Использование дидактических игр в развитии детей раннего возраста
консультация по окружающему миру (младшая группа) на тему

Чернякович Жанна Валерьевна

В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igra_1.docx19.47 КБ
Файл didakticheskaya_igra_1.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:

 

«Дидактическая игра как средство развития детей  раннего возраста»

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания детей. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Существует определенная классификация игр детей дошкольного возраста:

- самодеятельные: игры-экспериментирования, сюжетные,

- игры с правилами: обучающие (дидактические, подвижные), досуговые,

- народные: обрядовые, тренинговые, досуговые

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. В работе с детьми раннего возраста дидактическая игра является наиболее подходящей формой обогащения чувственного опыта малышей.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

Дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей:

 «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Речевое развитие»

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях)

Все это является неотъемлемой часть сенсорного развития малышей и основой умственного развития. Сегодня я хочу более подробно остановиться теме сенсорного развития детей раннего возраста и использования дидактических игр.

Виды дидактических игр

  • для развития мелкой моторики и речи
  • восприятия формы и величины
  • для формирования цветового восприятия
  • для  слухового развития
  • для  развития тактильных ощущений и обоняния
  • для  художественно – творческого развития
  • для  элементарного экспериментирования
  • для  развития интеллектуальных и конструктивных способностей

Опираясь на положительный опыт работы педагогов нашего детского сада и свой личный я использую дидактические игры  в совместной деятельности с детьми, и в индивидуальной работе. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, что является основой воспитания детей раннего возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда группы насыщена игровыми пособиями, способствующими развитию сенсорных эталонов малышей, это: пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, шнуровки, наборы разноцветных геометрических фигур, сенсорные коврики.

С помощью дидактических игр знакомлю детей с цветом, формой, величиной. Для этого предлагаю игры: «Лото- цвета», «Подбери чашки к блюдцам по цвету», «Что бывает такого цвета? », «Цветные кубики», «Геометрическая мозаика», «Вкладыши», «Найди такой же» и др. Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка».  Я стараюсь постоянно разнообразить дидактический материал Использую игры-самоделки: « Подбери пару», « Разноцветные странички» , «Сосчитаем дырки в сыре» . « Разноцветные колпачки», « Город цветных человечков»  «Воздушные шары», «Подарим куклам бусы», «Нарядим солнышко», «Дождик для тучки», и др., с помощью которых развивается не только сенсорное восприятие, но и память, внимание, мышление, речь.

Для развития  различных анализаторов : слуховых, тактильных, также использую дидактические игры. Вначале обращаю внимание детей при рассматривании предметов на  меру  тяжести, на качество поверхности, температуру, запахи, предлагаю потрогать и сравнить  материал  из которого изготовлены игрушки.

           Для определения и сравнения предметов на вес использую игру « Легкий –тяжелый», для развития тактильных ощущений  «Определи на ощупь».  Но здесь возникли определенные трудности. Так в игре « Легкий- тяжелый» дети не могли сконцентрироваться на своих ощущениях, любопытство одолевало их, им непременно хотелось развязать ленточки и заглянут в мешочки- что же лежит внутри. И когда мы вместе посмотрели, что же в них находится, малыши потрогали  камушки, желуди , вату, металлические шайбы, и тогда ,опять убрав по своим мешочкам эти  

 А игра « Определи на ощупь» вызвала такие интересные ассоциации у детей –я была приятно удивлена: раздала детям карточки с наклеенными на них различными по фактуре кусочками ткани, попросила потрогать их, приложить к щеке и высказать свои ощущения, а ответы детей: « у меня зайчик», « а у меня кошечка», « у меня –ежик». Такие ответы детей вызвали большое количество эмоций - дети смеялись, пробовали и сравнивали, не верили и утверждались в правоте других.

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", «Бабочки», «Игры с опавшими листьями», "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку), "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) в таких играх привлекаю внимание ребёнка к окружающим предметам, учу называть их.      

Подводя итог, можно сказать, что проведенная работа благотворно отразилась на знаниях и умениях малышей. Анализ деятельности по сенсорному воспитанию показал, что дети успешно овладели знаниями и умениями программы сенсорного развития. Совершенствование сенсорного опыта включает большое количество взаимосвязанных задач. И эти задачи были выполнены на высоком уровне. В результате  дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, начала формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста»

Слайд 2

Классификация игр детей дошкольного возраста

Слайд 3

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей

Слайд 4

Дидактическая игра используется при решении задач образовательных областей: «Познавательное развитие », «Социально-коммуникативное развитие », « Художественно-эстетическое развитие », « Речевое развитие »

Слайд 5

ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на формирование …первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.):

Слайд 6

6 Умственное развитие Сенсорное развитие

Слайд 7

Виды дидактических игр -для развития мелкой моторики и речи -восприятия формы и величины -для формирования цветового восприятия -для слухового развития -для развития тактильных ощущений и обоняния -для художественно – творческого развития -для элементарного экспериментирования -для развития интеллектуальных и конструктивных способностей

Слайд 8

Игры для формирования сенсорных эталонов

Слайд 10

Игры на восприятие цвета

Слайд 11

Игры на восприятие формы

Слайд 12

Игры на восприятие величины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования «пальчиковых» игр в развитии детей раннего возраста в детском саду и семье.

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I Психолого-педагогические особенности игровой деятельности ребенка – дошкольника………………..…………….. 1.1 Генетические корни игры…………..……………………………… 1.2 Игра – ведущий вид де...

«Использование игр-драматизаций в развитии детей раннего возраста»

Игра драматизация – особый вид деятельности детей дошкольного возраста.Игра—драматизация основана на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем проводить игру – драматизацию, дети должны понят...

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста

Значение дидактических игр в развитие детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»...

19.12.23 Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста

Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста...

Статья Использование дидактических игр в деятельности детей раннего возраста.

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных дейст...