваю вверх и, плотно сложив лапки перед собой, падаю на снег, пробиваю его и хватаю зазевавшуюся мышку.

Воспитатель: ребята, мы с вами знаем, что у животных есть свой особый язык. И лисы тоже разговаривают между собой. Я вам буду показывать карточки с изображением различных эмоций, а вы должны повторить за мной звуки, подражая эмоции на карточке.

Показывает карточку, на которой изображены эмоции:

Испуг: вох-вох-вох

Злость – произносится с почти закрытым ртом и воспринимается на слух как «ррррххоорр»

Счастье: «уфор-уфор»

Боль: них них них

Тоска: нах-нах-нах

Воспитатель: вот как интересно и необычно лисица питается зимой. А кто помогает лисе и другим животным перенести тяготы зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: чем же помогает лесничий животным и лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, ребята! Много вы всего знаете, в школе одни пятерки получать будете. Ну а пока за ваши старания волшебный мешочек желает наградить вас подарками!

Дети просовывают руки с обеих сторон в мешочек и достают наклейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"

Познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами  живой природы;- продолжать  активизировать познавательные способности  детей;-развивать у детей   интерес к жизни ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ №1 ТЕМА: <<ТАЙНЫ ПРИРОДЫ>>

Цель: «Закрепить знания детей о живой и не живой природе. Формировать представления о жизненном цикле живых организмов. Дать представление о природном происхождении и социальных аспектах существования...

Конспект НОД по теме: "Тайны птичьего мира"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старшей группы....

Открытое занятие на тему "Тайна подводного мира"

Цель: Познакомить детей с жизнью и изобретениями Жака Ива Кусто.Задачи:- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;- Расширять активный словарь, З...