НОД "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

     ТЕМА  «Перелётные птицы»

     (Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.)

 

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

-развивать умение строить причинно-следственные связи.

-развивать интерес к жизни птиц.

-развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.

-упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений.

-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

     ТЕМА  «Перелётные птицы»

     (Формирование целостной картины мира. Ознакомление с природой.)

Цель: уточнить и расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

-развивать умение строить причинно-следственные связи.

-развивать интерес к жизни птиц.

-развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей.

-упражнять в образовании сложных прилагательных; в составлении сложноподчинённых предложений.

-воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

Ход:

Прослушивание записи «Голоса птиц весеннего леса».

-Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).

-Когда и где так поют птицы?  (Весной, когда прилетают).

-Какое настроение вызвало у вас  пение птиц?

2.    Раньше на Руси, чтобы птицы прилетали, дети становились в хоровод и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами также их позовём:

                 Уж вы пташечки, щебетушечки,

                  Прилетайте к нам.

                  Весну ясную, весну красную

                   Принесите к нам.

-Ребята, а как называются птицы, которые к нам весной прилетают? Почему и когда улетают?

Да, перелётные птицы - это птицы, которые тёплую половину года проводят с нами, а когда наступают холода и исчезают насекомые, они улетают от нас в тёплые страны.

А почему они всё же возвращаются обратно? Ведь каждый перелёт очень труден и опасен для птиц. Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают. ( Выслушать ответы детей).

Учёные  до сих пор не могут  точно ответить на этот вопрос. А я, думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, родители их учили добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

                     Игра «Хорошо – плохо». (Можно с мячом)

-Что хорошего(плохого) в том, что птицы от нас улетают?(холодно, птицам голодно, насекомые спят и т. п.) (не видим птиц, не слышим их пения, погибают во время перелёта и т. п.).

        Воспитатель обращает внимание детей на “чудо- дерево” на котором “сидят” перелётные птицы (скворец, соловей, ласточка, грач, кукушка, иволга, под деревом журавль).

-Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

-Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький,  хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.)

                 Игра «Назови птиц ласково».

-Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

               Скворец – скворушка…(вылетает)

                Соловей – соловушка…(улетает)

               Кукушка – кукушечка…(прилетает)

               Журавль – журавушка…(подлетает)

                Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

-Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

                  Игра «Подбери схему».

Подберите схемы к картинкам с изображением птиц. На какую форму похожа птица? (При совпадении формы добавить цвет).

                Журавль – большой серый овал.

              Ласточка – белый вытянутый в одну сторону треугольник.

              Иволга – маленький жёлтый овал.

              Соловей – маленький серый круг.

               Грач – средний чёрный овал.

               Кукушка – средний серый овал. И т. п.

Дети отвечают: Это соловей. У него маленькое круглое туловище.

                          Это журавль. У него большое овальное туловище. Он  серый. И т. д.

-А кто из вас знает, какая первая забота у птиц весной? (Поправить старые гнёзда и построить новые).

-Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, берёзовой коры, лоскутков и др.)

-Ребята, а мы с вами можем помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, повесить на кустики вату и лоскутки для гнёзд.)

-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у перелётных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов).

                     Игра «Кого выводят эти птицы?»

                 Журавли – журавлят

                   Грачи – грачат

                   Скворцы – скворчат и т. д.

-Кто заботится,  кормит маму и птенцов? (Папа, самец)

-Кто вскармливает и растит потомство? (Обе птицы)

-А какая птица не выращивает своих птенцов, а подкладывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да, это кукушки.  Хотя кукушки и плохие родители, но лесу они приносят большую пользу: это единственные птицы, которые поедают мохнатых гусениц. А они очень опасны. Эти гусеницы поедают листья, стебли и почки растений. И лес может засохнуть.)

                  Игра «Каждой птице свой корм».

На столе картинки: жучки, гусеницы, шишки, мошки, червяки, лягушки, семечки, хлебные крошки и т. п. Нужно положить карточку с кормом к птице.

              Журавль – питается лягушками

              Грач – червяками

              Кукушка – гусеницами

               Ласточка – мошками, которых хватает на лету

               Скворец – гусеницами, насекомыми

-Мы с вами делали птиц из бумаги, а ещё можно сделать птиц из пальчиков.

       Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

       -Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

-А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

-Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

     

       И цветы, и трава, деревья, речки, птицы

Все в природе на века пусть сохранится.

Очень много зависит лишь от нас,

И поэтому всем вам даем такой наказ…

Берегите травы, речку, лес и поле

Не держите птиц, пожалуйста, в неволе,

Посмотрите, как красиво все кругом,

Ведь природа – это тоже чей-то дом

В гнёздах птицы голосисто нам поют,

А в лесах зверюшки разные пока живут!

Берегите эти земли, этих птиц!!!

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей в природе,

Берегите птиц, как себя!!!  


       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....