Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Забазнова Татьяна Андреевна

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД на тему "Времена года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Лучик»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему «Времена года»

Цель:  Систематизировать знания детей о временах года, о явлениях природы.  

Задачи:

Речевое развитие
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь,  совершенствовать речевой слух.

- побуждать детей к самостоятельности и полноте ответов и суждений, продолжать учить грамотно строить предложения

Социально-коммуникативное развитие

- продолжать осваивать формы речевого этикета, учить детей вести диалог со сверстниками и взрослыми

- формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативу, любознательность.

- развивать у детей память, внимание, воображение

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

Познавательное развитие

-формировать представления о временах года в разных частях света, расширять кругозор детей.

Предварительная работа: Заучивание стихов, загадок о временах года, чтение художественных произведений о временах года, дидактические игры «Какое время года», «найди лишнее», беседы о признаках времен года, подбор методического материала, составление презентации «Времена года», изготовление мнемотаблицы.

Оборудование: мультимедийная  система (проектор, ноутбук), музыкальный центр, аудиозапись А.Вивальди «Времена года», бумага, акварельные краски, мячик, запись звуков природы, макет солнца, предметы для игры.

В ходе НОД применяются следующие технологии:

  • Игровые технологии
  • ИКТ
  • ТРИЗ
  • Мнемотехника
  • Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка,  релаксационный комплекс с элементами психогимнастики),
  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Методы и приемы, используемые при работе с детьми:

  • Методы (словесный, наглядный, игровой, практический)
  • Использование сюрпризного момента
  • Выполнение творческого задания
  • Использование ИКТ
  • Дидактическая игра
  • Художественное слово

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Физическое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности:

  • Познавательная
  • Двигательная
  • Игровая
  • Музыкальная
  • Художественно-эстетическая
  • Коммуникативная

Ход НОД:

Этап, цель

Содержание

Примечание

1.Организационный момент

Цель – создание эмоционально-положительного настроя в группе

2. Сюрпризный момент 

Цель – активизировать внимание детей.

3. Основной этап

3.1.Д/и «Назови, какая зима»

Креативность мышления

(далее по аналогии- весна, лето, осень)

3.2.Здоровьесберегающая технология

Психогимнастика. 

Релаксационный комплекс «Цветок»

Цель: Снятие психомышечного напряжения, активизация воображения и образного представления  

3.3. Мнемотехника

Разучивание четверостишия по мнемотаблице

Цель: развитие памяти, внимания, воображения. Развитие связной речи, обогащение словарного запаса.

3.4.Дидактическая игра «Найди нужный предмет»

Цель: классификация предметов по общему признаку

3.5.ТРИЗ  

«Что лучше – лето или зима?

Цель - учить детей размышлять, развивать гибкость ума.

3.6.Здоровьесберегающая технология. Физкультминутка

Игра-пантомима

«Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Цель: развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию

3.7.ИКТ  Презентация Времена года

3.8. Продуктивная деятельность

 «Нарисуй то время года, которое ты любишь больше всего»  

4. Заключительный этап

Рефлексия

                               

Дети входят в группу и здороваются с гостями:


Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» - Солнцу и птицам.

«Доброе утро!» - Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро продлится до вечера.

Дети занимают свои места (на стульчиках, стоящих полукругом)

Воспитатель: Ребята, всем вам я тоже желаю, чтобы ваш день сегодня был интересным, радостным и добрым.

Во время занятия обращаем внимание на осанку детей, напоминаем им, что спинки нужно держать ровно.

В диалоге с детьми обращаем внимание на то, чтобы дети старались давать полные ответы.

Задаем детям наводящие вопросы, побуждая детей фантазировать:

Какой, по твоему мнению, может быть запах у зимы? Как ты думаешь, какой цвет больше всего подходит для зимы? А по характеру зима какая? и т.д. (далее так же по каждому времени года)

Даем возможность высказаться каждому ребенку, подводим их к мысли, что все дети тоже, как цветы – красивые, радостные, добрые, и тоже горжусь ими.

Обращаем внимание детей на то, что нужно стараться говорить полными предложениями

Презентация в приложении 1 на диске

Зачитываем детям стихотворение, вместе с ними разбираем значение символов, и по символам разучиваем текст  стихотворения.

В течение дня в режимных моментах рекомендуется повторить с детьми стихотворение для закрепления материала.

Предметы для игры:

Зима- варежки, шарф, коньки, лыжные палки. Весна – бумажный кораблик, ветровка, макет скворечника, веточка вербы Лето- панама, ролики, сачок, надувной круг. Осень –резиновые сапоги, зонт, корзина, грибы.

Подводим детей к умозаключению о том, что каждое время года по-своему замечательно и неповторимо.

Воспитатель читает, дети имитируют движения.

Дети просматривают слайды (презентация в приложении 2 на диске). По окончании презентации спрашиваем у детей, что больше всего понравилось, запомнилось.

Во время продуктивной деятельности включаем аудиозапись произведения А.Вивальди «Времена года».

Возможен  перенос продуктивной деятельности на ближайшее занятие по рисованию.

Слышен стук в дверь, воспитатель заносит в зал игрушку- жирафа.

Воспитатель: Дети, посмотрите кто пришел к нам в гости. (Ответы детей).

Верно, это жираф. А кто мне подскажет, на каком материке живут эти животные? (Ответы детей) Давайте послушаем, что говорит нам жираф.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Том. Я пришел к вам  из далекой Африки. В Африке в любое время года жарко, всегда светит солнце. Я никогда не видел зимы, весны, осени. Но мне очень интересно узнать, что это такое, какие они, времена года. Расскажите мне, пожалуйста, о вашей зиме, о весне, о лете и об осени

Воспитатель: Ну что, ребята, расскажем жирафу о временах года, чем они отличаются друг от друга? (ответы детей) А в конце занятия вы нарисуете на выбор свое любимое время года.

Воспитатель: Давайте послушаем загадку, которую приготовил Сережа. А вы слушайте внимательно, не перебивайте!

Сережа Т.: Кто поляны белит белым и на стенах пишет мелом, шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?(ответы детей) (зима)

Воспитатель: Конечно, ребята, речь в этой загадке идет о зиме. А вам нравится зима? Давайте сейчас, перекидывая друг другу мяч, назовем, какая у нас в России зима            (ответы детей ) ( холодная, снежная, морозная, злая, белая, новогодняя, лютая, красивая и т д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, очень интересно описываете зиму. А теперь послушаем загадку от Арины.

Арина Р.: Она приходит с ласкою, журчаньем вод и сказкою: волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцветет. (ответы детей) (весна)

Воспитатель: А теперь с помощью мячика, перекидывая его друг другу, мы с вами, ребята, поговорим о том, какая у нас весна, какой у нее цвет, запах, характер (ответы детей) (теплая, долгожданная, нежная, зеленая, капризная и т.д.)

Воспитатель: Отлично! Следующую загадку загадает нам Никита.

Никита С. Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться
(ответы детей) (лето)

Воспитатель: А теперь расскажите мне, ребята, о том, какое у нас лето (ответы детей) (красочное, яркое, теплое, жаркое, солнечное, разноцветное, любимое и т.д.)

Воспитатель: Мне очень понравилось то, как вы рассказываете о лете, наверное, очень соскучились по теплу, по солнышку… Ребята, у нас осталась еще одна загадка, её приготовила Влада, послушайте внимательно.

Влада К. Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму
 …(ответы детей) (осень)

Воспитатель: Да, ребята, речь в этой загадке идет об осени. Давайте еще раз возьмем мячик и поговорим об этом времени года, о том, какая у нас осень…(ответы детей) (золотая, красивая, дождливая, сырая, изменчивая, желтая, красная, грустная и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо поработали, теперь давайте подвигаемся, поиграем в игру. Сейчас мы с вами  представим, что мы – маленькое семечко, и попробуем почувствовать, как живется ему в разные времена года. Итак, выберите место на ковре, которое вам нравится, можете сесть, можете прилечь. А теперь послушаете музыку и мой голос.

Дети располагаются свободно на ковре. В сопровождении спокойной музыки воспитатель читает текст, а дети выполняют соответствующие движения:

«Холодной зимой в лесу под сугробом спряталось маленькое семечко. Оно укрылось снегом, чтобы не погибнуть от холода. (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову)

Солнышко стало пригревать сильнее, снег стал рыхлым и постепенно растаял. Наступила весна. Наше семечко стало медленно прорастать,  пробиваться сквозь землю, потихоньку, осторожно. И вот на поверхность земли пробился маленький зеленый росточек.(дети медленно приподнимаются и встают)  Он был совсем еще нежный, хрупкий, но ему так хотелось погреться на солнышке, что он тянулся все выше и выше (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки) Чем теплее и ярче грело солнышко, тем крепче  становился стебелек,  тем больше набирал силу бутон на макушке стебля. (дети опускаются на ступни делают над головой «купол», бутон).

Наступило лето. Лепестки бутона начали раскрываться, и вот перед нами возник  букет прекрасных цветов  (дети раскрывают руки). Здесь были и красные цветы, и желтые, и оранжевые. Бабочки, жуки, птицы, пролетая мимо, любовались цветами и вдыхали их прекрасный аромат. Цветок очень радовался, гордился своей красотой и щедро делился со всеми своим нектаром (дети улыбаются, показывают себя друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

Но вот ветерок подул сильнее, набежали тучки… Наступила осень. Цветок стал раскачиваться на ветру в разные стороны (дети раскачиваются). Корни нашего цветочка крепко сидели в земле, но лепестки, такие нежные, хрупкие полетели по ветру в разные концы света (дети плавно под музыку двигаются по залу). И все, кто видел, как летят эти красивые лепестки, вспоминали о лете, о красоте и о солнце.»

Воспитатель: А теперь мои цветочки пусть снова превратятся в ребятишек, присядут на ковер и расскажут, что им понравилось больше всего в этой игре, что было трудно выполнить.

(ответы детей) Далее дети садятся в полукруг на свои стульчики

Воспитатель: Смена времен года – это удивительное явление. Каждое время года неповторимо, уникально. Многие композиторы, поэты, художники воспевали в своих произведениях времена года. Мы с вами, ребята, знакомились с ними и вам еще предстоит многое увидеть, услышать, прочесть. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение В.Орлова «Кто в чем». А затем, при помощи картинок-символов мы его постараемся разучить. Мы с вами уже выполняли такие задания, думаю, вы обязательно справитесь.

Кто в чем.

Блещут лужи на тропинках – осень топает в ботинках.

Туча дождик унесла – ходит в туфельках весна.

Лето ходит босиком или в босоножках,

А зима, скрипя снежком, в тепленьких сапожках.

Воспитатель: Молодцы, ребята

А теперь посмотрите на этот стол. Вещи, предметы разбросаны на нем в беспорядке. Я предлагаю вам навести порядок. Эти предметы и вещи вы будете раскладывать на четыре группы.  Может быть кто-то уже догадался, что за группы это будут? (ответы детей) Правильно, вы очень сообразительные. То, что относится к зиме мы будем складывать около плаката, на котором нарисована зима, весну- к весне и так далее. Каждый ребенок будет по очереди подходить к столу, брать один из предметов и  относить его в нужную группу. Ну что, всем понятно задание? Тогда начинаем!

Воспитатель: Хорошо, вы очень быстро справились с заданием. Давайте проверим, все ли правильно мы сделали.

Воспитатель: Молодцы! А теперь  я предлагаю нам немного подумать и порассуждать, что лучше, зима или весна и почему. Только помните, что мы с вами стараемся говорить красиво, полными предложениями.

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы ребята. А ну-ка, напомните мне, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Стараемся говорить  только полными ответами! (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, сейчас у нас уже поздняя весна. В выходные дни многие из вас с мамами, папами наверняка бывают на даче, помогают убирать огород, готовить землю к посадкам. А давайте сейчас поиграем в игру, она называется «Был у зайца огород». Я буду рассказывать вам стихотворение, а вы мне показывать, что делает зайка на своем огороде в разное время года. Вы можете встать, подвигаться, попрыгать. Итак, мы начинаем.

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки.

Там играл зимой в снежки,

Ну а летом — в прятки.

А весною в огород

Зайка с радостью идет.

Но сначала всё вскопает,

А потом всё разровняет,

Семена посеет ловко

И пойдет сажать морковку.

Ямка — семя, ямка — семя,

И глядишь, на грядке вновь

Вырастут горох, морковь.

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет.

И как раз — здесь закончился рассказ!

Воспитатель: А теперь, ребята, можете присесть на ковер. Посмотрите, пожалуйста,  на экран. Сейчас вы увидите презентацию о временах года. Мы с вами посмотрим, как рисовали разные времена года знаменитые русские художники. Итак, внимание на экран.

Воспитатель: А теперь, ребята, я предлагаю вам подойти к столам, и  нарисовать свою картину. Вы можете нарисовать зиму, весну, лето, осень – то время года, которое вы любите больше всего.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо позанимались, я вами всеми очень довольна. И нашему гостю жирафу тоже все очень понравилось, он понял, насколько разные у нас в России времена года, насколько они красивые и замечательные .Наш гость прощается с нами,  благодарит вас за интересные рассказы и красивые рисунки. А вам, ребята, понравилось наше занятие? (ответы детей).  Спасибо вам большое, всего самого доброго.

Список литературы:

  1. Н.В.Алешина  «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».
  2. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
  3. Н.Е .Алябьева  «Занятия по психогимнастике с дошкольниками»
  4. Использованы фотоматериалы из открытых источников Интернет.

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом РФ, который определяет требования к обучению и воспитанию детей дошкольников.   Для решения поставленных задач работаю по примерной  общеобразовательной  программе  воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой,  М.А Васильевой (2011), программе ДОУ, рабочей программе, дополнительно использую инновационные методы,  учитываю индивидуальные и возрастные особенности детей, их уровень достижений.

  Цель НОД: Систематизировать знания детей о временах года, о явлениях природы. НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.  На каждый момент НОД были подобраны наглядные пособия (мячи, плакаты, мультимедийная презентация, таблицы), которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. Организационный момент  («Доброе утро!») был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми. Сюрпризный момент активизировал  внимание детей, вызвал интерес к происходящему. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер. Были использованы здоровьесберегающие технологии (психогимнастика, физкультминутка), инновационные методы (ИКТ, ТРИЗ, мнемотехнология).  Физкультминутка (игра – пантомима) соответствовала теме самообразования – развитие творческих способностей путем организации театрализованной деятельности). Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции, очень эффективно откликались на новые методы и формы работы. Основная  часть детей работала очень активно, из 20 воспитанников трое  были  менее активны (индивидуальные особенности), с ними тема занятия проработана дополнительно. В ходе НОД использовала личностно-ориентированный подход к детям, старалась создать ситуацию успешности для каждого ребенка.

         Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам СаНПиН для детей данного возраста – 25 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, предусматривает быструю смену деятельности. Беседа - сидя  на стульчиках в полукруг, перемещение по комнате – психогимнастика, физкультминутка, просмотр презентации – сидя или лежа на ковре,  рисование – сидя  или стоя за столом (по желанию). Многообразие  приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

   По факту проведения НОД можно сказать, что поставленная цель решена. Достигнутый результат  соответствует цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ»

Объяснить значение памятников боевой славы, увековечивших трагические и героические события нашего прошлого, сформировать соответствующее отношение к ним....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГА".

Конспект непосредственной образовательной   деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме:"ЭТА ЧУДЕСНАЯ БУМАГ...

Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии».

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ. Конспект по Непосредственно Образовательной Деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме «Профессии»....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему: "Путешествие в прошлое куклы"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование целостной картины мира в старшей группе по теме «Бал комнатных растений»

Цель: Развитие познавательного интереса у детей к природе и желания активно изучать природный мир комнатных растений....