Открытое интегрированное занятие на тему: «Таинственный мир насекомых».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Интегрированное занятие о насекомых, проведенное в старшей коррекционной (речевой) группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ  Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка»

Волоконовского района Белгородской области

Открытое интегрированное занятие

на тему: «Таинственный мир насекомых».

                                                           Подготовила и провела:

                                                           Лысенко Т.И.,

                                                            воспитатель коррекционной

                                                            группы

 

2011

Тема: «Таинственный мир насекомых»

Цели:

- познакомить детей с миром насекомых,

- показать их разнообразие,

- обогащать словарный запас детей,

- продолжать коррекционную работу над произношением звуков     [ з], [ж ].

- продолжать учить детей правилам поведения в природе,

- учить детей изготавливать  из  цветной бумаги способом оригами бабочку,

- развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам,

- развивать мелкую моторику,

- развивать навыки чтения стихотворений наизусть,

- развивать навыки работы с ножницами,

- воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое, бережное к ним отношение.

Оборудование: мультимедийное оборудование, перфокарты, фломастеры, макет полянки с цветами,  макеты берез, образец бабочки, ножницы, клей, баночки для клея, салфетки, подставки для кисточек, кисточки для клея, цветная бумага (квадраты), детали для бабочки  в конвертах.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости.

Давайте поздороваемся.

- Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. Ребята,  в путешествии могут произойти непредвиденные случаи, поэтому мы должны быть сильными, смелыми и дружными. Согласны? Давайте возьмемся  за руки и отправимся в путь. (Никита бери за руку Настю и т.д.).

Дети идут в хороводе и говорят:

Мы шагаем, мы шагаем,

Мы шагаем и поем,

Свою дружную семейку

За собою мы ведем.

- Путешествие наше волшебное, поэтому закройте глазки и прислушайтесь.

2. Беседа о лесе.

Звучит шум леса. (Показ слайда)

- Открывайте глазки. Посмотрите вокруг. Ребята, вы догадались, куда мы с вами попали?

-Правильно, это лес.

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу?  ( Нельзя кричать, разбрасывать мусор, брать из леса детенышей зверей и птиц).

 -А кого мы можем встретить в лесу? (Зайца, лису, волка, медведя)

 -А как назвать их одним словом?

-Да. Но звери боятся человека. Заяц трусливый, лиса хитрая, волк тоже обойдет человека стороной. (Показ слайдов)

Птицы тоже разлетятся, когда увидят столько детей.

- Но есть в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались?

3. Чтение стихотворения. ( читают дети)

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

4. Рассказ воспитателя.

- Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела. Как можно назвать их одним словом? (Насекомые)

Правильно, ребята, это насекомые.

Давайте рассмотрим насекомого. (слайд)  Ребята, посчитайте глазками,  сколько у него ног? У насекомых тело состоит из члеников, шести ног, крыльев и усиков. Они отличаются друг от друга по величине, по форме тела, по цвету.

Насекомые – самые древнейшие и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились примерно 250 миллионов лет назад и очень хорошо приспособились к жизни на земле.

- Ребята, а как вы думаете, только ли на земле обитают насекомые?

- Насекомые обитают не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

Вспомните, как передвигаются насекомые. (Гусеница ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, жуки плавают.) Насекомые умеют: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать.(слайды)  ( Показываем руками, как ползает гусеница, прыгает кузнечик, летает бабочка).

-Ребята, а кто знает, чем питаются насекомые?

Гусеницы поедают листья, жуки-точильщики и короеды – древесину, комары – питаются соком растений и кровью животных, бабочки – нектаром цветов. Но есть и насекомые-хищники, божья коровка и муравьи  едят тлю, жуки-плавунцы охотятся на головастиков.

- А вы знаете, кто самый сильный на земле? Муравей. Он переносит тяжести, в 10 раз превышающие его собственный вес. Слон весит 5 тонн, а переносит только 1,5 тонны.

- Как много интересного можно узнать о жизни насекомых, правда? Но они живут не только в лесу, но и на участке детского сада. Каких насекомых вы  видели на участке, расскажите нам. ( Рассказы детей).

- Правильно.  Ребята, есть и опасные насекомые ( пчелы, осы, шмели), они могут ужалить, поэтому нам нельзя их трогать. Но они приносят большую пользу, опыляя растения, поэтому уничтожать их нельзя. Каждое насекомое необходимо в природе: пчелы опыляют цветы и делают мед, божьи коровки – лучшие друзья садовников, они защищают растения от тли. Ребята, все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь не обижать их, а охранять и беречь.

5. Разгадывание загадок. ( с показом слайдов)

1) Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей)

2) Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(комар)

А какие звуки издает комар? Давайте, попищим, как комарики (з-з-з)

3) Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (кузнечик)

4)  Кто над нами вверх ногами?

Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает? (Муха)
5) Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка)

6) У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её..(стрекоза)

7) Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут её…(пчела). (Как жужжит пчела? Давайте пожужжим, как пчелки).

- Молодцы, вы правильно разгадали загадки.

- Это были насекомые. Давайте вспомним, сколько ног у насекомых?

6. Физкультминутка. 

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

9. Дидактическая игра «Кто лишний?»

(На перфокартах изображены разные насекомые и паук.

Из предложенных картинок, найти  того, кто не является насекомым.)

- Ребята, у вас на перфокартах картинки. Вам нужно внимательно их рассмотреть и выбрать того, кто не является насекомым. Обведите его кружочком.

Правильно, ребята, это паук. А почему паук - не насекомое? (У него 8 ног)

10. Творчество детей.

Ребята, пришло время нам отправиться в наш детский сад.

Давайте вспомним, какой мы должны оставить лесную полянку?  (Чистой, в лесу нельзя мусорить.)

Возьмемся за руки и пойдем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Мы шагаем и поем.

Свою дружную семейку

За собою мы ведем.

Посмотрите, ребята. У нас здесь тоже есть полянка. На ней много цветов. Кого здесь не хватает?

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.

Кто это?

- Правильно, это бабочка. Мы с вами сейчас населим нашу полянку бабочками, ведь с ними мир гораздо красивее.

Инструктаж по выполнению работы.

Посмотрите, какую бабочку мы с вами будем делать.

Бабочку мы сделаем из цветной бумаги способом оригами. (обращаю внимание на осанку)

Положите квадрат перед собой. Соедините противоположные уголки и хорошо загладьте. У нас получился треугольник. Теперь еще раз соедините противоположные уголки.

Сколько у бабочек крыльев? Правильно, нам нужно сделать надрез.

Давайте вспомним, как нужно работать с ножницами.

Нельзя бросать ножницы с раскрытыми лезвиями.

Когда режем, поворачиваем бумагу, а не ножницы.

Не размахиваем руками, если в них ножницы.

Если нам нужно передать ножницы, передаем кольцами вперед.

- Сделайте один прямой разрез и отрежьте верхние уголки. Аккуратно положите закрытые ножницы.

Теперь заверните нижние крылышки в сторону.

 Бабочка наша почти готова.

Приклейте ей усики и украсьте её.

(цветными фигурками). (звучит шум леса)

Клей берем кисточкой, руки не вымазываем.

Готово.  Возьмите своих бабочек и подойдите к полянке. Посмотрите, какие красивые у вас получились бабочки.

11. Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами были сегодня?

Кого видели? Как нужно относиться к насекомым?

 - Давайте населим нашу полянку бабочками.

Ребята, если вам понравилось наше занятие, посадите свою бабочку на цветочек, если не понравилось – на листик.

(Помещают бабочек на полянку).

- Молодцы, красивая получилась полянка.

Давайте послушаем стихотворение (рассказывают дети).

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

(Беремся за руки и уходим).

Давайте возьмем друг друга за руку и пойдем в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие на тему: «Развитие речи посредством логоритмики. Нравственный аспект».

Закрепление представлений о весне, знания признаков данного времени года на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи....

Открытое интегрированное занятие на тему: «Наш город и его транспорт»

Цели: развивать познавательный интерес у детей, воспитывать желание делится полученными знаниями, расширять знания детей о видах транспорта, закрепить  названия профессий людей, формировать любов...

Открытое интегрированное занятие на тему: «Первые шаги к знаниям». (подготовительная группа)

Задачи: Развивать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением;Участвовать в коллективном разговоре, выработать умение задавать вопросы, отвечать на них, аргументиру...

Открытое интегрированное занятие на тему: "Описание посуды"

Развивать связанную речь, логическое мышление, память, воображение, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением; мелкую моторику рук; усидчивость....

Конспект открытого интегрированного занятия по теме "Домашние животные" с использованием элементов антистрессовой гимнастики Т.Ф.Акбашева

Занятие направлено на расширение представлений детей о домашних животных,  формирование активного и пассивного словаря по теме. В деятельности используется  пальчиковая игра «Коза», элементы...

Открытое интегрированное занятие по теме "Насекомые" в средней группе

Расширение и закрепление знаний детей о насекомых, знакомство с техникой рисования "монотипия"...

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Насекомые» в средней группе

Цель: расширение и закрепление знаний детей о насекомых.Задачи:Образовательные:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее п...