Опытно-экспериментальная деятельность «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Коржова Татьяна Сергеевна

Проведение опытов с водой, мылом, формирование культурно-гигиенических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность «Руки мы помоем дружно. Это важно, это нужно»

"Волшебная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется,

имеет вес).

Материалы:  две непрозрачные банки (одна заполнена водой); стеклянная банка с широким горлышком; ложки; маленькие ковшики; таз с водой; поднос; предметные картинки.

Ход игры: воспитатель говорит детям, что в гости к ним пришла Капелька. Затем беседует с малышами (Кто такая Капелька? С чем она любит играть?)

На столе две непрозрачные банки, закрытые крышками, одна из них наполнена водой. Воспитатель предлагает детям отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой.

Воспитатель беседует с малышами по вопросам:

  • Как вы догадались, что это вода?
  • Какого вода цвета?
  • Чем пахнет вода?

Воспитатель предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор раз личные емкости. Чем удобнее напивать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы сейчас делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?

Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

«Мыльные пузырьки»

Цели: научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойством мыльной воды.

Материалы: мыльный раствор в емкости; тарелка; соломинка; палочки с колечками на конце (для выдувания мыльных пузырей); стеклянная воронка.

Ход игры: воспитатель наливает в тарелку или на поднос 0,5 стакана мыльного раствора. Кладет в середину тарелки предмет (цветок) и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку, освободив из-под нее мыльный пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).

Затем воспитатель беседует с малышами:

  • Почему увеличивается в размере пузырь?
  • Откуда взялся воздух?
  • Почему одни пузыри маленькие, а другие большие?

Вывод: при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

«Мыло в руках»

Цель: познакомить с различными видами мыла, его свойствами (взаимодействие с водой), с процессом тщательного намыливания.

Материалы: кусочки мыла, разные по форме, цвету, аромату; несколько флакончиков жидкого мыла.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям о том, что мыло обладает чудесными свойствами. Предлагает намылить руки как следует испробовать разные виды мыла, понюхать, оценить форму и размер мыльца. Какое мыло дает большую пену и что нужно для этого сделать? Попросить оценить водичку при смывании после тщательного намыливания и после намыливания на скорую руку.

Воспитатель читает стихотворение:

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем —

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Ю. Тувим

Затем воспитатель беседует с детьми:

  • Зачем мы умываемся?
  • Почему это важно делать перед едой, после сна, перед сном?

После беседы воспитатель предлагает еще поучиться тщательно мылить руки, обращать внимание на то, насколько они вымыты, смыта ли пена.

«Рукава мы завернем и одежду сбережём»
Цель:
опытным путем объяснить ребенку, что необходимо закатывать рукава и беречь одежду от брызг во время умывания.

Материалы: полотенца; рубашки или футболки с длинным рукавом (личные вещи).

Ход игры: проводится игра в туалетной комнате, где расположены раковины.

Воспитатель предлагает детям помыть руки в раковине, не закатывая рукавов, но тщательно намылить и смыть пену водой, не вытирая руки полотенцем. После этого поменять одежду и вымыть руки правильно — закатывая рукава и вытирая руки полотенцем насухо. Дети должны рассказать о своих ощущениях, о том, как им больше понравилось мыть руки, приятно ли быть мокрым, почему лучше закатывать рукава. 

«Моем куклу Таню»

Цели: закрепить навыки умывания и мытья, полученные в играх до этого; пройти алгоритм умывания; развивать моторику, речь детей; закрепить умение определять и называть температуру воды: холодная, горячая, теплая.

Материалы: небольшая пластмассовая или резиновая кукла; поролоновая губка; два ведерка с водой (холодная, горячая); ванночка (тазик); мыло; мыльница; полотенце.

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на ведерки с водой и предлагает попробовать рукой, какая там вода (холодная, горячая). Затем просит малыша вымыть испачканную куклу: «Искупай, пожалуйста, куклу Таню. Вымой ее хорошенько, чтобы она стала чистой-чистой. Мой аккуратно и бережно. Не обожги горячей водой и не заморозь куколку холодной водой, чтоб ей нравилось купаться. «Что надо сделать, чтобы вода была теплая? Правильно, смешать холодную и горячую воду». Во время купания воспитатель называет части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т. д. Губку можно намылить, обратить внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла. Воспитатель помогает смыть пену с куклы, а затем вытереть насухо полотенцем.