Экологический проект "Экологические проблемы лесов Подмосковья"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Прохорова Надежда Александровна

Краткосрочный (на 3 месяца) экологический проект, разработанный для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологии:

«Экологические проблемы лесов Подмосковья».

Разработала воспитатель

Прохорова Н. А.

2015 год

 Номинация: «Экологические истории».

Название проекта: «Экологические проблемы лесов Подмосковья».

 Проект разработала:  воспитатель первой категории Прохорова Надежда Александровна.

                                                                                 Особенности проекта.

Краткосрочный проект «Экологические проблемы лесов Подмосковья» был реализован в ГБОУ Гимназия №1637 (дошкольное отделение №2) в подготовительной группе № 9 в период с сентября по ноябрь. В проекте принимали участие воспитанники группы, воспитатель и родители детей.

Актуальность проблемы.

Экологи бьют тревогу: лесов в Подмосковье становится все меньше и меньше! Люди стали равнодушными и живут только своими интересами, забывая о том, какой вред наносят окружающей природе. Вырубают леса, и на их месте строят огромные коттеджи. На берегах рек разворачивают производства, а отходы сливают в воду. Другие «умные» богатые люди решили превратить леса в могильники радиоактивных отходов.

Как приятно провести выходной день в лесу, подышать свежим воздухом, но зачем же мусор оставлять на поляне, ведь его можно забрать с собой. Люди оставляют непотушенные костры, которые приводят к пожарам. Проходят долгие годы, прежде чем лес восстановится после этого бедствия!

Еще одна серьезная проблема возникла в наших лесах: нашествие жуков – короедов! Необходима своевременная борьба с насекомыми, иначе можно лишиться большей части леса. За этим должны следить лесники, но, к сожалению, такой должности в некоторых лесных хозяйствах даже не существует!

Всем известны целебные свойства клюквы, морошки, голубики, брусники. Но не все знают, что болота (места, где они произрастают) жестоко уничтожаются людьми ради отличного топлива - торфа. А ведь именно болота являются местом обитания таких редких животных, как болотные черепахи, норок, журавлей, цапель…

И, конечно же, все вышесказанное не может не оказывать влияния на жизнедеятельность лесных зверей. Животных лишают дома, пищи. Им приходиться искать себе новое убежище, переходя в другие леса. По дороге с ними могут случиться неприятности, например, сбить машиной, попасться охотнику, … Звери в поисках пищи идут в близлежащие деревни. А деревенские жители, защищая своих домашних питомцев, нередко убивают непрошенных гостей.

Я считаю, что экологические основы необходимо прививать с детства. Ведь дети-дошкольники – это чистые, нетронутые злобой души, способные сопереживать, пожалеть. Именно они наше будущее. И от того, что мы в них заложим, зависит, как человечество будет жить примерно через … 20 лет.

Цель и задачи.

Формировать у детей экологически ориентированные системы ценностей, эмоциональное, положительное отношение к природе, желание ее сохранить; обратить внимание на экологические проблемы лесов Подмосковья; побудить участвовать в посильной деятельности по сохранению окружающей среды.

Формы реализации проекта:

  • Экологическое занятие (цель: знакомство детей с экологическими проблемами лесов Подмосковья, усвоение важности оберегать природу);
  • Экологическая экскурсия в ближайший лес (цель: определить степень экологических проблем данного лесного массива);
  • Посещение детской библиотеки (цель: подобрать материал по теме, перелистать подшивку журналов «Юный натуралист»);
  • Проведение опыта (цель: показать детям, как деревья пьют воду (так же они могут впитать и зараженную воду);
  • Познавательное чтение (цель: воспитывать бережное отношение к природе);
  • Просмотр презентации по данной теме (цель: наглядно показать экологические проблемы лесов Подмосковья и способы их решения);
  • Просмотр документальных фильмов по данной тематике  (цель: воспитывать юных экологов);
  • Проведение занятия по изобразительной деятельности с использованием  книги «Раскрась и запомни «Звери наших парков» (цель: расширить знания о животных, обитающих в лесах Подмосковья);
  • Чтение «Экологических сказок» Натальи Рыжовой (цель: показать пример написания экологических сказок);
  • Издание собственной книги сказок «Сказки Старичка Лесовичка» (цель: привлечь детей к издательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе через сочинение сказок);
  • Прочтение этих сказок детям младшего дошкольного возраста (цель: формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, желание ее сохранить).

Беседа на тему «Болезни старого леса» .

Цель: знакомство детей с экологическими проблемами лесов Подмосковья, усвоение важности оберегать природу.

Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного поведения детей в природе;

- формировать эстетическое отношение к природе;

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к миру природы;

- развивать умение правильно взаимодействовать с природой;

- развивать творческие способности;

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать заботливое отношение к обитателям леса.

Необходимое оборудование.

Барсучок, большой гриб, красный капустный лист.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, разрешите вас познакомить со своим другом. Это Барсучок. Он живет в лесу рядом с моей дачей. Мы давно с ним дружим. Но сегодня он приехал ко мне в город очень напуганным. Я стала его расспрашивать, и оказалось, что на его любимый лес напали страшные болезни. Он стал замечать, что под кустами, на тропинках начали появляться консервные банки, пакеты, бутылки, салфетки. Барсучок не знает, что это, и что с этим делать. Давайте ему поможем. Как вы думаете, что это за болезнь?

Дети: В лесу появилось много мусора.

Воспитатель: Как он там появился и чем опасен мусор для леса?

Дети: Люди приходят отдыхать в лес, а мусор не забирают с собой, оставляя его под кустами и на дорожках. Из-за этого погибают травы, деревья. Животные могут поранить себя консервными банками, застрять в них. Могут съесть что-то несвежее и умереть.

Воспитатель: Верно. Нельзя оставлять мусор в лесу. А какие еще правила поведения в лесу вы знаете?

Дети: Нельзя ломать ветки и кустарники, разжигать костры (может начаться сильный пожар и сильно навредить лесу), грибы срезать ножиком, а грибницы оставлять (иначе грибов в лесу не останется), деревья не рубить, животных из леса домой не приносить (их дом – лес), зверей не обижать и ничем не кормить (наша пища может оказаться для них вредной).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Это очень хорошо, что знаете правила поведения в лесу. Но еще важнее их выполнять. Давайте послушаем, что еще случилось в лесу у Барсучка.

Барсучок: Пошел я за грибами в свой любимый сосновый бор, а его там нет! Только пеньки остались (плачет).

Воспитатель: Ребята, что случилось с бором?

Дети: Кто-то вырубил деревья.

Воспитатель: Правильно. А чем опасна эта болезнь для леса?

Дети: Вырубить дерево легко, а вырастить сложно. Должно пройти много лет, прежде чем оно станет таких же размеров. А еще деревья – это дом для некоторых лесных жителей (белки, куницы, пчел, птиц). Значит бедные зверюшки остались без дома.

Воспитатель: Верно подмечено. Посмотрите, какой интересный плакат у меня есть. Это тоже лесные жители, и называются они – лишайники. Лишайники живут на деревьях и являются пищей для некоторых животных, а если правильно приготовить, то и для заблудившегося путника. Срубишь дерево с лишайником, погибнет еще одно интересное живое существо.

А как мы, юные экологи, можем бороться с проблемой вырубки лесов?

Дети: Мы можем посадить новые деревья, сделать скворечники для птиц.

Воспитатель: Молодцы. Необходимо заботиться о братьях наших меньших. Что еще случилось в твоем лесу, Барсучок?

Барсучок: Встретил на днях знакомого лосенка, а он жалуется: пошли с мамой на днях полакомиться побегами брусники на ближайшее болото, а его там нет. Пустырь… Никаких болотных птиц, никаких растений… Очень расстроен был лосенок.

Воспитатель: Ай-ай-ай! Какая беда! Люди осушают болота! Хотят добыть отличное горючее – торф, и ради этого причиняют вред лесу и его обитателям. Вспомните, какие ягоды растут на болоте, кроме брусники и какие редкие животные там обитают?

Дети: Клюква, морошка, голубика. Цапли, журавли.

Воспитатель:  Кроме них, болотные черепахи и норки. Если уничтожить болота, пропадут полезные ягоды, а ведь именно ими спешит полакомиться медведь после зимней спячки. Исчезнут редкие виды животных. Как мы можем помочь лесу?

Дети: Сообщить в природоохранные органы.

Воспитатель: Верно! Давайте немного отдохнем. Вставайте рядом со своими стульчиками. Повторяйте за мной.

У оленя дом большой (складываем руки в форме крыши)

Он глядит в свое окно (руками рисуем окно).

Заяц по полю бежит (показываем, как бежит заяц),

В дверь к нему стучит (стучим кулачком по воздуху).

Тук – тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой (показываем пальцем назад).

Заяц, заяц забегай (жест «приглашение»),

Лапу подавай (жмем руки).    Несколько раз, увеличивая темп.

Воспитатель: Молодцы. Присаживаемся. Барсучок, надеюсь у семьи бобров, с которыми ты познакомил меня прошлым летом все в порядке? К сожалению, нет. Жалуются, что появилось очень много трухлявых деревьев. Невозможно строить платины. А если приложить ухо к стволу, то внутри что-то шуршит.            

Воспитатель: Кто это мог сделать, ребята?

 Дети: Жуки – короеды.

Воспитатель:  Вы угадали. Эти маленькие вредители способны уничтожить почти весь лес! За состоянием лесов, за болезнями деревьев наблюдает… (Дети: Лесник). Именно он должен вовремя заметить опасность и постараться с ней справиться с меньшими потерями для леса. Какой следующий кадр?

Барсучок: Ой, совсем забыл показать. Смотрите, какое чудо. Посадил на берегу речки для себя капустку белую, а выросла капустка красная, да и вода в реке, почему-то, с середины лета красной стала.

Дети: Наверное, ее покрасили.

Воспитатель: Не совсем так. На берегу этой реки выстроили завод, и все отходы от производства сливаются в воду. Чем это грозит лесу и его обитателям?

Дети: Животные не смогут пить эту воду, потому что отравятся. А деревья и травы, впитав такую воду своими корешками, погибнут.

Воспитатель: Что мы можем сделать?

Дети: Сообщить в природоохранные органы.

Воспитатель:  Правильно.

Барсучок: А вот это чудо (показывает большой гриб) я нашел на краю леса. Что с ним случилось, я не знаю.                

Воспитатель: Дело в том, что в наше неспокойное время все чаще стали закапывать в землю очень вредные вещества без разрешения государства. И лес моего друга Барсучка не оказался исключением. Эти вещества выделяют вредные невидимые лучи, от которых погибает все живое. А самое страшное то, что место их нахождения можно определить только с помощью специальных приборов.

Воспитатель: Надеюсь, что больше ничего странного в твоем лесу не произошло?

Барсучок: Больше ничего.

Воспитатель:  Дети, запомните: из-за того, что люди и короеды разрушают наши леса, бедные звери остаются без крова и пищи. Какие выводы мы можем сделать в конце нашей беседы?

Дети: Лес нужно оберегать, а не разрушать. Лес – это дом для многих растений и животных. Не будет леса - пропадет большая часть природы.

Воспитатель: Посмотрите, у меня есть плакат, на котором изображены московские лесопарки. В некоторых из них обитают животные, которые нуждаются в охране. Когда мы закончим, подойдите поближе и рассмотрите его. Будьте внимательны к природе, и она ответит вам тем же.

Вы молодцы, помогли Барсучку. В подарок он принес свой фотоальбом «Звери наших парков». Вы можете его не только посмотреть, но и срисовать понравившихся вам животных и раскрасить их. Барсучку пора домой. Давайте попрощаемся с ним.

Проведение занятия по изобразительной деятельности.

Цель: расширить знания о животных, обитающих в лесах Подмосковья.

Для работы детям была предложена книжка - раскраска «Звери наших парков». Они переводили картинки, разукрашивали, параллельно расширяя свой кругозор.

Экологическая экскурсия в ближайший лес.

 Цель: определить степень экологических проблем данного лесного массива.

Вместе с родителями было решено выехать в ближайший подмосковный лес. Прогулка удалась. Дети увидели белку, нашли несколько съедобных грибов, полюбовались красотой мухомора. К сожалению, была обнаружена небольшая свалка мусора, и некоторые деревья были заражены короедами.

Посещение детской библиотеки.

     Цель: подобрать материал по теме, перелистать подшивку журналов «Юный натуралист».

Для многих детей посещение библиотеки оказалось первым. Всем очень понравилось. Ребята с удовольствием просматривали журналы. Надеюсь, что поход в библиотеку не окажется для них последним.

Проведение опыта.

 Цель: показать детям, как деревья пьют воду (так же они могут впитать и зараженную воду).

Для этого опыта воспитатель специально окрасила воду в разные цвета при помощи пищевых красителей. Далее в каждый стаканчик дети поставили по листочку китайской капусты. Через несколько часов все любовались потрясающим зрелищем: листья капусты стали разноцветными.

Познавательное чтение.

 Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

По инициативе детей из библиотеки были взяты некоторые номера журнала «Юный натуралист» для прочтения в группе. Ребятам очень понравился такой вид деятельности. Было принято решение о повторном посещении библиотеки с целью взять еще что-нибудь для прочтения в группе.

Просмотр презентации по данной теме.

 Цель: наглядно показать экологические проблемы лесов Подмосковья и способы их решения).

Просмотр документальных фильмов по данной тематике.

Цель: воспитывать юных экологов.

Решено было выделить, как отдельную форму реализации проекта, просмотр презентации и документальных фильмов по данной теме. Ребят поразили фотографии, подобранные педагогом, и кадры фильмов. Они увидели к чему может привести халатность и безразличие людей.   Им было очень жалко лес, его жителей. В конце просмотра был сделан вывод: мы будем беречь лес, его обитателей и природу родной планеты в целом.

Чтение «Экологических сказок» Натальи Рыжовой.

Цель: показать пример написания экологических сказок.

Во второй половине дня педагог читал детям «Экологические сказки» Натальи Рыжовой. После прочтения проводилась беседа. Также дети приобретали навыки сочинения собственных сказок путем продолжения сказок Натальи Рыжовой.

Издание собственной книги сказок «Сказки Старичка Лесовичка».

Цель: привлечь детей к издательской деятельности, воспитывать бережное отношение к природе через сочинение сказок.

Результатом совместной деятельности детей, их родителей и педагога стала книга «Сказки Старичка Лесовичка». (Дети сами выбирали проблему, о которой сочиняли сказку).  С этой книгой мы ходили в младшие группы  (цель: формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, желание ее сохранить). Прочтение сказок вызвало у них интерес. Некоторые детки даже расстроились, что книга быстро закончилась.

   

Выводы, сделанные в конце проекта.

Лес надо беречь. Это дом для многих растений и животных.

Лес разрушить легко, а на его восстановление уйдут долгие годы.

Необходимо быть внимательным в лесу и соблюдать все правила поведения.

Нужно рассказывать младшим детям об охране леса и его обитателей.

Сохранность природы нашей родной планеты в руках каждого из нас.

Источники.

«Юные экологи Москвы». Учебно – методический комплект для экологического образования дошкольников и младших школьников:

- таблицы: «Особо охраняемые природные территории Москвы», «Лишайники»;

- «Экологические сказки» Натальи Рыжовой;

- Раскрась и запомни «Звери наших парков»;

- Методические рекомендации к учебно – методическому комплекту «Юные экологи Москвы»;

- «Наши деревья». Рыжова Н. А. Экологический проект для детского сада и начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Проблема мусора и «вторая жизнь» использованных вещей»

Пояснительная запискаАктуальность.Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Областной семинар «Копилка методических идей» «Экологическая тропинка» «Лекарственные растения Подмосковья»

Областной семинар «Копилка методических идей» «Экологическая тропинка»«Лекарственные растения Подмосковья»...

Сценарий музыкально-экологического праздника «малыши защитники Подмосковья Хранимиры»

Через сопереживание детей главным героям книг - хранимирам - постепенно делать экологически ответственное поведение нормой жизни, частью мировоззрения следующего поколения. Чтобы дети, вырастая, прини...

НОД «Экологическая проблема леса!»

Данная тема является ключевой для освоения детьми знаний о животном и растительном мире в старшей группе ДОУ, так как в указанном возрасте уже идёт ознакомление детей с экосистемами....

Школа выживания в лесах Подмосковья

Практические советы по выживанию в экстремальных условиях....