"Ребенка учим наблюдать за природой"
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Титяк Елена Владимировна

                                                                     «Природа - это книга,

                                                                     которую надо прочитать

                                                                 и правильно понять...»

                                                                                (М. Налбандян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenka_uchim.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенка учим  наблюдать за природой 

                                                                 «Природа - это книга,

                                                                     которую надо прочитать

                                                                 и правильно понять...»

                                                                                (М. Налбандян)

Известно, что любовь к природе должна прививаться с раннего детства. Формировать умения видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем чувство   прекрасного. «Голоса природы звучат для тех, кто вступает в нее с открытым сердцем» писал Николай Рерих.

Во время прогулке с малышом научите ребенка обращать внимание на мелочи в окружающем его мире. Наблюдая с вами за полетом птиц или за вальяжной кошкой, которая нежится на солнышке, за воробьями, которые купаются в луже, ребенок видит удивительный мир полный вопросов и ответов. Не бойтесь детских вопросов ведь ребенку не нужны глубокие научные факты, ответе ему на вопрос то, что вы знаете, а затем предложите найти ответ на этот вопрос вместе. Так вы развиваете в ребенке познавательный интерес. Побудите его сделать вывод, и вы увидите перед собой интересного собеседника.   Детские впечатления   с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.

В детском саду проводятся наблюдения за природой. Они происходят регулярно и как правило тему наблюдение дает сам педагог. Задачей современной педагогике научить ребенка слушать, ощущать, видеть, созерцать природу. Предлагать самому тему наблюдения, подходя к педагогу с готовым вопросом.

В нашем детском саду, дети не только играют, трудятся, но учатся саминаблюдать за происходящим вокруг. Вопрос задает один ребенок, а вот поиском ответов занимаются все дети. Вот тут вам и развитие мышления, наблюдательности, развитие диалоговой речи, умение сотрудничать, слушать товарища, развитие любознательности, развивается познавательный интерес, и т.д.

Так во время прогулке дети нашли стрекозу, спящую на траве. Ну и что скажете вы. Надо отметить, что прогулка происходила осенним морозным днем, солнце еще не поднялось, и не прогрело землю. А теперь представьте, детей играющих в подвижную игру, и в друг игра прерывается. Дети находят случайно стрекозу, вопросов у детей было много. Почему она на траве? Почему не улетает? Оставшуюся половину прогулки дети интересовались стрекозой, занимались поиском ответов на свои вопросы. Стрекозу решили посадить на куст, крылья высохли, и она улетела, дети пришли в восторг.

Интересные наблюдения могут перерасти в проекты и тут на помощь малышам приходят родители и педагоги.

Наблюдение можно провести по структуре:

1. Обратите внимание ребенка на наблюдаемый объект (птица воробей);

2. Рассмотрите птицу детально если это возможно;

3. Побудите ребенка задать вопрос (Что он делает? Чем занят? Почему так происходит? и т.д.);

4. Сообщите ему интересные факто о птице;

5. Побудите ребенка к поиску интересных фактов о птице (А как ты думаешь?).

Если проводить наблюдения за живой или наблюдения за неживой природой регулярно, то ребенок научится сам замечать интересные моменты из жизни природы, но для этого он должен видеть ваш интерес наблюдаемому объекту.    

В сердце каждого ребенка наполнено особым светом к удивительному миру природы, звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет его смотреть, слушать, думать.

Так задача педагогов и родителей научить наблюдать за происходящим, а для этого самим нужно замечать интересный загадочный мир природы.

 

Литература:

1. Как знакомить дошкольников с природой. / Каменева Л.А., Матвеева А.К., Маневцова Л.М. и др.; Сост. Каменева Л.А.; Под ред. П.Г. Саморуковой.

2. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся наблюдать за природой

Наблюдение-основной метод ознакомления детей с природой. Оно позволяет показать детям природу в естественных условиях, во всём её многообразии. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с пред...

Консультация для родителей " Учимся наблюдать за природой".

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на са...

Рекомендация для родителей: "Учимся наблюдать за природой"

Наблюдаем за явлениями природы вместе с детьми....

Памятка для родителей "Учимся наблюдать за природой. Лето"

Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. Дорогие родители, как можно больше общайтесь с...

Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой в зимнее время".

Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой в зимнее время"....

Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой"

Консультация для родителей "Учимся наблюдать за природой"...

"Учимся наблюдать за природой зимой"

Консультация для родителей...