Конспект занятия по познавательной деятельности «История русского костюма». (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Максимова Ирина Евгеньевна

Конспект занятия по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_poznovatelnoy_deyatelnosti.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «История русского костюма».

(старшая группа)

Программное содержание:

Расширять знания о русской народной культуре. Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей. Обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин.

Учить различать мужскую и женскую одежды, называть детали одежды. Помочь понять символику цвета и расположение орнамента в Торжокском народном костюме.

Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования, раскрасить русский народный костюм, правильно составить на нём узор, симметрично располагая его элементы.

Воспитывать интерес к жизни наших предков, уважительное отношение к творениям рук человеческих, желание создавать красивые вещи.

Словарная работа:

Названия одежды русского народного костюма: рубаха, порты, сарафан, кокошник, пояс. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты. Оберег.

 Предварительная работа:

Посещение в детском саду мини- музея «Комната быта». Беседа о старинном быте, укладе жизни. Чтение К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», рассматривание иллюстраций к тексту. Разучивание пословиц о труде и мастерстве (донести до детей понимание их смысла).

Материал к занятию:

Старинная одежда: рубаха, сарафан, пояс, кокошник. Заготовки силуэтов рубахи для мальчиков и сарафана для девочек, краски, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

(Под русскую народную музыку в зал входят дети).

  -Добрый день, гости званные. Здравствуйте,  красные девицы, здравствуйте,  добры  молодцы. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь присаживайтесь на стульчики.                     

 ( Дети садятся на стульчики.  В зале создана мини-горница, в которой находятся различные предметы старинного быта, художественная литература, рассказывающая об особенностях жизни русских людей старину).

-Люди во все времена носили одежду. А для чего людям нужна одежда? ( Ответы детей).

- А как называется одежда, которую носят каждый день? (Повседневная)

-А как называется одежда, которую носят на праздник? (Праздничная)         

-Посмотрите друг на друга, что на вас одето? Какая на вас одежда? (Ответы детей)

- А хотите узнать, какую одежду носили наши предки несколько поколений назад?

-Раньше, крестьянская жизнь была не легкой. Все надо было сделать своими руками и вырастить лен, спрясть пряжу,  наткать ткани,  сшить одежду.

Посмотрите на нашу Хозяюшку. Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.
- В старину для русской женщины создание костюма было способом проявить свою фантазию, мастерство. Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, пояса и головного убора. На рубахе каждая мастерица вышивала свой узор, который мог рассказать, чем женщина в семье занималась, сколько у неё детей. Вышивка на рубахе располагалась по рукавам, вороту и подолу. По цвету сарафана можно было определить, где женщина живет, её возраст. Головной убор украшался драгоценной вышивкой, бисером, тесьмой. Пояс был выткан определенным орнаментом. Иногда вместо орнамента ткались слова (показать пояса, головные уборы).

Мужской костюм состоял из рубахи, брюк, которые назывались - порты, пояса, сапог и головного убора.

-А теперь давайте посмотрим, как люди украшали одежду. Как вы думаете, для чего люди украшали вещи? (ответы детей).

-  Правильно, но в старину вещи украшались не только для красоты. Люди верили, что вышивка оберегает человека от болезней, беды. Старались защитить самые важные части тела, которые часто болят, это руки, горло, грудь. Вышитые узоры назывались оберегами.  Вышивка делала костюмы красивым и нарядным, и оберегала того, кто его носит от зла и беды.

- Посмотрите внимательно и скажите, какие детали одежды украшали?

(Ворот, рукава, подол).

- В Торжокском районе  основные цвета вышивки были красный и синий. Красный цвет - символ жизни и солнца. Синий цвет символ рек и озер нашего края.

Самыми распространенными были узоры из птиц больших и маленьких, которые по своей форме напоминали то петушков, то курочек, то гусей. Птица считалась символом счастья и дохода семьи. Также одежды украшались изображением крестов и ромов. Ромбики - символ засеянного поля. Волнистые линии обозначали реки. Предложить детям одеть одежду (девочкам - сарафаны, мальчикам- рубахи)

 Игра «Подстраиваться» под музыку.

- Ребята, а теперь я вам предлагаю побыть мастерами и мастерицами, и украсить одежду так, как это делали в старину. (Дети подходят к столам, на которых лежат силуэты рубах, сарафанов и краски)

 ( После выполнения детьми задания)

- А теперь…

                    Расступись, честной народ!

                     На лужайке у ворот

                     Закружился, завертелся

                      Разноцветный хоровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) старшая группа «Защитники Руси»

Закрепить;Дать детям представление о защитниках земли Русской;Поддержать интерес к истории русского народа, вызвать желание подражать русским богатырям;Воспитывать гордость за свой народ, за свою стра...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: "Это русская сторонка, это Родина моя!"

Занятие рекомендую проводить во втором полугодии, поскольку материал сложный и базируется на знаниях детей. Но занятие прошло с большим успехом,вызвало интерес у детей и коллег.  Одной из основны...

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию « Разговор о зубах». (старшая группа) Воспитатель: Чобан Ю.Ю. Цели: Формировать умение детей заботиться о своём здоровье. Раскрыть строение и ф...

Конспект занятия по познавательному развитию "Домашние животные" для старшей группы с использованием ИКТ технологий

Цель: закреплять представления детей о домашних.Задачи:Способствовать осознанию детьми особого отношения (заботы, внимание) людей к домашним животным.Закрепить знания о внешних признаках животных, чем...

Конспект занятия по познавательному развитию «Страна дорожных знаков» старшая группа

Цель:- Углубить знания детей о переходе дороге, её особенностях;- Повторить правила поведения в общественном транспорте, основные сигналы светофора. Определить знаки, которые помог...

Конспект занятия по познавательному развитию «Домашние животные» для старшей группы с использованием интерактивной доски.

Цель: обогащение и закрепление знаний о домашних животных.Задачи:1) Расширять знания о домашних животных и их детенышей.2) Учиться различать животных по внешним признакам.3) Воспитывать доброе отношен...

Конспект занятия по познавательному развитию "Национальный русский костюм"

Конспект занятия по познавательному развитию "Национальный русский костюм"...