Конспект занятия -эксперимента "Сделаем воду чистой"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ильина Оксана Васильевна

Данное мероприятие характеризуется мотивирующей направленностью к познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях в форме опытов с объектами неживой природы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdelaem_vodu_chistoy_1.docx81.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия – эксперимента «Сделаем воду чистой»  средняя группа

Ильина Ок.В.,воспитатель

д/с №175 «Полянка»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти,2016г.

Цель: Формировать исследовательское поведение детей.

Задачи

Развивающие:

  1. Развивать познавательный интерес детей.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.
  3. Активизировать словарь детей новыми словами: жидкость, бесцветная, прозрачная, фильтр, отфильтровать.

Обучающие:

  1. Познакомить с понятием «фильтр», учить отфильтровывать воду.
  2. Закреплять свойства воды (цвет, прозрачность)
  3. Формировать умение сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь договариваться, внимательно слушать.

Используемые методы и приемы: Проблемно - поисковые методы: проблемные вопросы, ситуативная беседа,  схемы опытов, поэтапное выполнение действий; игра-экспериментирование.

Модели сотрудничества:

Совместная с детьми: совместно – распределенная, совместно – разделенная;

совместная с родителями: опосредованная.

Методическая информация:

Данное мероприятие характеризуется мотивирующей направленностью к познавательно - исследовательской деятельности в домашних условиях в форме опытов с объектами неживой природы. Дети в образовательной деятельности знакомятся с опытами,  по завершению опытов воспитатель предлагает им альбом с картотекой опытов и дневником собственных наблюдений для совместной деятельности в дома с родителями. Особенностью картотеки является то, что в нее включены карточки, отражающие региональные особенности, объекты неживой природы в городе Тольятти.  Детям и родителям предлагаются прогулки и знакомство с природными достопримечательностями (река Волга, Жигулевские горы,  лес).

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение рассказов познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)
  3. Беседа на тему «Где можно встретить воду»

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка

Познавательно-иследовательская

Экспериментирование

Коммуникативная

Ситуативный разговор

Материалы:

Стимульные материалы: плоскостная игрушка – капелька; альбом – картотека опытов;

Материалы для организации детской деятельности: Прозрачные стаканчики: 1- с молоком, 1- с талой водой,4-с водопроводной водой,1- пустой, 2 -чайные ложки, палочка с краской синего цвета, фильтр (ватные  диски), схемы опытов;

Материалы для подведения итогов детской деятельности: магнитная доска, магниты, схемы опытов.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Мотивационный этап

Педагог привлекает внимание детей:

- Ребята, к нам в гости пришла Капелька, она хочет  с вами подружиться и поиграть. И она приготовила задания, которые необходимо выполнить.

II.Деятельностный этап

Задает вопрос детям:

- Ребята, а откуда появилась Капелька?

-Правильно (хвалит  детей)

-А у  меня к вам вопрос: Что такое вода?

-Ребята, а как вы считаете какого цвета сама по себе  вода?

-Сейчас мы это проверим. Вода может делать разные превращения. Хотели  ли вы вместе с водой  побывать волшебниками?

-Капелька приглашает нас с вами в лабораторию, в которой мы будем заниматься волшебством.

-Но сначала мы узнаем, кто же мне будет помогать. Вы же мои помощники! Для этого закройте глаза и протяните мне свои ладошки.

(Воспитатель каждому на ладошку кладет снежинку)

-А теперь посмотрите, что у вас в руках.

Воспитатель приглашает детей к первому столу.

Опыт №1 «Вода бесцветная»

На столе стакан с молоком, стакан с водой и 2 чайные ложечки.

-Ребята, какого цвета молоко?

-А можно сказать про воду, что она белого цвета?

-Сейчас ребята, у которых в руках снежинки синего цвета будут мне помогать.

- Один из вас берет ложку и опускает ее в стакан с молоком. Что произошло?

- А теперь опустим ложку в стакан с водой. Что произошло?

-Мы можем сказать, что вода не имеет цвета. Значит она какая?

- Молодцы, давайте на доску повесим схему нашего первого опыта (на доску вывешивается  схема)

Воспитатель приглашает детей встать вокруг второго стола.

Опыт № 2 « Вода меняет свой цвет»

На столе стоят 2 стакана с водой, палочка с синей краской.

-Ребята, какая вода в стаканчиках?

- Вода-вошебница и она может менять свой цвет. Давайте это проверим и посмотрим, что же произойдет с водой.

-Сейчас ребята, у которых снежинки белого цвета мне в этом помогут. Один из вас берет палочку с краской и опустит ее в  один из стаканчиков. Какая она стала?

-Правильно, вода поменяла свой цвет.

-Мы можем сказать, что вода меняет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

-Да, правильно, вы у меня молодцы. Давайте на доску повесим схему нашего второго опыта.

-А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и поиграть, хотите.

Физминутка «Улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

Воспитатель приглашает детей к третьему столу.

Опыт № 3 « Фильтрация вода»

-Посмотрите, на столе стоят два стаканчика с водой.

-Какая в них вода?

-Вода грязная, потому что она талая это - растаявший снег. Давайте попробуем сделать воду в первом стаканчике  снова чистой.

-Как вы думаете, как, с помощью чего это можно сделать?

-Чтобы сделать воду снова чистой  и прозрачной ее надо отфильтровать. Повторите вместе со мной это новое слово.

- Для этого  надо потребуется сделать фильтр с помощью ватных дисков. Мне сейчас будут помогать ребята,  у которых снежинки голубого цвета.

-Берем специальную воронку, ставим ее в пустой стаканчик, кладем в воронку несколько ватных дисков.

-А теперь берем стаканчик с грязной водой и переливаем ее в стаканчик с фильтром.

-Что мы видим?

-Давайте еще раз попробуем проделать опыт, пропустим воду через фильтр.

-Что же мы теперь видим? Какая стала вода, которую мы профильтровали?

- Молодцы. Мы теперь знаем, что воду можно сделать чистой с помощью фильтра.

-Давайте на доску выставим схему нашего третьего опыта.

-Мы сегодня с вами много говорили о волшебнице воде, много о ней узнали. Давайте подойдем к доске и еще раз вспомним наши опыты.

Дети заинтересовываются и подходят к воспитателю.

 Знакомятся с гостем.

-Капелька появилась из воды.

-Вода - это такое вещество, ей можно умываться, пить, мыть руки и глаза и.т. д. Она жидкая и ее можно переливать.

- Прозрачная, стеклянная.

-Да, хотим.

Дети закрывают глаза и протягивают ладошки.

У каждого на ладошке лежит снежинка определенного цвета.

Дети встают вокруг стола.

-Молоко белое.

-Нет, она не белая.

-Ложку не видно в стакане с молоком.

-Теперь ложку видно.

-Вода бесцветная, прозрачная.

Ребенок вывешивает схему на доску.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\опыт1.jpg

Дети встают вокруг стола.

-Вода чистая, прозрачная.

-Да, давайте.

-Вода стала синяя, голубая, темная.

-Да, а если в нее добавить красную краску она будет красная  и т.д.

 Ребенок вывешивает на доску схему опыта.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\i.jpg

-Да

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения.

Дети проходят и встают вокруг стола.

Дети рассматривают воду

-В одном стаканчике вода чистая, а в другом грязная.

-Да, давайте.

Дети затрудняются ответить.

 

Дети повторяют с воспитателем новое для них слово – отфильтровать.

Дети выполняют все то, что говорит воспитатель.

Дети переливают грязную воду через фильтр в пустой стаканчик.

-Вода стала чище.

Дети проделывают опыт еще раз.

-Вода стала чистой, прозрачной. У нас получилось.

Дети выставляют схему опыта.C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\water_glass.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\voda_cista_prljava_810218931.jpg

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\hello_html_m48d2f997.png

Дети с воспитателем подходят к доске и еще раз проговаривают все что делали, опираясь на схемы.

III. Завершающий этап

Капелька очень рада, что мы выполнили все ее задания. Она приготовила для вас книжечки, в которых  собрала много интересных опытов. Вы можете вместе с родителями дома провести  их и записать свои новые.

Дети говорят спасибо Капельке и рассматривают книжечки.


Список литературы:

  1. Тугушева Г.П.,Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010.
  2. Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей/Т.И.Гризик.-М.: Просвещение,2010.
  3. Дыбина О.В.,Рахманова Н.П.,Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера,2013.
  4. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина и др.; Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия о воде

Свойсва воды, круговорот воды в природе, интересные опыты с водой....

Конспект занятия «Волшебница вода»

Конспект занятия «Волшебница вода»       ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе мно...

Конспект занятия "Свойства воды"

Опытно-исследовательская деятельность с детьми 3-4 лет...

Конспект занятия "Свойства воды"

Опытно-экспериментальная деятельность...

Конспект занятия "Обитатели самого чистого озера Байкал"

Знакомство детей младшего дошкольного возраста с озером Байкал и с его обитателями....

Конспект занятия по экологии «Чистая вода – залог здоровья всегда»

расширять представления о природе России.- Дать представления детей о Волге, как главной реке страны;- Продолжать знакомить детей с родным городом;- Формировать навыки экологически грамотного поведени...

Конспект занятия "Ах, водичка - водичка"

Занятие для детей младшего возраста...