НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шаповалова Светлана Викторовна

НОД по познавательно-исследовательской деятельности по теме "Ткани всякие нужны" (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tkani.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательно-исследовательской деятельности

по теме "Ткани всякие нужны"

(подготовительная группа)

Программное содержание:

-Расширять представления детей об окружающем мире.

-Формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении.

-Обобщить знания детей о натуральных и искусственных видах ткани, об их происхождении.

-Развивать и активизировать речь детей .

-Показать свойства тканей (способность пропускать воздух (возможность стирать, гладить, мять).

-Воспитывать бережное отношение к вещам.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

-Воспитывать мотивацию к познавательной деятельности.

Материал: образцы тканей для каждого ребёнка, бумажная кукла, наряды для куклы из бумаги, иллюстрации (лён, поле хлопчатника, веточки хлопчатника с раскрытыми коробочками), поднос на каждого ребёнка, емкости с водой

Ход деятельности:

- Дорогие ребята, как красиво вы сегодня одеты, какая на вас разная, модная, разноцветная одежда. А сейчас я предлагаю вам назвать вещи, которые сегодня на вас одеты.

-Из какого материала сделана одежда? (Ответы детей.)
– Совершенно верно, одежду, которую мы носим, шьют  из ткани.

Сегодня утром почтальон принёс нам письмо от детей из детского сада «Маугли».  Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Таню и красивую одежду для неё. Кукла Таня – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Тане так много одежды? (Нарядные платья нужны для того, чтобы ходить в гости, в театр, на концерт, на праздник. Тёплые вещи нужны для того, чтобы гулять на улице

-Как вы думаете, хорошо или плохо  иметь много одежды? Почему? (Можно всегда быть модным, нарядным, в разную погоду одеваться по - разному. Если иметь много не будешь носить одну и ту же вещь, и она долго сохраниться.

Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.

-А зачем люди носят одежду? (Чтобы защищать своё тело от холода, жары, дождя, быть красивым, нарядным.)

-Скажите, пожалуйста, как называется одежда, которую мы носим в разное время года? (Одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.) Сейчас мы попробуем подобрать одежду, которую носят в разное время года. (Воспитатель предлагает взять на столе картинку с одеждой и встать рядом с картиной того времени года, к какому она относится.)
– Как называется одежда для зимы? Перечислите зимнюю одежду.
(Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики, комбинезоны).
– Как называется одежда для лета? Перечислите летнюю одежду.
(К летней одежде относятся – сарафаны , платья, шорты, футболки, гольфы)
– Как называется одежда, которую мы носим весной? Перечислите весеннюю одежду.  
(К весенней одежде относятся куртки, плащи, колготки, перчатки).
– Как называется одежда, которую мы носим осенью? Перечислите осеннюю одежду.
(К осенней одежде относятся куртки, пальто, колготки, рейтузы, перчатки.)
– Итак, мы с вами вспомнили, что одежда бывает летняя,  зимняя, осенняя и весенняя. В любое  время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая – своя одежда.

-Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты.

-Дети, перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань?

Рассказ ребёнка: Лен растет в северных областях России (показ льна на поле), Про него говорят - голубой глазок – золотой стебелек, скромный вид на весь вид знаменит. До чего же красив цветущий лен, все поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань. Скажите, что шьют из льняных тканей?/Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду./

-Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются? Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань.

Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника.

Рассказ ребёнка: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге, любит тепло и воду. Цветок хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой.  Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты.   Уборочный  комбайн собирает хлопок. Затем его раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити. Нити  прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань

Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? /Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты.

-Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на этот коврик (показываю 2 бумажных коврика). Представьте, что это ткань. Полоски – это нити. Между ними остаются дырочки, а так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит.

-Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? Толстый, мягкий. Что можно сшить из драпа? Тёплую юбку, пальто, куртку. Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:

Нам мешок кудряшек

Подарил барашек

Вышла брату шубка, вышла маме юбка

А носочки мне.

Тёплые ткани делают из шерсти овец.  Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки) В определенное время их стригут (показ иллюстраций), постриглись овечки и гуляют на лугу, новую шерсть отращивают, до следующей стрижки. а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику. Шерсть расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи (показ иллюстраций).  Найдите у себя на столе шерстяную ткань, возьмите ее в руки, какая она? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.) Как называется ткань, которую делают из шерсти?

Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий.)                                                   -А кто-нибудь знает, как делают шелк?

Рассказ воспитателя: Шелк дают специальные гусеницы шелкопряды.  Вы когда-нибудь видели паука в паутине? Паук плетет тонкую паутину, а шелкопряд шелковую нить. Таких гусениц специально разводят. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает изо рта 2 паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику Шелк приятен на ощупь, в одежде из шелка не жарко летом.

– Сейчас я приглашаю вас в лабораторию ткани. Именно там мы узнаем, какая  бывает ткань, и  из чего ее делают. (Дети садятся за столы, где на подносах лежат кусочки ткани, лупа, хлопок,  семена, лен, шерсть.)
– У вас на столах лежат несколько лоскутков ткани, выберите ту ткань, из которой можно сшить зимнюю одежду и поднимите лоскуток этой ткани. Почему вы подняли этот лоскуток? Для зимней, весенней, осенней одежды люди используют шерстяные ткани. Они теплые, плотные, пушистые и теплые в них не холодно.

– Поднимите лоскуты, из которых можно сшить летнюю одежду. Почему вы выбрали этот лоскуток? Для летней одежды ткань делают по-другому. Для нее выращивают специальное растения, вот одно из них, это хлопок

 Физкультминутка Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести,                                                                                                     В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.


Ткани, о которых мы говорили натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они придуманы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например: куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду они тоже сшиты из синтетических материалов.

Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? Куртки, штаны, сумки, зонты. Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? Плохо. Почему? Она не намокает и её не продувает ветер. Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.

Опыт с зонтиком. Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.

Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу. Ребята, намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? Шёлк намокает. А с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу.

Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? Эти ткани промокли. Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были.

Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? Бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой же как и была. Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? Бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить. Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Тани бумажные, можно ли носить такую одежду? /Такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани./

Итог. Чем занимались на занятии? Что запомнилось? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский познавательно-исследовательский проект "Мороженое: вред или польза?" (подготовительная группа)

Мороженое – очень древнее лакомство. О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кт...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

« Познавательно-исследовательская деятельность с детьми во 2 младшей группе. (из опыта работы)

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей е...

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

Познавательно – исследовательский проект по теме «Воздух» для младшей группы

Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух».Задачи:1.Познакомить детей с понятием...

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» (познавательно – исследовательская деятельность) для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Мы друзья природы»

Цель:Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение п...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность» Тема: «Куличики для Кати». Возрастная группа: младшая

Конспект организованной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Раздел: «Познавательно-исследовательская деятельность»Тема: «Куличик...