КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «Дети войны». (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Максименко Галина Николаевна

                        Закреплять знания детей о бедах и горе, принесённые войнами. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой, с ужасами войны и памятью о ней сегодняшнего поколения.    Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьва

структурное подразделение детский сад 1848

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Тема: «Дети войны».

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Максименко Г.Н.

2015 год

Цель:

Закреплять знания детей о бедах и горе, принесённые войнами. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. Познакомить детей с историей жизни Тани Савичевой, с ужасами войны и памятью о ней сегодняшнего поколения.

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

Предварительная работа.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы защитник», «Солдаты», «Будем в армии служить», «Моряки». Рассказывание детей по теме «Мои родственники сражались на войне». Посещение музея «Великой Отечественной войны» школы №1094. Проведение познавательного  занятия: «Наше Отечество», «Никто не забыт, ничто не забыто». Рассматривание открыток, обелисков, памятников войнам, фотографий военных лет, писем с фронта, орденов и медалей победителей. Оформление Книги  Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей – участниках войны, их героических судьбах. Изготовление плаката «День Победы». Рисование на тему: «Жить – Родине служить» . Чтение художественной литературы: С.Алексеев «Они защищали Москву», Л.Кассиль «Твои защитники»,  С.Михалков «День Победы», С.Баруздин «Шел по улице солдат». Разучивание стихов к празднику Победы. Прослушивание музыкальных произведений: Д.Кабалевский «Марш» (детский), Г.Свиридов «Военный марш», В.Агапкин «Прощание славянки» и т.д.

Материал и оборудование.

Карт России, плакат «Родина мать зовет», запись с голосом  Ю.Б.Левитана о начале войны, запись песни автор текста: Лебедев-Кумач В., композитор: Александров А.  «Священная война», презентация «Блокадный дневник Тани Савичевой», презентация песни «Дети и война», запись песни слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова «День Победы», оборудование для аппликации.

Дети стоят на ковре перед мольбертом. На мольберте карта России и плакат «Родина мать зовет».

 Педагог. Ребята, посмотрите на карту. Это наша страна.

Педагог. Как она называется?

 Педагог. Наша Родина — большая и прекрасная. Наша Россия очень богатая страна. Она богата широкими красивыми реками.

Педагог. Какие реки вы знаете?

Педагог.  Она богата красивыми, маленькими и большими, шумными и тихими, старыми и новыми городами.

Педагог. Назовите  города которые вы знаете?

Педагог. Она богата полезными ископаемыми — в ее недрах хранится золото, серебро, драгоценные камни, нефть, газ. Она богата также и лесами, полями, лугами. Педагог. Послушайте стихотворение. В нем говорится, какая красивая наша Родина (читает ребенок).

Родина И. Векшегонова

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер — пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крыльями ель.

Вот здесь, где все дышит сказкою,

Родились мы и живем,

Поэтому край наш ласковый Родиной мы зовем.

Педагог. Наш народ сложил о Родине много пословиц и поговорок. Послушайте их и постарайтесь закончить, скажите последнее слово.

Нет в мире краше Родины... (нашей).

Береги землю родимую, как мать... (любимую).

Много на свете разных земель, а лучше родной нет... (никакой).

Для Родины своей ни сил, ни жизни не... (жалей).

Педагог. Россия — страна красивая, богатая, и очень многие иноземцы хотели бы владеть ее сокровищами. Нашей стране не раз приходилось отражать нападение врагов. В этом году мы отмечаем 70-летие Победы над фашистской Германией.

Перед тем как напасть на нашу страну в 1941 году, фашистская Германия захватила много других стран: Польшу, Чехословакию, Францию, Австрию, Болгарию, Югославию. Главой Германии был Адольф Гитлер, мечтавший захватить и поработить весь мир.

Летом 1941 года, 22 июня, на рассвете, гитлеровские войска без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города.

Ребята, послушайте сообщение о начале войны, которое звучало по радио и из каждого радиоприемника.

Звучит фонограмма голоса Левитана  с сообщением о нападении и песня «Священная война».

Это песня звучала как призыв к защите нашей Родины.

Посмотрите на этот плакат, его нарисовал Ираклий Моисеевич Тоидзе.

Кто из вас, ребята, может прочитать, что написано на этом плакате?

Дети читают.

Педагог. Куда же звала Родина-мать наш народ?

Педагог. Что еще вы видите на плакате? Почему за женщиной так много оружия?

Дети высказывают свои предположения.

Педагог. Эта женщина-мать зовет всех своих сыновей и дочерей вступать в ряды армии, быть честными, храбрыми. Она призывает всех защищать Родину от врагов – не жалея своей жизни.

И все жители как один поднялись на защиту Родины и свободы.

Очень тяжело жилось во время войны детям. Дети как могли, помогали взрослым. Некоторые воевали, уходили в партизаны, были санитарами, помогали раненым в госпиталях. Сейчас я хочу рассказать про девочку Таню, как она жила вовремя войны в блокадном Ленинграде.

Дети садятся за столы.

Показ презентация про Таню Савичеву.

  • Блокадный дневник Тани Савичевой
  • Таня Савичева

                   Тане - было одиннадцать лет, а если точнее - одиннадцать с половиной. Она родилась 23 января 1930 года . В конце мая 1941 года она закончила третий класс и должна была в сентябре пойти в четвёртый.

             Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой.

            Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый, звонкий «ангельский» голос,     обещавший певческое будущее.

  • Записная книжка

   Этот блокнотик остался Тане от сестры. У Тани был когда-то настоящий дневник. Толстая общая тетрадь в клеенчатой обложке, куда она записывала самое важное, что происходило в ее жизни. Она сожгла дневник, когда нечем стало топить печку. “Сжечь блокнотик, видимо, не смогла, — ведь это была память о сестре”.

  • Старшая сестра Женя

   Жене - самой старшей сестре Тани - 32 года (родилась в 1909 году).

   Она работала Невском машиностроительном заводе имени Ленина.

  Во время войны сдавала кровь для спасения раненных на фронте бойцов. Но сил и здоровья уже не хватало.

  • Запись на букву «Ж»

  И в маленьком блокноте, ставшим впоследствии блокадным дневником, в алфавитном порядке на букву "Ж" появилась первая трагическая запись, сделанная рукой Тани: "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г".

  • Бабушка Евдокия

   Бабушке - Евдокии Григорьевне Фёдоровой в 1941 году 22 июня, в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни.

  • Запись на букву «Б»
  • Брат Леонид (Лёка)

   Брату Леониду (Лёке) было 24 года. Он работал на Судомеханическом заводе. Впервые же дни войны с друзьями помчался в военкомат, но в армию не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе - нужно выполнять срочные военные заказы, необходимы специалисты. Неделями жил там, работая днём   и ночью.

  • Запись на букву «Л»

     На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г", соединив два слова в одно. Прячет его в, украшенную палехской росписью, шкатулку, в которой хранятся семейные реликвии - мамина фата и венчальные свечи.

  • Запись на букву «В»

   Голод продолжает своё подлое дело: алиментарная дистрофия, цинга, кишечные заболевания, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. И к Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки : "Дядя Вася умер в 13 апр 2 ч ночь 1942 г".

  • Запись на букву «Л»

   Почти через месяц : "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.

  • Мама

   Маме - Марии Игнатьевне Савичевой  в 1941 году исполнилось 52 года . Всё хозяйство было на её плечах.

   Она работала мастером-надомником на  швейной фабрике, была одной из    лучших вышивальщиц, обладала прекрасным голосом и музыкальным слухом.

   В войну Мария Игнатьевна шьёт для    солдат рукавицы, обмундирование для фронтовиков.

  • Запись на букву «М»

  Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".

  • «Осталась одна Таня»

  Мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог.

  • Ну а как же Таня?

                   Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к бабушкиной племяннице - тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий.

   Дистрофия прогрессировала, необходимо было срочно помещать Таню    в стационар. И в начале   июля 1942 года тётя Дуся,   определяет её в детский дом.

                Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Дистрофия, цинга, нервное потрясение, да ещё костный туберкулёз, которым она переболела в раннем детстве, сделали своё дело..

  • Могила Тани Савичевой

                   После войны был найден дневник Тани Савичевой.

   Нашли  Анну Михайловну Журкину, которая работала в больнице санитаркой, где лечилась Таня. Она-то и показала могилу Тани.

   Анна Михайловна запомнила это место, поскольку хоронила Таню сама вместе с конюхом.

 

   В мае 1972 года в Шатках рядом с могилой Тани был сооружён памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника    на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание.

   Рядом с кладбищем    оформили площадь    из плит с надписями из дневника Тани.

   Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Ленинграда

Педагог. Бедная девочка как же ей было тяжело, на ее глазах умерла вся ее семья. Ее дневник стал символом Великой Отечественной войны.

Педагог. Хотели бы вы, чтобы к нам пришла война? Почему?

Педагог. Давайте послушаем песню  «Дети и война» и посмотри фотографии военных лет.

Педагог. Мы не устаем говорить спасибо, тем, кто отстоял победу. Это сильные, смелые храбрые люди. И вот 70 лет назад  9 мая 1945 года во всем мире был праздник, мы победили фашистскую Германию. На Красной площади прошел парад. И мы с вами сейчас будем маршировать, как на параде.

Физкультминутка Маршировка под песню «День Победы»

Педагог. Сегодня к нам в гости придут ветераны. Мы подготовили для них праздничный концерт. Мы скажем им много благодарных слов, за мирное небо, за счастливое детство. Давайте сделаем поздравительные открытки и подарим их ветеранам.

Аппликация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию : «Дети войны». (подготовительная группа)

               Закреплять знания детей о бедах и горе, принесённые войнами. Формировать патриотические чувства, интерес к истории России. Познакомить дет...

Конспект занятия для детей в подготовительной группе "Путешествие на необитаемый остров"

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. (игротерапия, пескотерапия, изотерапия)....

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему: "Животные - герои войны".

Конспект непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет по теме "Животные - герои войны" (чтение (восприятие) рассказа А. Митяева "Мешок овсянки"). Конспект разр...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

Конспект занятия Тема: « Осенние фантазии » подготовительная группа Выступление на методическом объединении «ИЗО деятельность, как форма обучения и разностороннего развития дошкольников»

- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень».-продолжать учить составлять предложения по картине.-продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.Инте...