Занятие по эксперементированию "дерево и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мацюк Ирина Анатольевна

Конспект занятия по эксперементированию с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_i_ego_svoystva.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Дерево и его свойства»

Материал и оборудование:

- таз с водой, два бруска: большой и маленький, 2 стакана деревянный и стеклянный, 2 шарика;

- гвоздь, ножницы, болт, молоток для воспитателя;

- тетрадь, карандаш, ручка, газета, кисточка, линейка, краски, кисть;

- матрешка, пирамидка, мячик, машинка;

- деревянная ложка, деревянные брусочки, металлическая пластина;

Программные задачи:

• расширить представление о материале;

• развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности; взаимодействие с другими материалами;

• развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт;

• развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины;

• воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает;

• воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Ход занятия:

Вносят посылку.

Воспитатель: Ой, что это? Написано д с № 23, детям старшей группы. Ребята, вы из старшей группы? Значит эта посылка вам. Давайте откроем посылку и посмотрим что там? А здесь письмо, прочитаем его?

«Ребята, привет! Это я Карлосон, мне очень нужна Ваша помощь, чтобы разобраться со своим домашним заданием! Пожалуйста помогите мне его выполнить! Подсказка прилагается»

Ребята, сколько тут всего. А где же подсказка? Вот она. А подсказка - Это загадка. Ну что, поможем Буратино выполнить задание? Слушайте внимательно загадку.

Его весной и летом.

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки.

Упали все рубашки.

(дерево)

Воспитатель: Вот и отгадка, так чём должна идти речь?

Дети: О дереве.

Воспитатель: А если предмет сделан из дерева, то какой он? (Деревянный). Значит надо говорить о дереве и предметах сделанных из дерева. Отберите деревянные предметы.

Дети отбирают деревянные предметы. Спросить, что они выбрали, почему и для чего нужен этот предмет.

Дидактическая игра на развитие внимания "Найди предметы из дерева".

(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их.)

Воспитатель: А какие ещё предметы делают из дерева?

Вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева.

Воспитатель: Ребята, а какую ещё пользу приносят деревья?

Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в лабораторию. (А что означает это слово) В лаборатории проводят опыты и эксперименты. Хотите экспериментировать? (идём к столам).

Воспитатель: Опыт - это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его. Мы с вами проведём опыты с деревом.

Опыт 1

Воспитатель: «Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет? ».

Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет? Мы возьмём 2 брусочка большой и маленький и опустим в воду.

Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.

Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянных брусочках, которые находятся в воде? Они тонут или нет?

Дети: нет.

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет)

Воспитатель: Ребята, о каком же свойстве дерева мы узнали?

Дети: Дерево не тонет в воде.

Воспитатель: да ребята дерево в воде не тонет, поэтому люди делают из дерева лодки, корабли и средства передвижения по воде.

Опыт 2

Воспитатель: А сейчас следующий опыт. Посмотрите у меня 2 стакана (какие)  деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите в стеклянное у стакане виден шарик?

Дети: Виден.

Воспитатель: А в деревянном стакане?

Дети: нет

Воспитатель: Значит, дерево какое? Непрозрачное. Это ещё одно свойство дерева.

Воспитатель: Ребята, вы наверно устали? Давайте отдохнём.

физкультминутка.

Во дворе стоит сосна.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (поднимаемся на носочки)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней, (руки вверх)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (руками махи над головой)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души,

И на место поспешим. (Дети идут на места.)

Опыт 3

Воспитатель: опыт. У вас на столах деревянные брусочки и металлические трубки приложите брусок к одной щеке, а пластину к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Воспитатель: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома. чтобы в них было тепло, а из железа можно строить дом?

Опыт 4

Воспитатель : А сейчас я попробую забить гвоздь в деревянный брусок и металлическую пластину и посмотрим что у нас получится. Забиваю гвоздь в брусок. Гвоздь легко вошёл в деревянный брусок?

Дети: да.

Воспитатель: А теперь забью гвоздь в металлическую пластину. Входит гвоздь в неё?

Дети: нет.

Воспитатель: А сейчас вы попробуете заточить карандаш, получается? Появилась стружка. А из чего у нас сделаны точилки? Из металла. И гвоздь я забивала металлический. 3начит, какой мы делаем вывод: Что мягче дерево или металл? Значит, что можно сказать о дереве, оно мягче металла. А если дерево мягче, то оно легко поддаётся обработке, что мы с вами и видели. Из него можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.

Воспитатель: Какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?

Ответы детей:

  • Дерево не тонет в воде.
  • Не прозрачное,
  • удерживает тепло.
  • Оно легко поддаётся обработке.

Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?

Дети: Люди узнают свойства материалов для того, чтобы знать, чем и как их обрабатывать и что из них делать.

Воспитатель: Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ) . А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.

Вот мы с вами и помогли Карлосону справиться с домашним заданием и сами много нового узнали о свойствах дерева.

Мне было приятно с вами пообщаться. До свидания

Д/С № 23, детям старшей группы

«Капельки»

«Ребята, привет!

Это я, Карлосон!

Мне очень нужна Ваша помощь, чтобы разобраться со своим домашним заданием! Пожалуйста помогите мне его выполнить!

Подсказка прилагается»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность.Занятие для подготовительной группы "Исследование свойства янтаря"

В своей работе с детьми я применяю авторскую программу интеллектуального развития детей через организацию исследовательской деятельности дошкольников"Знания-дети удивления и любопытства". Исследовател...

Конспект занятия и презентация "Песок, его свойства и применение."

К конспекту прилагается презентация о разном песке и его использовании в жизне человека....

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе

Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любозн...

конспект занятия с детьми старшей группы " свойства воды"

закрепить знания детей о свойствах воды, используя метод ТРИЗ. развивать любознательность, познавательную активность, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды"

.Показывается опыт с водой и дается представление о некоторых свойствах воды....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды" Опыт № 2.

Дается представление о переходе воды из жидкого состояние в твердое....

Конспект занятия в старшей группе № 10 "Свойства воды".Опыт №3

При помощи опыта №3 дается представление о превращении воды в пар....