Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду мини- лаборатория «Любознайка» (старший дошкольный возраст)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_6.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида

                 № 38 «Колобок» г.Туапсе муниципального образования Туапсинский район  

                                                                       Перед человеком к разуму три пути:

                                                               путь размышления- самый благородный,

                                                                             путь подражания- самый легкий,

                                                            путь личного опыта- самый тяжелый путь.

                                                                                                                  Конфуций 

        Опытно- экспериментальная  

        деятельность в детском саду

       мини- лаборатория                                                          

     «Любознайка»

      (старший дошкольный возраст)

                                                  Туапсе

                                                    2015

 Цель экспериментальной деятельности :

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

 1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие представлений о свойствах;

- развитие элементарных математических представлений;

- познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озёра.

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

4. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

 -Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

-Развитие у детей умственных способностей.

-Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий

 Актуальность:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

      План работы                

 детской  лаборатории      

     «Любознайка»

  с детьми старшего дошкольного возраста

месяц

Тема занятий- экспериментов

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

октябрь

1.Какая бывает вода?

2.Вода-растворитель

Очищение воды

3.Сила тяготения

4.Упрямые предметы

ноябрь

5.Волшебные стеклышки

6.Почему предметы движутся?

7.Хитрости инерции

8.Что такое масса?

декабрь

9.Воздух

10.Солнце дарит нам тепло и свет

11.Почему дует ветер?

12.Почему не тонут корабли

январь

-

13.Путушествие капельки

14.Чем можно  измерить длину

15.Все обо всем?

февраль

16.Твердая вода. Почему не тонут айсберги?!☺

17.Откуда взялись острова?

18.Как происходит извержение вулкана?

19.Как появляются горы?

март

20.Испытание магнита

21.О «дрожалке» и «пищалке»

22. Как сделать звук громче?

23почему поет пластинка?

апрель

24.Как образуются метеориты и кратеры?

25.Почему в космос летают на ракете?

26.Секретные записки

27.Что такое молния?

май

28.Почему горит фонарик?

29.Электрический театр

30.Радуга в небе

31.Забавные фокусы

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

-  постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

-  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

-  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

-  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

-  анализ полученного результата (подтвердилось - не под­твердилось);

-  формулирование выводов.

Мною разработано перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:

*      Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

*      Познавательное занятии с элементами экспериментирования;

*      Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми

*      Долгосрочные наблюдения - эксперименты.

В группе создана мини - лаборатория «Любознайка» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. Там есть различные материалы для исследований:

– образцы песка, глины, чернозёма;

– полезные ископаемые нашего края: известняк, ракушечник;

– камни – галька, гравий, керамзит, гранит; железо, уголь, мел, резина;

– семена цветов, образцы деревьев: шишки, жёлуди, крылатки;

– зерновые культуры.

•    приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

•    разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло,        металл, керамика);

•   утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

•    технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

•    разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

•    красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

•    медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

•    прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

    Для активизации детской исследовательской деятельности я использую оборудование: разнообразные трубочки, воронки, сито, тарелочки, стаканчики, песочные формочки, ложки, шприцы, пипетки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы.

   Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую – опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

   С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть условия для жизни живых организмов. Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды. Так в экспериментально-исследовательской работе «Ах, картошка, картошка» дети самостоятельно смогли получить из картофеля крахмал, а потом исследовать его свойства: белый, при нажатии хрустит, если сварить получится кисель, прополоскать бельё – станет жёсткой ткань.

    Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Гном, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется  в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли), а также  о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

     Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. Денис, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна держаться на воде.

    В процессе поиска материала для изготовления кормушки был проведен эксперимент на «плавучесть» материала. Были выбраны следующие материалы: железо, дерево, бумага, камень, полиэтиленовая пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или не плавает этот материал. Поскольку пенопласт сложен в обработке для детей, было принято решение прибегнуть к помощи родителей и дома изготовить кормушку. Через несколько дней в группе было 12 кормушек для рыбок. Все они были подарены в группы и педагогам, имеющим аквариумы дома.

    В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.        

   Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

·    наблюдение на прогулке за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

·    для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

·    чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляла по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала; «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т.д.

Ожидаемые результаты:

    * Сформированность положительной мотивации на природу.

    * Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

    * Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.

    * Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.

    * Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и значение опытно-экспериментальной деятельности для формирования познавательной активности у воспитанников старшего дошкольного возраста

Наша жизнь становится все сложнее и разнообразнее; она требует от человека не шаблонных и привычных действий, а подвижности мышления, творческого подхода к решению любых задач. Федеральный з...

Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...

Опытно-экспериментальная деятельность по экологическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №45»           Конспект непосредственно образоват...

«Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами»

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность как развитие познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами» Возраст детей: 5-6 лет.Образоват...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательнойактивности детей старшего дошкольного возраста»...