Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Курочкина Наталья Николаевна

Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников


 

Шаг 1.

Фрагмент занятия 1 «Знакомство с увеличительным стеклом». В гости к детям приходит игровой персонаж «Профессор» и рассказывает, что недавно он получил письмо от Муравьишки, в котором он просит помочь ему стать большим. «Профессор» очень хочет помочь ему, но не знает как.

Обсуждение с детьми: Ребята давайте вместе подумаем, как нам помочь Муравьишке.

- Можно ли увеличить маленький предмет? Какие приборы служат для этого?

Детям предлагаются увеличительные стекла и различные мелкие предметы. После рассматривания предметов через стекла педагог вместе с детьми обсуждают: Для чего необходимы такие приборы как увеличительное стекло, микроскоп? Как можно еще использовать увеличительное стекло? Людям, каких профессий нужны такие приборы? А в группе детского сада нужны они? Для чего?

Дети вместе с педагогом определяют место в игровой комнате и размещают там изученные приборы.

Шаг 2.

1.Дополнение «Центра науки» приборами, материалами.

2.Привлечение детей и родителей к созданию уголка экспериментирования.

3.Открытие «Центра науки» проводится торжественно.

Шаг 3.

Создание Библиотеки «Познавай-ка» и размещение ее в «Центре науки». Отбор познавательных книг, журналов, атласов и энциклопедий.

Цель: формировать умения самостоятельно получать знания из различных источников (книг, журналов). Развивать познавательную активность.

Проведение беседы с детьми. Вопросы:

- Откуда можно получить новые знания, ответы на трудные вопросы?

- А как называются книги, в которых можно узнать новое и интересное?

- Есть ли у вас дома такие книги?

- А что Вы нового узнали из энциклопедии самостоятельно?

Внесение энциклопедии «Жизнь удивительных животных», рассматривание вместе с детьми. После рассматривания дети с педагогом проводят беседу.

Шаг 4.

Проведение беседы по определению правил поведения в «Центре науки» и правил поведения во время проведения экспериментирования, опытов.

Фрагмент беседы с детьми: ребята, что такое правила поведения? Для чего они нужны? Какие правила поведения вы знаете? А какие из них мы можем использовать во время игр в «Центре науки»? Давайте все вместе придумаем правила поведения в «Центре науки», оформим их красиво и повесим на видное место в новом уголке (обсуждение предлагаемых детьми правил: не шуметь; слушать друг друга, не перебивая; соблюдать порядок в уголке).

Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, я продолжила работу по ознакомлению детей с историей возникновения «экспериментирования». Раскрыла детям его содержание через игровые занятия из цикла «Странички истории»: «Древние люди» и «Человек трудился всегда», используя следующие методические приемы: обсуждение с детьми поставленной проблемы; определение способов решения, описание полученных результатов, формулирование выводов.

Организовала сюжетно-ролевую игру «Юные исследователи» с привлечением игровых персонажей: Профессор, помощники профессора.

Фрагмент игры: Профессор приглашает детей вместе с педагогом посетить его лабораторию, чтобы туда попасть, детям надо надеть белые халаты и прикрепить визитки со своими именами. Педагог предлагает детям подойти к зеркалу и убедится, что они взяли визитки именно со своими именем и ровно закрепили ее. Дети не могут прочитать своих имен. Профессор спрашивает детей: «Как вы думаете, почему вы не можете прочитать свое имя?». Проведение эксперимента «Перевернутое имя» (необходимо подвести детей к выводу, что зеркало переворачивает изображение). В ходе игры «Профессор» предлагает детям принять участие в словесном соревновании, необходимо обдумать, почему происходят те или иные события.

Также в помощь приходят логические игры, направленные на развитие логических операций, используя следующие методические приемы: анализ и обсуждение с детьми предложенных ситуаций.

Для активизации интереса детей организовывала игры и упражнения в виде соревнования, использовала поощрения (фишки, жетоны).

Задание 1. Составить небольшой рассказ о любимых ягодах (или фруктах или грибах): форма, цвет, вкус, запах, где и на чем растет.

Задание 2. Игра: «Почему это произошло?»

Цель: научить детей находить причину событий.

- в саду яблоки не созрели, потому что…

- сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что…

- птицы улетают на юг, потому что…

- в этом году в лесу много грибов, потому что…

Задание 3. Игра: «По какой причине произошли два события?»

Цель: научить детей находить общую причину.

Все прохожие промокли. - Наконец-то вылезли первые ростки из земли.

Все мороженое раскупили. - У мальчика обгорела спина.

Многие ученики заболели. - Окна покрылись инеем.

Задание 4. Упражнение в стихах: «Установи причину и следствие».

Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.

Ветер.

Вчера был очень сильный ветер. Они дорожки перекрыли.

Он поломал большие ветки. Все утром ветки обходили.

Вопросы:

1. Почему люди не могли пройти по дороге?

2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Авария.

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить. Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

Вопросы:

1. Почему мальчик попал под машину?

2. Почему машина не смогла затормозить?

3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?

Задание 5. Игра: «Угадай, что это?»

Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения, речи.

Дети разделены на две команды и стоят друг против друга. У каждой команды по 16 картинок с изображением посуды и мебели. По считалке выбирается команда, которая первая начнет игру. Дети описывают предмет, который они загадали. Задача другой команды отгадать этот предмет.

4) В конце этапа провести игру с детьми «Интервью», с целью обобщения представлений об экспериментировании.

Организационный момент: Для активизации интереса детей в роли «журналиста» выступает воспитатель другой группы.

Вопросы для интервью:

- Что такое экспериментирование?

- Зачем люди экспериментируют?

- Какие приборы для экспериментирования есть в «Центре науки»?

- Для чего нужны лупа и микроскоп?

- Как нужно вести себя в «Центре науки»?

- Нравится ли вам участвовать в опытах?

К концу все дети имели представления об экспериментировании, проявляли интерес к новому виду деятельности. Более успешно стали устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы по существенным признакам. У детей расширился словарь и сформировалась фразовая речь. Так же дети более успешно принимали цели, поставленные мною, принимали участие в совместном обсуждении. У детей повысилась познавательная активность.

Далее я вместе с детьми начала освоение компонентов экспериментирования:

· формирование компонентов экспериментирования (принятие цели, формулирование гипотезы, развитие обследовательских действий, умений делать выводы);

· развитие основных логических операций;

· активизация экспериментирования с различными материалами.

Данное содержание реализовано в следующих методах и приемах:

1) Проведение серии упражнений.

Методические приемы: Для развития основных компонентов экспериментирования я использовала: обсуждение с детьми и анализ поставленных вопросов; акцентирование внимания детей на мнениях своих сверстников; выдвижение гипотез и предположений.

Задание 1.

Цель: вырабатывать у детей умений выдвигать гипотезы.

Упражнение 1. Почему дует ветер?

Упражнение 2. Почему летают металлические самолеты?

Упражнение 3. Как птицы узнают дорогу на юг?

Упражнение 4. Почему летом идет дождь, а зимой только снег?

Задание 2. «Что бы произошло? Что будет?».

Придумайте, что бы произошло (что будет) если:

- кошки перестали ловить мышей.

- цветы стали бы такими большими как деревья.

- в домах не стало окон.

- если сшить одежду из бумаги.

- если построить дом из стекла.

2) Проведение серии экспериментов.

Методические приемы: обсуждение с детьми и анализ условий ситуаций; выдвижение гипотез и предположений; фиксирование всех предложенных гипотез (схематичное изображение); прогнозирование предполагаемого результата; обсуждение и определение способов проверки предложенных гипотез; акцентирование внимания на мнениях других детей; проведение обследовательских действий с целью проверки предположений и гипотез; фиксирование результата и формулирование выводов. Составление и использование алгоритмов выполнения действий.

Для активизации интереса и для создания мотивации в ходе участия в заданиях создавала игровые ситуации: «Кораблекрушение», «Удивительный воздух».

Игровая ситуация 1 «Кораблекрушение».

Фрагмент занятия: Дети с педагогом попадают на своем корабле в шторм и терпят кораблекрушение, их бурей выбрасывает на необитаемый остров. Идет сильный дождь, на море шторм.

Ситуация 1. Как переждать бурю?

На построение шалаша у детей нет сил, и они решают натянуть кусок ткани между ветками деревьев (определение непромокаемых тканей).

Наступило утро, дождь закончился. Дети с педагогом бродят по берегу в поисках предметов, выброшенных на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. Они находят сундук, в котором находятся следующие предметы: лимон, йод, вата, бумага, бумажные салфетки, марля, воронка, веревка, гвозди, болты.

Ситуация 2. Требуется помощь в спасении, как позвать на помощь?

Громко кричать; зажечь на самом видном месте огонь; поднять кусок яркой ткани на длинной палке, написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить как можно дальше в море. Но у детей есть только бумага, на которой можно писать, но нет, ни карандаша, ни ручки. Чем можно еще писать на бумаге? (Можно написать письмо при помощи сока лимона и йода).

Ситуация 3. Становится жарко и всем очень хочется пить.

Обсуждение проблемы поиска воды: морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

- Можно ли такую воду сразу пить? (Необходимо очистить воду для питья).

- А с помощью чего можно это сделать? (фильтрация воды)

Ситуация 4. Солнце очень сильно греет, что может случиться, если долго находиться с непокрытой головой на солнце?

Обсуждение проблемы: Полезно загорать на солнце или нет? Когда можно загорать? Почему нельзя загорать после обеда? Как можно защитить себя от солнечных ожогов и солнечного удара? А из чего можно сделать панамки? А как Вы думаете, вся бумага подойдет для изготовления панамок? Как Вы думаете, лучше будет пропускать свет калька или картон? Почему?

Ситуация 5. Дети проголодались, развели огонь, сварили кашу. Но каша получилась не вкусная, так как у детей не оказалось соли. Как добыть соль? (Соль можно получить из морской воды).

Ситуация 6. Наступила ночь, и дети приготовились ко сну, но вокруг в темноте бродят хищные звери. Как отпугнуть диких зверей от лагеря? (Создание ветряных «шумелок»).

По окончанию каждого занятия дети вместе с педагогом заносят результаты опытов в «Книгу открытий».

Игровая ситуация 2 «Удивительный воздух».

Цель: Формировать представления детей о роли воздуха, познакомить с его свойствами. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; развивать умение делать выводы на основе раннее полученных знаний.

Ситуация 1. «Дождик в стакане». Вопросы к детям: Что это? (показ пустого стакана). В стакане что-нибудь есть? Что произойдет, если в стакан налить воду и перевернуть его? Какой бывает воздух? А что такое воздух?

Ситуация 2. Где живет воздух? Обнаружение воздуха в различных объектах (в комке земли, глины, пластилина, в пустом коробке, в листе растения).

Ситуация 3. Как выйти сухим из воды? (Воздух легче воды, он имеет свойство вытеснять воду). Вопросы к детям: Что означает «выйти сухим из воды»? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (перевернуть стакан верх дном и погрузить в воду, не наклоняя). Что помешало воде намочить салфетку? Что произойдет, если наклонить стакан? (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода и салфетка намокнет).

Для активации интереса и создание мотивации проводила данные упражнения в форме помощи сказочным персонажам.

Шаг 1. Игровой персонаж «Профессор» просит детей помочь героям сказок, попавшим в беду выйти из сложившихся ситуаций (игры ТРИЗ на нахождение внутренних и внешних ресурсов, сходных с экспериментированием, авт. Б.Б. Финкельштейн)

1. «Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком ходить он отвык. Как теперь быть коту?»

2. «Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пирогов. Чем Золушке раскатать тесто?»

3. «Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющееся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?»

4. «Карлсон очень любит сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок».

Шаг 2. Словесная игра «Чересчур».

Цель: научить детей делать выводы и умозаключения.

· Если съесть одну конфетку - вкусно, приятно. А если много?

· Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?

· Летом должен иногда идти дождь, чтобы все растения росли. А если дождь не закончится никогда.

Шаг 3. Решение проблемных ситуаций.

1. «Буратино уронил золотой ключик в болото, а черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Как Буратино достать ключик, ведь он деревянный и нырять не может?»

2. Дети отправились в поход, взяли собой консервы и хлеб. В дороге они устали и сделали привал. Они захотели развести костер, но оказалось, что они не взяли с собой спичек. Как им развести костер?

3. Маленький котенок залез на высокое дерево, но так высоко, что даже с помощью лестницы его не достать. Как снять котенка с дерева?

Использование игр помогают научить детей выделять проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы и находить несколько способов решения. Составление и использование пооперационных карт.

Шаг 4.

Цель: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

1. Как заварить чай?

2. Как приготовить тесто для выпечки печенья?

3. Расскажи, как мама дома варит суп (борщ)?

Шаг 5. Проведение «Мозгового штурма», направленного на развитие умений у детей высказывать свои мысли вслух.

Примерные темы:

Как быстро охладить стакан с кипятком?

Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

Чем можно рисовать на асфальте?

Как сделать разноцветную льдинку?

В ходе ситуаций использовала: словесный анализ представленных ситуаций; выдвижение гипотез и их фиксирование; проведение обследовательских действий; определение правильных гипотез и формулирование выводов. познавательная активность экспериментирование

Экспериментирование с различными материалами.

Шаг 1. Проведение опытов.

Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах различных материалов (структура и температура поверхности, твердость, мягкость, хрупкость, прочность).

Проблемная ситуация 1. Как сделать в воде дырки? (Мыло препятствует притяжению молекул, и пленка воды не восстанавливается).

Проблемная ситуация 2. Можно ли остановить свет? или Как образуются тени?

Проблемная ситуация 3. Почему насекомое водомерка может бегать по воде, а мышка нет? (Молекулы воды способны выдерживать вес легкого тела).

Проблемная ситуация 4. Как заставить предмет плавать? (Зависимость плавучести от формы). Опыт с мелом. Целый кусок мела при опускании его в воду тонет, но если его натереть на терке он будет плавать на поверхности воды.

Проблемная ситуация 5. Почему закат розовый?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по экспериментированию, обеспечивающая формирование познавательной активности старших дошкольников

Шаг 1.

        Фрагмент занятия 1 «Знакомство с увеличительным стеклом». В гости к детям приходит игровой персонаж «Профессор» и рассказывает, что недавно он получил письмо от Муравьишки, в котором он просит помочь ему стать большим. «Профессор» очень хочет помочь ему, но не знает как.

        Обсуждение с детьми: Ребята давайте вместе подумаем, как нам помочь Муравьишке.

        - Можно ли увеличить маленький предмет? Какие приборы служат для этого?

        Детям предлагаются увеличительные стекла и различные мелкие предметы. После рассматривания предметов через стекла педагог вместе с детьми обсуждают: Для чего необходимы такие приборы как увеличительное стекло, микроскоп? Как можно еще использовать увеличительное стекло? Людям, каких профессий нужны такие приборы? А в группе детского сада нужны они? Для чего?

        Дети вместе с педагогом определяют место в игровой комнате и размещают там изученные приборы.

Шаг 2.

        1.Дополнение «Центра науки» приборами, материалами.

        2.Привлечение детей и родителей к созданию уголка экспериментирования.         

        3.Открытие «Центра науки» проводится торжественно.

Шаг 3.

        Создание Библиотеки «Познавай-ка» и размещение ее в «Центре науки». Отбор познавательных книг, журналов, атласов и энциклопедий.

        Цель: формировать умения самостоятельно получать знания из различных источников (книг, журналов). Развивать познавательную активность.

Проведение беседы с детьми. Вопросы:

- Откуда можно получить новые знания, ответы на трудные вопросы?

- А как называются книги, в которых можно узнать новое и интересное?

- Есть ли у вас дома такие книги?

- А что Вы нового узнали из энциклопедии самостоятельно?

        Внесение энциклопедии «Жизнь удивительных животных», рассматривание вместе с детьми. После рассматривания дети с педагогом проводят беседу.

Шаг 4.

        Проведение беседы по определению правил поведения в «Центре науки» и правил поведения во время проведения экспериментирования, опытов.

        Фрагмент беседы с детьми: ребята, что такое правила поведения? Для чего они нужны? Какие правила поведения вы знаете? А какие из них мы можем использовать во время игр в «Центре науки»? Давайте все вместе придумаем правила поведения в «Центре науки», оформим их красиво и повесим на видное место в новом уголке (обсуждение предлагаемых детьми правил: не шуметь; слушать друг друга, не перебивая; соблюдать порядок в уголке).

        Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, я продолжила работу по ознакомлению детей с историей возникновения «экспериментирования». Раскрыла детям его содержание через игровые занятия из цикла «Странички истории»: «Древние люди» и «Человек трудился всегда», используя следующие методические приемы: обсуждение с детьми поставленной проблемы; определение способов решения, описание полученных результатов, формулирование выводов.

        Организовала сюжетно-ролевую игру «Юные исследователи» с привлечением игровых персонажей: Профессор, помощники профессора.

        Фрагмент игры: Профессор приглашает детей вместе с педагогом посетить его лабораторию, чтобы туда попасть, детям надо надеть белые халаты и прикрепить визитки со своими именами. Педагог предлагает детям подойти к зеркалу и убедится, что они взяли визитки именно со своими именем и ровно закрепили ее. Дети не могут прочитать своих имен. Профессор спрашивает детей: «Как вы думаете, почему вы не можете прочитать свое имя?». Проведение эксперимента «Перевернутое имя» (необходимо подвести детей к выводу, что зеркало переворачивает изображение). В ходе игры         «Профессор» предлагает детям принять участие в словесном соревновании, необходимо обдумать, почему происходят те или иные события.

        Также в помощь приходят  логические игры, направленные на развитие логических операций, используя следующие методические приемы: анализ и обсуждение с детьми предложенных ситуаций.

        Для активизации интереса детей организовывала игры и упражнения в виде соревнования, использовала поощрения (фишки, жетоны).

        Задание 1. Составить небольшой рассказ о любимых ягодах (или фруктах или грибах): форма, цвет, вкус, запах, где и на чем растет.

        Задание 2. Игра: «Почему это произошло?»

        Цель: научить детей находить причину событий.

        - в саду яблоки не созрели, потому что…

        - сегодня дети надели резиновые сапоги, потому что…

        - птицы улетают на юг, потому что…

        - в этом году в лесу много грибов, потому что…

        Задание 3. Игра: «По какой причине произошли два события?»

        Цель: научить детей находить общую причину.

Все прохожие промокли. - Наконец-то вылезли первые ростки из земли.

Все мороженое раскупили. - У мальчика обгорела спина.

Многие ученики заболели. - Окна покрылись инеем.

        Задание 4. Упражнение в стихах: «Установи причину и следствие».

        Цель: научить детей устанавливать причину и следствие.

Ветер.

Вчера был очень сильный ветер. Они дорожки перекрыли.

Он поломал большие ветки. Все утром ветки обходили.

        Вопросы:

        1. Почему люди не могли пройти по дороге?

        2. Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Авария.

Перебегал дорогу мальчик

Не там, где светофор стоит

Машины ехали так быстро,

Что не смогли затормозить. Попал тот мальчик под машину.

Найди аварии причину.

        Вопросы:

        1. Почему мальчик попал под машину?

        2. Почему машина не смогла затормозить?

        3. Что должен был сделать мальчик, чтобы не попасть под машину?

        Задание 5. Игра: «Угадай, что это?»

        Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения, речи.

        Дети разделены на две команды и стоят друг против друга. У каждой команды по 16 картинок с изображением посуды и мебели. По считалке выбирается команда, которая первая начнет игру. Дети описывают предмет, который они загадали. Задача другой команды отгадать этот предмет.

        4) В конце этапа провести игру с детьми «Интервью», с целью обобщения представлений об экспериментировании.

        Организационный момент: Для активизации интереса детей в роли «журналиста» выступает воспитатель другой группы.

        Вопросы для интервью:

        - Что такое экспериментирование?

        - Зачем люди экспериментируют?

        - Какие приборы для экспериментирования есть в «Центре науки»?

        - Для чего нужны лупа и микроскоп?

        - Как нужно вести себя в «Центре науки»?

        - Нравится ли вам участвовать в опытах?

        К концу все дети имели представления об экспериментировании, проявляли интерес к новому виду деятельности. Более успешно стали устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать предметы по существенным признакам. У детей расширился словарь и сформировалась фразовая речь. Так же дети более успешно принимали цели, поставленные мною, принимали участие в совместном обсуждении. У детей повысилась познавательная активность.

        Далее я вместе с детьми начала освоение компонентов экспериментирования:

        · формирование компонентов экспериментирования (принятие цели, формулирование гипотезы, развитие обследовательских действий, умений делать выводы);

        · развитие основных логических операций;

        · активизация экспериментирования с различными материалами.

        Данное содержание реализовано в следующих методах и приемах:

        1) Проведение серии упражнений.

        Методические приемы: Для развития основных компонентов экспериментирования я использовала: обсуждение с детьми и анализ поставленных вопросов; акцентирование внимания детей на мнениях своих сверстников; выдвижение гипотез и предположений.

        Задание 1.

        Цель: вырабатывать у детей умений выдвигать гипотезы.

        Упражнение 1. Почему дует ветер?

        Упражнение 2. Почему летают металлические самолеты?

        Упражнение 3. Как птицы узнают дорогу на юг?

        Упражнение 4. Почему летом идет дождь, а зимой только снег?

        Задание 2. «Что бы произошло? Что будет?».

        Придумайте, что бы произошло (что будет) если:

        - кошки перестали ловить мышей.

        - цветы стали бы такими большими как деревья.

        - в домах не стало окон.

        - если сшить одежду из бумаги.

        - если построить дом из стекла.

                2) Проведение серии экспериментов.

        Методические приемы: обсуждение с детьми и анализ условий ситуаций; выдвижение гипотез и предположений; фиксирование всех предложенных гипотез (схематичное изображение); прогнозирование предполагаемого результата; обсуждение и определение способов проверки предложенных гипотез; акцентирование внимания на мнениях других детей; проведение обследовательских действий с целью проверки предположений и гипотез; фиксирование результата и формулирование выводов. Составление и использование алгоритмов выполнения действий.

        Для активизации интереса и для создания мотивации в ходе участия в заданиях создавала игровые ситуации: «Кораблекрушение», «Удивительный воздух».

        Игровая ситуация 1 «Кораблекрушение».

        Фрагмент занятия: Дети с педагогом попадают на своем корабле в шторм и терпят кораблекрушение, их бурей выбрасывает на необитаемый остров. Идет сильный дождь, на море шторм.

        Ситуация 1. Как переждать бурю?

         На построение шалаша у детей нет сил, и они решают натянуть кусок ткани между ветками деревьев (определение непромокаемых тканей).

        Наступило утро, дождь закончился. Дети с педагогом бродят по берегу в поисках предметов, выброшенных на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. Они находят сундук, в котором находятся следующие предметы: лимон, йод, вата, бумага, бумажные салфетки, марля, воронка, веревка, гвозди, болты.

        Ситуация 2. Требуется помощь в спасении, как позвать на помощь?

        Громко кричать; зажечь на самом видном месте огонь; поднять кусок яркой ткани на длинной палке, написать записку, положить в бутылку, закупорить и бросить как можно дальше в море. Но у детей есть только бумага, на которой можно писать, но нет, ни карандаша, ни ручки. Чем можно еще писать на бумаге? (Можно написать письмо при помощи сока лимона и йода).

        Ситуация 3. Становится жарко и всем очень хочется пить.

        Обсуждение проблемы поиска воды: морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

        - Можно ли такую воду сразу пить? (Необходимо очистить воду для питья).

        - А с помощью чего можно это сделать? (фильтрация воды)

        Ситуация 4. Солнце очень сильно греет, что может случиться, если долго находиться с непокрытой головой на солнце?

        Обсуждение проблемы: Полезно загорать на солнце или нет? Когда можно загорать? Почему нельзя загорать после обеда? Как можно защитить себя от солнечных ожогов и солнечного удара? А из чего можно сделать панамки? А как Вы думаете, вся бумага подойдет для изготовления панамок? Как Вы думаете, лучше будет пропускать свет калька или картон? Почему?

        Ситуация 5. Дети проголодались, развели огонь, сварили кашу. Но каша получилась не вкусная, так как у детей не оказалось соли. Как добыть соль? (Соль можно получить из морской воды).

        Ситуация 6. Наступила ночь, и дети приготовились ко сну, но вокруг в темноте бродят хищные звери. Как отпугнуть диких зверей от лагеря? (Создание ветряных «шумелок»).

        По окончанию каждого занятия дети вместе с педагогом заносят результаты опытов в «Книгу открытий».

        Игровая ситуация 2 «Удивительный воздух».

        Цель: Формировать представления детей о роли воздуха, познакомить с его свойствами. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент; развивать умение делать выводы на основе раннее полученных знаний.

        Ситуация 1. «Дождик в стакане». Вопросы к детям: Что это? (показ пустого стакана). В стакане что-нибудь есть? Что произойдет, если в стакан налить воду и перевернуть его? Какой бывает воздух? А что такое воздух?

        Ситуация 2. Где живет воздух? Обнаружение воздуха в различных объектах (в комке земли, глины,         пластилина, в пустом коробке, в листе растения).

        Ситуация 3. Как выйти сухим из воды? (Воздух легче воды, он имеет свойство вытеснять воду). Вопросы к детям: Что означает «выйти сухим из воды»? Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? (перевернуть стакан верх дном и погрузить в воду, не наклоняя). Что помешало воде намочить салфетку? Что произойдет, если наклонить стакан? (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода и салфетка намокнет).

        Для активации интереса и создание мотивации проводила данные упражнения в форме помощи сказочным персонажам.

        Шаг 1. Игровой персонаж «Профессор» просит детей помочь героям сказок, попавшим в беду выйти из сложившихся ситуаций (игры ТРИЗ на нахождение внутренних и внешних ресурсов, сходных с экспериментированием, авт. Б.Б. Финкельштейн)

        1. «Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком ходить он отвык. Как теперь быть коту?»

        2. «Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пирогов. Чем Золушке раскатать тесто?»

        3. «Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющееся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?»

        4. «Карлсон очень любит сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносит ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошает. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок».

        Шаг 2. Словесная игра «Чересчур».

                Цель: научить детей делать выводы и умозаключения.

        · Если съесть одну конфетку - вкусно, приятно. А если много?

        · Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?

        · Летом должен иногда идти дождь, чтобы все растения росли. А если дождь не закончится никогда.

        Шаг 3. Решение проблемных ситуаций.

        1. «Буратино уронил золотой ключик в болото, а черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Как Буратино достать ключик, ведь он деревянный и нырять не может?»

        2. Дети отправились в поход, взяли собой консервы и хлеб. В дороге они устали и сделали привал. Они захотели развести костер, но оказалось, что они не взяли с собой спичек. Как им развести костер?

        3. Маленький котенок залез на высокое дерево, но так высоко, что даже с помощью лестницы его не достать. Как снять котенка с дерева?

        Использование игр помогают научить детей выделять проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы и находить несколько способов решения. Составление и использование пооперационных карт.

        Шаг 4.

        Цель: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

        1. Как заварить чай?

        2. Как приготовить тесто для выпечки печенья?

        3. Расскажи, как мама дома варит суп (борщ)?

        Шаг 5. Проведение «Мозгового штурма», направленного на развитие умений у детей высказывать свои мысли вслух.

        Примерные темы:

        Как быстро охладить стакан с кипятком?

        Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?

        Чем можно рисовать на асфальте?

        Как сделать разноцветную льдинку?

        В ходе ситуаций использовала: словесный анализ представленных ситуаций; выдвижение гипотез и их фиксирование; проведение обследовательских действий; определение правильных гипотез и формулирование выводов. познавательная активность экспериментирование

Экспериментирование с различными материалами.

        Шаг 1. Проведение опытов.

        Цель: продолжать закреплять знания детей о свойствах различных материалов (структура и температура поверхности, твердость, мягкость, хрупкость, прочность).

        Проблемная ситуация 1. Как сделать в воде дырки? (Мыло препятствует притяжению молекул, и пленка воды не восстанавливается).

        Проблемная ситуация 2. Можно ли остановить свет? или Как образуются тени?

        Проблемная ситуация 3. Почему насекомое водомерка может бегать по воде, а мышка нет? (Молекулы воды способны выдерживать вес легкого тела).

        Проблемная ситуация 4. Как заставить предмет плавать? (Зависимость плавучести от формы). Опыт с мелом. Целый кусок мела при опускании его в воду тонет, но если его натереть на терке он будет плавать на поверхности воды.

        Проблемная ситуация 5. Почему закат розовый?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры - как средство формирование познавательной активности старшего дошкольника.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ТЕСНО ВПЛЕТЕНЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ....

Презентация "Формирование познавательной активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"

Презентация "Формирование речевой активности старших дошкольников посредством детской конференции в условиях разновозрастной группы"...

Формирование познавательной активности старших дошкольников с помощью инновационной технологии робототехники

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определили основные принципы обучения детей: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в раз...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности старших дошкольников

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в педагоге, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельно...

Формирование познавательной активности старших дошкольников с ЗПР средствами педагогических игровых технологий

Готовность к школьному обучению во многом определяется степенью сформированности познавательной активности. Дети с ЗПР - дети со сниженным темпом психического развития и, следовательно, со сниженным т...

Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников

В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным, здо...