Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект направлен на достижение следующих результатов:

 

1 .Повысится познавательный интерес  к  исследовательской  деятельности.

2.Сформируются  знания детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах.

3.Дети смогут  устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

4..Дети будут бережно  относиться  к воде.

 5.Обогатится .предметно-пространственная среда (играми, пособиями, моделями, наглядным материалом) по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudo-voda.docx986.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ                      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Тема: «Чудо-вода»

C:\Users\ARIY\Desktop\фото с телефона\20160310_155735.jpg

Выполнила: Большакова Ольга Валерьевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ №32 «Комбинированного вида»

г. Кстово

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………..3

2.Актуальность проекта………………………………………………………4-6

  • Вид проекта
  • Причины
  • Цель проекта
  • Задачи проекта
  • Продолжительность проекта
  • Участники проекта

3.Взаимодействие с социумом …………………………………………….     7

4.План реализации  проекта (этапы) ……………………………………….    8

5.Интеграция образовательных областей ……………………………………9

6. Перспективное  планирование……………………………………………10-13

7. Работа с родителями…(взаимодействие)…………………………………  14

8.Основные формы реализации проекта……………………………………15-17

9Ожидаемый результат .Продукт проекта. Оборудование ……………….. .18

10.Диагностика,,,,,,…………………………………………………………….19

11.Список литературы………………………………………………………..…20

12.Приложения…………………………………………………………………..21

Возрастная группа: ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Вид проекта: информационно-исследовательский

1.Постановка проблемы:

Недостаточно знаний о свойствах воды.

2.Причины:

Не сформированы познавательные интересы.

Не развито логическое мышление ,воображение, фантазия.       

Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда.

3.Цель проекта:

Систематизировать знания о свойствах воды.

4.Задачи проекта

Для детей

- Формировать  представления детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах.

-Устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

-Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать.  .

-Воспитывать бережное отношение к воде.

 Для педагога

- : Создавать развивающую предметно-пространственную среду (игры, пособия, модели, наглядный материал…) по данному направлению.

- Обобщить результаты своей деятельности

Для родителей:

-  Формировать знания об организации детского экспериментирования в домашних условиях..

- Способствовать приобретению практических знаний и навыков в исследовательской деятельности

Продолжительность проекта: .краткосрочный (3мес.)

Участники проекта: воспитатели ,дети подготовительной группы, родители,

Форма проведения итогового мероприятия: Открытое занятие «Чудо-вода»

Взаимодействие с социумом.

1. Взаимодействие с медицинским учреждением.

Пригласили врача в детское учреждение. Врач провела беседу по теме «Значение воды в жизни человека

  2.Взаимодействие со школой .              

    Провели экскурсию в школу №3. Учитель показала лабораторию и рассказала ,как школьники занимаются исследованиями, проводят опыты на уроках химии.

3.Взаимодействие с центром народной культуры «Берегиня»

   Посетили изостудию.        

План реализации проекта

1 этап - подготовительный

Анализ литературных источников

Определение группы участников проекта (дети коррекционной группы, воспитатели, родители,).

Определение цели и задач

Входная диагностика знаний по теме.

2этап - деятельный

 Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование природные материалы)

 Создание картотеки опытов, символов ,обозначающие свойства воды.

 Рассматривание иллюстраций, слайд по теме «Вода в природе»

 Чтение стихов ,рассказов ,пословиц. поговорок, загадок.

Дидактические игры: : «Найди пару», «Разрезные картинки», «Звук ,свет, вода»,

«Подбери картинки к временам года»

 Наблюдения за явлениями в природе ,связанными с водой.

     Опыты

3этап - завершающий.

Открытое занятие по теме «Чудо-вода»

 Презентация по теме «Вода»

Выходная диагностика

                 

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН ПОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

на 2015-2016год

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Сентябрь

Проведение начальной

диагностики .

        

Знакомство детей с        лабораторией.

Выявить знания у детей по усвоению программного материала по данному разделу.

Уточнить представление о назначении детской лаборатории.

Познакомить детей с  микроскопом, лупой, приборами для опытов -,. . Познакомить с правилами  пользования приборами- помощниками.

Микроскоп, лупа, увеличитель-

ные  стекла, весы.

Баночки различной емкости,

природный материал, губки,

проволока, кусочки ткани,

схемы……

Октябрь

Мир бумаги

 

Мир ткани

        

Упражнять в умении узнавать предметы сделанные из бумаги.  Узнавать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная), сравнить их качественные характеристики и свойства мнется, рвется, режется. горит). Понять, что свойства материала обуславливают способ его использования.

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий. Воспитывать желание проводить опыты, соблюдая правила безопасности.

Различные виды бумаги,

бумажные поделки, ножницы,

стакан с водой, свеча,

поднос.

        

Альбом «Ткани», .лоскутки

ткани. кукла с набором сезонной

одежды, вода.

Ноябрь

Воздух

Почему, кажется, что звезды движутся по кругу

.

Дать представления о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими ,он находится вокруг нас  ,воздух можно почувствовать. Расширять представления о свойствах воздуха (невидим, не имеет запаха, имеет вес.) Познакомить детей с причиной возникновения ветра.

Установить, движутся ли звезды  по кругу?

Весы, шарики ,нитки.,свеча.

Глобус, ножницы, линейка,

клейкая лента, мелки, бумага

черного цвета.

Декабрь

Как устроены перья у птиц?

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, лупа,.

молния, волос, свеча, пинцет.

.

Январь

 

Превращение воды

  .

Как работает термометр?

Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в природе от сезона. Познакомить со способом очистки воды.

  

.

Познакомить детей с работой термометра.

Тазики со снегом и льдом.

Различные прозрачные емкости,

фильтр.

Уличный термометр

или термометр для ванной.

кубик льда, чашка.

Февраль

Свойства снега

Свойства льда

Чудо-вода

Закрепить знания о свойствах снега (белый ,пушистый ,холодный, тает в тепле, в зависимости от температуры воздуха.

В  морозную  погоду  (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Познакомить со свойствами льда. Устанавливать простейшие закономерности.

.

 

Познакомить детей со свойствами воды  (не имеет формы, не имеет запаха, вкуса

и цвета)

Прозрачные сосуды с снегом .

тарелочки

Прозрачные сосуды со льдом.

тарелочки.

Глобус, стаканчики пустые,

стаканчики с водой ,стаканчик

с молоком, трубочки, схемы,

тарелочки, салфетки

Март

Уши у человека

       

Магнит

     

   

  Металл

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Подвести детей к пониманию того, что магнит притягивает металлические предметы. Дать детям представление о полюсах магнита.

Закрепить знания детей о свойствах металла (твердый, тяжелый, холодный, блестит).Подвести детей к пониманию того, что не все металлы обладают свойствами намагничиваться.

Картинки с контурным рисунком

  головы человека, на которых

есть ошибки в изображении

ушей (одно, три  уха, уши житных

 и  т.д.), схема строения уха

человека.

Пластмассовая емкость с мелкими

предметами  (из бумаги, ткани, пласт

массы, резины, меди, алюминия),

магнит.

Весы, различные предметы

из металлов,магнит.

Апрель

Май

Источник тепла и света

     

 

Космос (далеко-близко)

Растение- живой организм

Жизнь растений

Дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Познакомить с понятием «световая энергия» Определить ,какие предметы нагреваются лучше, как образуется тень.

Познакомить детей ,как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

.

Опытным способом выяснить ,что раньше

появляется из семян. Уточнить представление о строении боба. Определить алгоритм деятельности пи посадке растения.

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Установить ,как растение ищет свет. Выявить потребность растения в воздухе, воде, свете

Зеркало, различные предметы

(светлого и темного цвета)

Два термометра, настольная лам

па, длинная линейка (метр)

модель Солнечной системы.

Схема строения растения,

алгоритм посадки растения,

семяна, земля, вода.

Цветы, рассада.

Работа с родителями

         

1.Консультация  для родителей «Организация детского экспериментирования

в домашних условиях».

2. .Проведение родительского собрания  с показом открытого    

занятия «Чудо-вода» (с использованием ИКТ)

3.Проведение конкурса  рисунков на тему «Вода в природе»

4.Экскурсия в школу №3 в сопровождении  родителей.        

5.Детский проект по теме «Я- исследователь»

6.Просмотр научных фильмов на   мультимедийной  технике .

7.Помощь родителей в дополнение  материала (бросового ,природного…) к  центру «Экспериментирования»

Основные формы реализации проекта

1Беседы с детьми на заданную тему.

2.Наблюдения в природе

3.Проведение дидактических и подвижных игр.

4.Консультация для  родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

5Создание картотеки опытов, символов ,обозначающих свойства воды.

6Оборудование уголка по экспериментальной деятельности.

7Проведение занятия: «Путешествие капельки воды»

8  Опыты с водой

9.Проведение познавательно-исследовательского занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Чудо-вода»;

10..Проведение конкурса рисунков на тему «Вода в природе»

11..Просмотр презентации «Вода» (с использованием ИКТ)

Декабрь

1 неделя.  Уточнить представление детей о функциях и свойствах воды (диагностика на начало проекта). Оценить уровень знаний детей о воде.

2неделя. Провести консультацию с родителями на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском саду».

3 неделя. Познакомить  детей с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддерживать и развивать интерес у ребенка к исследованиям, опытам.

4неделя Провести беседу о том, что вода необходима для животных, растений, птиц, рыб и людей, без воды нельзя жить. Дала детям понять, что вода – это источник жизни и все живое на земле нуждается в воде. Показать  презентацию «Вода» (использование ИКТ)

ЯНВАРЬ

1 неделя. Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под действием тепла – вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.

Опыт ( вода-лед– вода).

2 неделя. Познакомить  детей со свойствами воды – испарение. А также с тем, что дерево и пенопласт не тонут в воде.

Игра «Пускаем кораблики».

3 неделя.  Провести эксперимент превращения снега ,льда в воду. Определить ,что тает  быстрее снег или лед....

Опыт «Как дерево пьет воду?»

4 неделя. Провести эксперимент «окрашивание воды». Познакомить детей с таким свойством воды ,как окрашивание.На прогулке украсить постройки цветными льдинками.

Опыт «Цветные льдинки»

Февраль

1 неделя. .Провести консультацию для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Предложить родителям с детьми провести опыты  п создать исследовательскую работу.

2неделя. ». Познакомить с таким свойством воды, как вкус, т.е. добавляем сахар, соль, лимон. Сама по себе вода безвкусная.

Опыт»Вкус воды

3 неделя Провести беседу на тему: «Здоровья человека зависит от чистой воды» - рассказать кто или что очищает воздух .

Опыт «Очистка воды»

4неделя  Провести итоговое  познавательно- исследовательское  занятие «Чудо-вода»

Ожидаемый результат:

1 .Повысится познавательный интерес  к  исследовательской  деятельности.

2.Сформируются  знания детей о значении воды в нашей жизни и ее свойствах.

3.Дети смогут  устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

4..Дети будут бережно  относиться  к воде.

 5.Обогатится .предметно-пространственная среда (играми, пособиями, моделями, наглядным материалом…) по данному направлению.

 Продукты проекта:

-Фотоматериалы

-Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности на год.

     -Картотека опытов и экспериментов,

    - Конспект занятия «Чудо-вода »

-Презентация «Вода»

  Оборудование:    

-Наглядный материал:

-Символы ,обозначающие свойства воды

-Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Звук ,свет,

вода», «Подбери картинки к временам года»

--Макет дерева

.-

Диагностика

Провела диагностику, используя  методику   «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности  детского экспериментирования.
В первую группу вошло 2 детей, что составляет – 14 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко  второй  группе относятся  10 детей -  это 66 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств.  Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе 3 детей – это  20 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с  подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью:
1.  Познавательный интерес неустойчивый;
2.  Не всегда дети видят проблему;
3.  Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;

Список используемой литературы:

        

  1. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /2 Сост..Н.В.Нищева . – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.             (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  2. Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск /1 Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.             (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  3. ВОСПИТАТЕЛЬ Дошкольного Образовательного Учреждения. Практический журнал № 7 / 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познавательно-исследовательскому развитию) На тему: «Чудесница вода» для детей 2 младшая группа.

Цель: формирование знаний о различных свойствах   воды (вкус, цвет, текучесть, вес);развитие  речи (активизация словаря, закрепление прилагательных, работа над предложениями), мышления, ...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Проект познавательный, исследовательский «Волшебница - водичка» 1 младшая группа

Цель: Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование с водой, вовлечение родителей в образовательную деятельность....

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...