Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух». Саргина Л.С. МБДОУ д/с № 17 г. Североморск Мурманская область.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Систематизировать представления детей о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ.

Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

Учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nevidimka_vozduh.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности.

(старшая группа)

Саргина Л.С. МБДОУ д/с № 17

г. Североморск

Мурманская область.

«Невидимка воздух»

Программное содержание:

- систематизировать представления детей  о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.

-  развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

- развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.

Материалы и оборудование: стаканы с прикреплённой бумагой  на каждого; прозрачная емкость с водой; пластиковая бутылка, воздушный шарик, емкости с горячей и холодной водой; целлофановые пакеты на каждого; карточки – символы обозначения свойств воздуха, мандарин, сундучок.

Предварительная работа: беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Ход:

Воспитатель: 

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Приглашаю вас в мини-лабораторию,  где мы будем проводить интересные опыты.

Для этих опытов вам нужно отгадать загадку,  внимательно послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

                                                              (Воздух)

Дети: это воздух.

Воспитатель: мы сегодня с вами будем проводить опыты с воздухом.

(достаю первую карточку). Посмотрите в мини-лаборатории  есть волшебный  сундучок, в котором находятся предметы необходимые для проведения опытов с воздухом.

(Воспитатель достает первую карточку и задет вопрос детям)

Ребята, а где находится воздух?

Дети: воздух находится вокруг нас.

Опыт № 1. Воздух-невидимка

Проблемная ситуация: а мы можем увидеть воздух?

Гипотезы детей: его нельзя увидеть, потому что он невидимый.

Воспитатель:

Давайте проверим ваши предположения (выставляем на доске карточку-символы: воздух нельзя увидеть (перечеркнутый глаз), и проведем исследование.  

Для исследования нам необходим целлофановый пакет. (достаю из коробочки)

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух (подойдите к столу, возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух).

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

(подходим к доске)

Воспитатель: Ребята, так можно увидеть воздух или нет?

(подходим к доске)

Вывод:

Ваше предположение подтвердилось: воздух нельзя увидеть, он бесцветный, прозрачный.

Опыт №3 «Непромокаемая бумага»

Если воздух нельзя увидеть, то, как же мы с вами поймем, где он находится. Я знаю, как это сделать. (достаю из сундучка, следующий предмет)

 Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Что вы видите на дне стакана?

Дети: на дне стакана бумага.

Проблемная ситуация:  Намокнет ли бумага в стакане, если мы его опустим  в воду вверх дном?

Гипотезы детей:  вода попадет в стакан и полоска намокнет.

Для проверки гипотезы выставляем на доске карточку-символ. Проверим ваше предположение (достаю карточку-символ с следующим опытом) и проведём исследование.

 (У каждого ребенка есть стакан с полоской, прикреплённой к дну стакана и емкость с водой.)

Подойдите к столу, возьмите стаканы, и внимательно слушайте указания

 Проведение опыта

Воспитатель: Перевернем стаканы вверх дном и будем медленно опускать в воду. Обратите внимание, что стаканчики  нужно держать ровно.

Воспитатель: Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Дети: Вода в стакан не попадает?

Воспитатель: Достаем стакан из воды.  Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

Дети: Внутри стакан сухой.

(Воспитатель предлагает детям потрогать бумажку внутри стакана).

Воспитатель: Намокла ли бумажка внутри стакана? (обратить внимание детей на символ)

Дети : Нет

(переходим к доске с символами)

Воспитатель: Значит, наше предположение не подтвердилось, а правильное предположение: бумажка осталась сухой. Почему?

(меняем символы)

Дети: вода не попала в стакан из-за воздуха .

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Вывод: В стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

Воспитатель: Воздух находится во всех полых предметах.

Опыт № 4 « Воздух легче воды»

Продолжаем исследовать воздух (достаем карточку из сундучка).

          Нам предстоит выяснить.

Проблемная ситуация: что легче воздух или вода?

Гипотезы детей:

Для проверки гипотезы выставляем на доске карточки-символы и проводим исследование.

Проведение опыта:

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Дети: Появились пузырьки. Они поднимаются на поверхность воды.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

(подходим к доске)

Вывод: При опускании стакана в воду под наклоном, вода попадает в стакан, а из стакана выходят пузырьки. Значит воздух легче воды.

Исследования в нашей мини-лаборатории продолжаются.

(Воспитатель достает из волшебного  сундучка карточку-символ).

Воспитатель: для проведения этого опыта нам понадобятся следующие атрибуты (достаю, показываю пластиковую бутылку и воздушный шарик)

Ребята, как вы думаете, в этой бутылке есть воздух?

Дети:  воздух есть вокруг нас и даже в предметах.

Опыт № 5 « Расширяем и сжимаем воздух».

Проблемная ситуация: А может  ли воздух расширится?

Гипотезы детей: нет, не может, потому что мы его невидим.

Для проверки гипотезы выставляем на доске карточки-символы и проводим исследование.

Чтобы проверить ваши предположения проведем исследование.

Проведение опыта: Воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду.

Воспитатель: Ребята что вы видите?

Дети: Шарик чуть-чуть надулся

Воспитатель: Когда воздух нагревается, он расширяется, ему становится тесно, поэтому шарик надувается.

Воспитатель: Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети:  Шарик сдулся.

Воспитатель: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся. Давайте подойдем к доске и проверим,  верны наши предположения.

Вывод: Значит, наше предположение оказалось неверным, а правильное предположение: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

 Воспитатель: посмотрим, что ещё осталось в нашей чудесном  сундучке.

(воспитатель достает мандарин).

Дети: мандарин.

Воспитатель:  какой необычный опыт.

          Опыт № 7. «Волшебный мандарин»

Проблемная ситуация: что произойдет с мандарином, если мы опустим его в емкость с водой?  

Гипотезы детей:  утонет потому что он тяжелый и  большой.

Для проверки гипотезы выставляем на доске карточки-символы и проводим исследование.

Проверим ваши предположения, проведем исследование.

Проведение:

Воспитатель: Опускаем  мандарин  в емкость с водой. Что произошло с мандарином.

Дети: Мандарин не утонул,  а остался  на поверхности воды.

Воспитатель: Почему неочищенный мандарин плавает на поверхности?

Подойдем к доске и проверим,  подтвердились наши предположения или нет.

Воспитатель: Сейчас я очищу мандарин и опущу его и кожуру в емкость с водой. Что вы видите? Почему?

Вывод: Очищенный мандарин утонул, а неочищенный мандарин не утонул, у него под кожурой есть воздух. А воздух, как мы с вами выяснили, легче воды.

Молодцы! Вы очень хорошо работали и сделали для себя много интересных открытий.

Подведём итог наших исследований с воздухом.

Вы доказали, что воздух:

 - не видим, бесцветный, прозрачный,

 - легче воды.

-  расширяется и сжимается

- находится вокруг нас,  во всех предметах, даже в природных объектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:  1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе на тему «Воздух»

Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности: "Воздух - невидимка"

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом....

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух - невидимка" в старшей группе

-Доброе утро, мои дорогие! Ребята, мне сегодня по дороге в детский сад очень захотелось стать ученым. А вы знаете, кто такие ученые?Дети отвечают.- Правильно, ученые – это люди, которые что-то и...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Невидимка воздух - мы тебя поймаем"

Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах. Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведен...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Воздух-невидимка" для детей старшей группы

Программное содержание: закреплять у детей представление о воздухе, о ветре. Изучить свойства воздуха на основе опытом и игр. Помочь детям ответить на вопрос для чего нужен ветер. Дать некоторые эколо...

Конспект занятия опытно-экспериментальная деятельность "Свойства воздуха"

Занятие разработано с целью: формирование представлений о воздухе и его свойствах....