Конспект занятия в средней группе "Матрёшки"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Митина Евгения Дмитриевна

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим "Матрёшки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_matreshki.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Матрешки»

Цель: 

Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой - Матрешкой.

Задачи:

  • Познакомить детей с матрёшкой (история создания, материал, внешний вид, особенности росписи, виды (загорская, семеновская).
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Воспитывать любовь и уважение к народной игрушке.
  • Продолжать формировать усидчивость, желание слушать, узнавать новое, участвовать в играх и помогать друг другу.

Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, художник, узоры, роспись.

Оборудование: Деревянная игрушка матрёшка, волшебный мешочек, атрибуты для игр, презентация, музыкальное сопровождение: Терем-квартет и детский анс. «Матрешки», авторская песня «Девочки-Матрешки», русская народная плясовая мелодия, наглядный материал.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций, разучивание подвижной игры «Матрёшка и мышь», разучивание танца и стихотворений, рисование Матрешки, выполнение аппликации.

Ход занятия:

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, у меня есть чудесный мешочек, в котором что-то спрятано, а чтобы узнать, что именно, нужно отгадать загадку.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

А вы хотите узнать, как появилась первая матрешка? Тогда давайте посмотрим небольшой мультик.

Познавательный блок

Показ презентации про появление матрешки.

  1. Появилась первая матрешка в России очень – очень давно.
  2. Однажды из далекой страны Японии привезли игрушку – деревянного человечка с большой головой. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурума, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
  3. Художнику Сергею Васильевичу Малютину очень понравилась эта идея, и он придумал для детей похожую куклу.
  4. Первая матрёшка оказалась круглолицей, пухленькой крестьянской девушкой, одетой в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник. В руках она держала петуха.
  5. Кукла была необычная, с сюрпризом: внутри куклы находилась кукла поменьше, а в той – ещё меньше, и ещё, и ещё…

художник Сергей Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пестрый передничек.

                   Но первая игрушка состояла не из одних русских красавиц. В ней чередовались образы русской красавицы, наряженной в сарафан, передник и платок, с образами статных молодцов, а самая маленькая была крошка – младенец.

Игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завёрнутого в пелёнки младенца.

    Считается, кто – то, увидев куклу, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрёну!» Так  ласковое название «матрёшка» произошло от русского имени Матрёна, широко распространённого в то время.  

  1. Оказывается,  матрёшка очень быстро стала знаменита.  Каждый город захотел создать свою деревянную куклу, со своей особенной росписью, а также отражающую культуру данной области.
  2. ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Настоящей родиной матрешки стал подмосковный Сергиев – Посад – крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная «игрушечная столица».

  1. Если внимательно рассмотреть знаменитую загорскую матрешку, то становиться заметно, что она похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Эти матрешки всегда заняты делом: то идут в лес по грибы, по ягоды – корзинку несут, то они в поле с серпом – хлеб жнут, то хлопочут по хозяйству – самовар ставят, хлеб пекут.
  2. СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта матрешка из города Семенова.

Она яркая, будто из хоровода выхвачена, румянец на щеках – запыхалась. О семеновских матрешках известно, что они очень любят цветы. Изображали бойких девушек – красавиц в ярких полушалках (платках). Цветы всегда украшают одежду семеновских матрешек – это может быть букет или один цветок.

  1. Также существует авторская матрешка. Она может происходить из любого города, и делает ее может, кто угодно и как. Мастер и художник сам придумывает форму, роспись своей матрешке.
  2. Это может быть сказка, или какая известная игрушка. Те матрешки которые мы с вами рисовали, тоже являются авторскими.
  3. А как же делают всех матрешек?

Делают матрешек из дерева, которое долгое время специальным образом обрабатывают.

Мастер внимательно выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

  1. Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ...
  2. Готовые деревянные заготовки попадают к художникам, которые разрисовывают их разными узорами, рисуют лица, после чего получается настоящая матрешка.

Воспитатель: Теперь мы с Вами знаем, что бываю разные матрешки! Предлагаю вам поиграть в игру.

Проводится игра: «Разрезные матрешки».

Перед детьми стоят магнитные доски, на которых врассыпную висят части Матрешек. Дети делятся на две команды. Необходимо всем вместе правильно собрать Матрешек, кто быстрее.

Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо справились! Посмотрите на матрешек, какие они красавицы! Матрёшечка, круглёшечка! Улыбается всегда, и с ребятами играть любит. Матрёшка в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна она к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими.

Воспитатель: Только, где же они, подружки - сестрички?

Дети: внутри, в другой матрешке, спрятались.

Воспитатель: Раскроем Матрешку и посмотрим, что внутри.  Матрёшка на окошке в ярком сарафане, и вся семья в матрёшке как в доме деревянном.

- Ребята, какие матрёшки? (нарядные, расписные, красивые, разные по росту, большие и маленькие)

- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

- Какой узор на сарафане? (Цветы, ягоды, листья).

- А что находится на лице у матрёшки?  (воспитатель показывает - дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ)

- А как вы думаете, кто делает матрешек такими красивыми? Кто их расписывает?

Дети: Художник.

Воспитатель: Правильно! Расписали русские художники матрёшку на славу: чёрные глазки, чёрные брови, губки алые бантиком, румянец на щечки лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса.

Воспитатель: А кто догадался, из какого материала делают матрешку?

Дети: Из дерева, деревянная.

Воспитатель: Молодцы!

- Ребята, а вы знаете стихи про матрешку? (ответы детей).

Воспитатель: Отлично, а теперь наши девочки покажут, какие они красивые матрешки.

Танец «Матрешки».

Игра « Матрешки и мышь».
Вот матрешечки гуляли, ( 
«Гуляют» по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. ( 
«Собирают ягоды»)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели. 
(Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки)
Как матрёшечки устали,
Под кусточком задремали. 
(Закрывают глаза и кладут ладошки под щёчку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, 
(Выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. 
(Кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки   
(Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке      руки то к одному, то к другому уху)
Чьи – то серенькие ножки. 
( «прислушиваются»)


Эй, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это – мышь! 
(Дети бегут к своим стульчикам).
Заключение 

Воспитатель: Матрёшка – русская народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, она стала символом страны, России. Также эту игрушку знают во многих других странах.

-А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: бережно, аккуратно

Воспитатель: А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Ну, а сейчас пришло время расставаться. До свиданья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...