"Путешествие капельки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суворова Светлана Алексеевна

В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Дети по природе своей исследователи. Они очень любознательны, любят экспериментировать, самостоятельно совершать новые открытия. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА №5 «ДУБОК» СТАНИЦЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Конспект   образовательной ситуации по образовательной области «Познавательное развитие» по разделу

«Ознакомление с окружающим»                                                                                 для детей разновозрастной группы (5 - 7лет)

компенсирующей направленности

«Путешествие капельки»

                         Подготовил:

                                                       воспитатель первой категории

                                                        Суворова Светлана Алексеевна                                                

                                                                     

                                       2016 г.

Цель: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

 Программные задачи:

 

Область «Социально – коммуникативное развитие»

  • формировать навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  • развивать самостоятельность собственных действий детей

Область  «Речевое развитие»

  • развитие связной речи;
  • развитие самостоятельной речевой деятельности
  • развитие  мышления

Область «Физическое развитие»

  • развитие двигательной деятельности
  • развивать координацию движений.
  • развитие глазомера.

Область «Познавательное развитие»

  • формирование познавательных действий,
  • закреплять и расширять знания детей о воде, её свойствах,
  • продолжать формировать интерес к экспериментальной деятельности;
  • развивать познавательный интерес по ознакомлению с окружающим

Область «Художественно – эстетическое развитие»

  • развивать фантазию и творческие способности детей.

Оборудование и материалы: емкости для опыта, воронка,  рисунки   воды в природе. Ведёрко с капельками бумажными, на которых написаны загадки;  рисунки – ответы  на загадки;   воронки, стаканчики на каждого ребёнка, плакат с изображением круговорота в природе.

Предварительная работа: чтение книги В. Авенариус «Капелька», беседа «Для чего нужна вода?» отгадывание загадок, чтение стихов о различных состояниях воды. Наблюдение  за  льдом, водой.

 

                                       Ход образовательной ситуации

В группу входит девочка, у нее на голове – прикрепленная на ободок капелька из картона, в руках держит  рисунки, ведерко.

Воспитатель: Эта девочка кого - то  мне напоминает.

Дети:   Капелька, вода.

Капелька: Я капелька, пришла в гости к вам, чтоб вы мне помогли найти  моих сестричек – капелек. Вы поможете мне? Тогда нам пора отправляться в путь.  Сестрички мне подсказки оставили,  а я нечего не понимаю.   

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в ведерке.  Ребята возьмите по одной капельке и не кому не показывайте ее. (Дети по очереди достают из ведёрка капельки с загадками, воспитатель загадывает загадки)

Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло   потекло.  (Снег)

Люди ждут меня, зовут, а приду  к ним,  прочь бегут. (Дождь)

У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт. (Сосулька)

Пушистая вата - плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако, туча)

С неба - звездой, в ладошку – водой.  (Снежинка)

Прозрачен,  как стекло, а не вставишь в окно. (Лёд)

(Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете снег, лед, дождь, снежинки, что у них общего

Дети:  Это  вода.  

Воспитатель: А откуда   берется вода.  (Дети с помощью рисунков рассказывают о круговороте воды в природе).

Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Мы превратимся в капельки воды и тоже побываем в разных состояниях.

Физминутка: «Свойства воды»

 Когда вода находится в твердом состоянии, то маленькие капельки, очень плотно прижаты друг к другу, как будто им холодно - они замерзли. Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком  льда.

А когда вода находится жидком  состоянии, то ее капельки берутся за руки и могут двигаться и менять положения. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек.

Когда же вода как пар, то ее частицы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем руки и свободно походим, как легкие капельки пара.

Воспитатель:  Нам пора дальше капелек выручать.

Капелька: Ох, устала я ребятки, где  можно  воды попить. (Дети провожают капельку к столу, где стоит графин с водой, капелька пьет воду)

Капелька: Она у вас не вкусная, клубникой не пахнет.  

Воспитатель:  Ребята, а вы хотите познакомить капельку  со свойствами  воды?

Дети:  Да

Воспитатель:  Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно.  Ребята, а как вы думаете, почему вода растеклась по блюдечку?  

Дети:  Жидкая.

Воспитатель:  Совершенно верно.  Вода жидкая и может течь.  Проведем еще  опыт. Ребята, а как вы думаете, вода имеет форму?  Налейте  воду в посуду разной формы. Что вы  видите?  (Ответы детей). Вы  будете  пробовать воду на вкус?  (Дети пьют воду). Разве у нее клубничный вкус?  (Ответы детей).

Воспитатель:  Еще один опыт с водой.  Ребята, что вы  видите?

Дети: Стакан с  водой и стакан с молоком.

Воспитатель:  А теперь прошу кинуть монетку в один стакан и в другой. Что же произошло? (Ответы детей).

Капелька:  Я хотела пошутить, а они  знают все про воду.  Ой,  какие ребята молодцы!

Воспитатель: Ну, ты и шутница капелька.  

Воспитатель: Ну, что капелька, ребята продолжаем свой путь. Ой, мы попали в лабораторию. Мы будем настоящими лаборантами. Одевайте белые халаты. Вы хотите поэкспериментировать? На столе вода. В одной емкости чистая, а в другой – грязная. Будем очищать воду. Взять емкость  с воронкой, на дно воронки  положить бумажную салфетку, вату, слой бинта.

Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой Теперь переложите бинт в тарелочку, что вы видите?

Дети: Бинт стал, грязный  в нем осталась, грязь, а вода в банке стала чистой и прозрачной

Капелька:  Ребята вы помогли моим сестричкам - капелькам выбраться из грязной воды.

Воспитатель: Какие вы молодцы справились с заданием. Вы теперь все знаете о воде. Вам понравились задания, которые мы выполняли?  Какие, вам понравились?  А какие задания вам показались трудными?  (Ответы детей).

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...