Открытая интегрированная НОД "Свойства воды" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михель Юлия Анатольевна

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytaya_integrirovannaya_nod_svoystva_vody_2.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Свойства воды»

Интеграция образовательных  областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: закрепление знаний детей об основных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную   деятельность.

Развивающие:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-развивать первоначальные навыки творческого музицирования, на основе развития импровизационного мышления;

-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

-обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;

-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

-воспитывать интерес к практической деятельности.

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;

наглядный метод: демонстрация слайдов, показ;

практический метод: проведение опытов; игра на шумовых инструментах (звукоподражание);

метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала.

Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, аудиозапись звуков воды, глобус,  вода, молоко, сахар, соль, аскорбиновая кислота, мука, масло, мятные капли, стаканчики, салфетки, прозрачные сосуды различной формы, куб, шар, пирамида, ложки.

Предварительная работа:

-беседа с детьми о значении воды;

-чтение: стихотворение Н.Николаенко «Дождик-душ», рассказ Н.А.Рыжовой «Как люди речку обидели», сказка «Капитошка. Путешествие воды»;

-проведение отдельных опытов с водой;

-дидактическая  игра «Где, какая вода бывает?»;

-знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход НОД:

I.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята! Сегодня на улице пасмурно, давайте же улыбнемся друг другу и нашим гостям, чтобы  в нашем зале стало светло и весело, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.

II. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, то, о чем мы сегодня будем говорить, спряталось в этом ребусе. Разгадайте, что же это?

ДА

Дети отгадывают ребус.

Воспитатель: Правильно, это вода. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Ребята, у меня для вас сюрприз! Сегодня у нас в гостях  наш друг из сказки - Капитошка! Кто он такой?

Дети: Это капелька воды.

Воспитатель: Капитошка! Ты где? Ребята, он так любит прятаться, давайте его вместе позовем! (зовут) Не отзывается. А что это за записка? (читают).

"Ребята, я немного погуляю.

Дорогу в зал - не потеряю! До встречи. Капитошка."

Воспитатель: Я все-таки за него переживаю! Надежда Александровна, поищите нашего гостя.

                 Подводит детей к столу, на котором стоит глобус.

Воспитатель: Ребята,  пока мы ждем нашего гостя, скажите, что это?

Дети: Это глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете, посмотрев на глобус?

(Ответы детей)

Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки.

(показать на глобусе)

Воспитатель: Ребята, когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал ее «голубой планетой». Как вы думаете почему?

Дети: Потому, что большую часть Земли занимает вода.

(Показ слайда с изображением Земли, вид из космоса). Слайд 2.

Воспитатель: (обводит указкой воду на Земле) Все, что вы видите на планете голубого цвета - это и есть вода.

Учитель-логопед: Попробуйте вспомнить и рассказать, где вы видели воду? (Ответы детей)

Учитель-логопед: (привлекает детей к речевой работе) Ребята, вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане? В реке? А в озере какая вода? В роднике? В болоте?

(Ответы детей) 

Учитель-логопед: Кому и зачем нужна вода?

(Ответы детей)

Учитель-логопед: Правильно, людям нужна вода, чтобы готовить кушать, соблюдать личную гигиену, поддерживать в доме чистоту и порядок. Также вода нужна растениям и животным, корабли плавают по воде.

Воспитатель: Ребята, а что было бы, если бы не было воды?

(Ответы детей)

Воспитатель: Наша планета без воды представляла бы собой мертвый, безжизненный каменный шар! (Показ слайда с изображением земли без воды) Слайд 2. Не было бы ни зеленого платья планеты, ни речных, ни морских водорослей, ни обитателей рек, морей, океанов, лесов, степей и болот. Не было бы птиц, ни зверей, ни людей. Планета превратилась бы в каменную пустыню, а благодаря воде на ней кипит жизнь! Слайд 4.

Звучит  шум воды.  

Воспитатель: Ребята,  а как можно передать звук воды?

(Ответы детей)

Воспитатель: А еще можно с помощью шумовых инструментов. Посмотрите, я вам приготовила шумовые инструменты,  различные предметы и давайте попробуем с помощью них передать шум дождя.

(звукоподражание)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что даже шум дождя можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становиться темно и страшно.

(возвращается Надежда Александровна, держит замороженного Капитошку)

Воспитатель: Ребята, вот беда! Капитошка сидел на крыльце детского сада и, посмотрите, что с ним случилось! Он превратился в льдинку. Почему так произошло?

Дети: На морозе вода замерзает.

Воспитатель: Что сделать, чтобы он опять превратился в капельку?

Дети:  Согреть его в ладошках.

(Дети встают в круг и передают льдинку друг другу, пока она не растает.)

(муз. сопровождение)

Воспитатель: Ребята, Капитошка остался на наших руках в виде маленьких капелек. Давайте скорее его вернем в сказку, чтобы он вернул свой прежний вид!

(Дети несут капельки в ладонях к экрану и "Отправляют" в мультфильм)

(Капитошка появляется на экране (анимация)) Слайд 5.

Капитошка: (включить звук)  Спасибо, ребята! Я теперь буду знать, что на холоде вода замерзает. А что вы еще знаете о воде?

III. Практическое экспериментирование.

Воспитатель: Капитошка, для того, что бы ответить на твой вопрос я хочу  пригласить ребят в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Слайд 6.

(Ответы детей)

Воспитатель: Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Давайте мы с вами превратимся в ученых и проведем опыты по исследованию воды и ее свойств.

Воспитатель: Посмотрите, вот наша лаборатория. Это лабораторные столы, они полностью готовы к работе. А вы готовы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Настоящие ученые всегда соблюдают правила безопасности в работе. (Показ слайда с правилами поведения в лаборатории) Слайд 7. В лаборатории можно находиться только в специальной одежде; нужно вести себя тихо, чтобы не отвлекать других ученых; приборы брать осторожно, так как можно их разбить и пораниться.

Воспитатель: Мы должны с вами провести опыты и рассказать Капитошке, что же мы еще знаем о воде.

Воспитатель проводит обзор центров.

Воспитатель: В первой лаборатории, проведя опыты, мы узнаем, имеет ли вода форму. Во второй лаборатории мы узнаем, имеет ли вода цвет и запах. В следующей лаборатории  мы определим, имеет ли вода вкус и может ли вода растворять вещества.

Воспитатель: Ребята, подумайте, какое свойство вы хотите исследовать и пройдите в лабораторию. Слайд 8.

Проведение опытов.

 Дети расходятся по центрам для проведения опытов.

Воспитатель: Приступим к нашим исследованиям.

Опыт 1. «Имеет ли вода форму?»

Воспитатель: Найдём ответ на вопрос: «Имеет ли вода форму?

Обратите внимание на геометрические фигуры и назовите их. (На столе лежат куб, шар, пирамида)

Воспитатель: Что будет если кубик поместить в одну из баночек, изменится форма кубика?

(Ответы детей)

Воспитатель: А как мы проверим, имеет ли форму вода? (После ответов детей) Действительно, чтобы ответить на этот вопрос, нужно поместить интересующее нас вещество в разные ёмкости.

Возьмём баночки разной формы. Нальём воду в широкую баночку, а теперь перельём в узкую, а затем низкую. Что происходит с формой воды: она изменилась или осталась прежней?

(Ответы детей)

Вывод: Вода - жидкость. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт 2. «Имеет ли вода цвет и запах?»

Воспитатель: Найдем ответ на вопрос, имеет ли вода цвет?

На столе два стакана: один с водой, другой с молоком. Посмотрите на карточку-схему, как мы можем ответить на поставленный вопрос? (Ответы детей) Воспитатель: Опускаем одну ложку в стакан с водой, другую - в стакан с молоком. Что мы видим?

Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком не видно.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Вода прозрачная жидкость (сквозь неё можно видеть другие предметы), она не имеет цвета.

Воспитатель: Давайте определим, есть ли у воды запах? Как можно это узнать?

(Ответы детей)

Воспитатель предлагает размешать в воде мятные капли. И снова предлагает понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: чистая вода не имеет запаха.

Опыт 3.«Имеет ли вода вкус? Растворяет ли вода вещества?»

Воспитатель: Как можно узнать имеет ли вода вкус?

(Ответы детей)

Воспитатель: Перед вами стаканчики с кипяченой водой, попробуйте ее на вкус. Имеет ли вода вкус?

Воспитатель предлагает одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предлагает попробовать снова воду на вкус.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: у воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Воспитатель: Совершенно верно. У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. А что же случилось с веществами, которые мы положили в воду?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, вещества растворились. Интересно, а все ли вещества могут полностью растворяться в воде? Попробуем растворить подсолнечное масло и муку. Что происходит? Можно ли пить ее в таком виде?

(Ответы детей)

 Воспитатель:  Верно, в таком виде пить её нельзя, но ее можно очистить  с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды можно сделать из обычной салфетки (воспитатель показывает способ изготовления фильтра, предоставляет детям возможность проверить опытным путём действие фильтра из салфетки).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Своего вкуса у воды нет. Она хороший растворитель, но не все вещества растворяются в воде. Очистить воду можно с помощью фильтра.

Воспитатель: Труд ученых – дело не из легких, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Приглашаю вас на небольшую разминку.

Физкультминутка.

Были вы ребята - стали все дождинки!

С тучки падают дождинки,

И от ветра чуть дрожат,

То построят хороводы,

То, как в вальсе закружат.

Ветер стих, дождинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в кружок дождинки,

В лужу превращаются!

IV. Подведение итогов.

Воспитатель: Давайте расскажем Капитошке результаты наших экспериментов. 

(работа с карточками) Каждая подгруппа озвучивает свой итог, что они узнали.

Имеет ли вода форму?

(Ответы детей)

Имеет ли вода цвет и запах?

(Ответы детей)

Имеет ли вода вкус и может ли она растворять вещества?

(Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я хочу задать вопрос Капитошке, (Слайд 9) ведь он наблюдал за нашими опытами. Капитошка, можно ли пить воду, в которой присутствуют какие- либо посторонние вещества?

Капитошка: Я знаю! Пить нельзя, потому что она грязная  и  если ее выпить, можно как в сказке "Аленушка и братец Иванушка", козленочком стать!  

Воспитатель:  Все верно! Кто взрослых не  будет слушать - может и козленочком стать! Вот сколько интересного мы рассказали Капитошке о воде. Капитошка, тебе понравилось?

Капитошка: (включить звук) Очень понравилось! Я все запомнил и расскажу своим друзьям!

(Включить звук) Ребята, чуть не забыл! Я же вам подарок приготовил, а подарить не успел! Замерз ....случайно! Я к вам в гости шел не с пустыми руками! Я принес из целебного источника волшебную воду (Мин вода "Живой источник"). Она от болезней избавляет, да и силы прибавляет! Так что пейте на здоровье! До свиданья ребята! До новых встреч!

Воспитатель:  Ребята, мы  возьмем Капитошкин подарок в группу и угостим всех ребят. Согласны?  Тогда пойдемте скорее и попробуем целебный напиток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Спички - детям не игрушка».

Открытое занятие учит детей опасаться огня,развивает  у детей воображение, логическое мышление, мелкую моторику. Если близко телефон и  тебе доступен он, Нужно «01» набр...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в школу».

Задачи:«Познание»:-Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику. Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информац...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие в школу».

Задачи:«Познание»:-Расширить знания детей о школе, школьных принадлежностях, качествах, необходимых школьнику. Развивать любознательность, интерес к различным источникам получения новой информац...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности

Интнгрированное занятия педагога-психолога и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности.Цель данного заняти-развитие познавательной и эмоциональной сферы детей с...

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе по теме: "Скоро в школу!"

Занятие было проведено в рамках городского методического объединения по теме:"Интеграция образовательных областей". Практически беспосадочная форма проведения способствует укреплению осанки. От коллег...

Конспект открытого интегрированного Занятия в подготовительной группе На тему «Плотность»

Образовательная область «Познание»Интегрированные образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура»Цель: сформировать представления детей о том , что такое плотност...