Конспект занятия-викторины в старшей группе "Зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коваленко Людмила Петровна

занятие-викторина на тему "Зимний лес" в старшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-викторины в старшей группе.

Составил: воспитатель 1 категории Коваленко Людмила Петровна.

Тема: «Зимний лес»

Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в умении  различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.  

Материал: наборное полотно «Лес - многоэтажный дом», фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой «Зимняя песенка»; эмблемы для участников команд; плакат «Зимнее дерево».  

Ход занятия:  

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».  

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:  

Заколдован невидимкой,

 Дремлет лес под сказку сна.  

Словно белою косынкой

 Подвязалася сосна,  

Понагнулась, как старушка,  

Оперлася на клюку,

  А над самою макушкой

 Долбит дятел на суку.  

Воспитатель: Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции «Встречи в лесу»).  

«Зайчики».  

Прыгает заинька,  

Прыгает беленький.  

Зайка - прыг, зайка - скок,  

Слышен зайкин голосок.  

Холодно заиньке,  

    Холодно белому.  

Как же быть мне зимой,  

Замерзает хвостик мой.  

«Белочки».  

Ах, как нам наскучили  

Вьюги, холода,  

И морозы жгучие,  

Словно навсегда.  

Рыженькие белочки  

Прячутся в дупло.  

Поскорей бы солнышко  

Ясное взошло.  

Разминка капитанов  

Вопросы капитанам команд:  

 Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды «Зайчики»).  

Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды «Белочки»).  

Разминка команд  

Вопросы участникам команд (поочередно):  

«Зайчики».  

1. Что такое кузница дятла?  

2. Почему говорят: волка ноги кормят?  

3. Какая птица зимой в прорубь ныряет?  

«Белочки».  

1. Что птицам страшнее: холод или голод? Почему?  

    2. Чем заяц питается зимой?  

3. У какой птицы зимой выводятся птенцы?  

Соревнования команд  

Воспитатель: Без чего не бывает леса? (Без деревьев.) А умеем ли мы узнавать деревья в зимнем лесу?  

Задание № 1. Узнай дерево по его коре.  

Команды получают по кусочку коры: «Зайчики» - березы, «Белочки» - сосны.  

Задание № 2. С какой ветки эти детки?  

Команды получают подносы с набором веток деревьев и одну из шишек (еловую или сосновую); нужно найти веточку дерева по его шишке и сказать, как дерево называется.  

Воспитатель: Кого можно встретить в зимнем лесу? (Животных и птиц.) Я нарисовала картинку, а Дина прочитает стихотворение к ней (стихотворение «Зимняя песенка» 3. Александровой). Ваша задача угадать, кто находится за кустом, по его следам.  

Каждая команда получает карточку с изображением следов одного из животных: «Зайчики» - зайца, «Белочки» - лисицы.  

Задание № 3. Как называются жилища лесных животных?  

«Зайчики» отвечают: у лисы (нора), у белки (дупло), у волка (логово). «Белочки» - у медведя (берлога), у мышки (нора), у крота (нора).  

Задание № 4. Изобразить животных с помощью пантомимы.  

«Зайчики» - волка; «Белочки» - лисицу.  

Задание № 5. Назвать и показать на картинках животных.  

«Зайчики» - хищников леса; «Белочки» - травоядных жителей леса.  

Задание № 6.  

Воспитатель. Перед вами дерево, на котором собрались разные лесные птицы. Посмотрите внимательно и скажите: какие две птицы сюда попали по ошибке?

    Каждая команда должна назвать одну из этих птиц и снять ее с дерева (ласточка, скворец).  

Задание № 7. Кто прилетит на кормушку?  

Команды получают кормушки-подносы, где лежит: сало для синиц («Зайчики»), рябина для снегирей («Белочки»).  

Задание № 8. Разместить жителей по этажам лесного дома.  

Воспитатель: Лес - это дом для зверей и птиц.  

Команды получают по набору карточек с изображением обитателей леса: «Зайчики» - лису, белку, дятла, зайца, «Белочки» - волка, мышку, кабана, снегиря.  

Задание № 9. Отгадать загадки.  

«Зайчики». 1. Кто зимой холодной бродит в лесу злой и голодный? (Волк.) 2. Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка.) 3. Угадайте, что за птица: света яркого боится, клюв - крючком, глаза - пятачком, ушастая голова. Как зовут ее? (Сова.)  

«Белочки». 1. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь.) 2. По лесу ходит, на своей голове дерево носит. (Лось.) 3. Посмотрите-ка какая! Вся горит, как золотая! Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой, на увертки мастерица. Как зовут ее? (Лисица.)  

Задание № 10. Как помочь обитателям леса зимой.  

«Зайчики» - птицам, «Белочки» - животным.  

Подведение итогов. Награждение победителей, вручение памятных сувениров.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич».

Конспект занятия-викторины в старшей группе «Я – Россиянин. Я - Москвич»....

Конспект занятия-викторины по петербурговедению в старшей логопедической группе «Непоседы» ГДОУ 42 Колпинского района Санкт Петербурга.

Занятие позволяет детям познакомится с интересными местами  нашей необъятной  Родины, дает представление о богатстве и разнообразии городов России, прививает желание познавать новое для себя...

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни"

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни»....

Конспект занятия-викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные»

Цель: проверить и углубить знания детей о живой природе, помочь детям вспомнить уже известных животных.расширить кругозор детей;воспитывать бережное отношение к природе;развивать воображение, вни...

Конспект занятия-викторины по ФЭМП для старшей группы "Вежливая математика"

Цель: при моделировании игры развивать познавательные и творческие способности детей и создание условий для совместной деятельности дошкольников по ФЭМП.Задачи:- развивать мыслительные операции: анало...

Конспект занятия-викторины для старшей группы "Сказки А. С. Пушкина"

Цель: закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта.Задачи:- формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоц...