Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

конспект нод по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе "Маленькие фокусники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Конспект

   Непосредственной  образовательной деятельности

        по опытно-экспериментальной деятельности

                        в младшей группе

         «Маленькие фокусники»

                 

                                                                    г. Саратов

                                                                    МДОУ «Детский сад №189»

                                                                    Воспитатель: Сафонова

                                                                    Наталья Владимировна

Задачи: познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах). Рассказать о значении  воды для всего живого. Развивать мышление, речь, познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать; навыки проведения первых опытов. Воспитывать бережное отношение к воде.

Ход:

Дети находят в группе волшебный сундучок, в котором находится приглашение в страну фокусов.

«Дорогие дети, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой.  Желаю удачи».  Фокусник

Воспитатель: Ребята, а кто такой фокусник?  (ответы детей)  А вы умеете показывать фокусы?  А хотите научиться? Тогда принимаем приглашение фокусника и отправляемся в  волшебную страну. Но чтобы попасть с эту страну нужно произнести волшебные слова:

Топ, топ, хлоп, хлоп

Вокруг себя повернись,

В стране фокусов окажись!

Дети произносят слова и «попадают» в страну фокусов.

Детей встречает Фокусник.

Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы приняли мое приглашение. В моей стране вы узнаете и увидите много интересного. Вы будете моими учениками-помощниками. И сейчас я предлагаю посмотреть фокус и отгадать его секрет.

Фокусник предлагает детям рассмотреть колбу  с водой. Дети, как вы думаете, что в колбе? (ответы детей)

Правильно, вода.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у нас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: без нее вам не прожить!

Ребята, а  вы хотите  научиться  фокусам с водой?

(ответы детей)

Тогда возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим ложку в стакан, и если ложку будет видно, то вода прозрачная (дети выполняют задание и отвечают).

Правильно, ложку видно, значит вода какая? (прозрачная)

А сейчас мы с вами научимся первому фокусу. Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, смотрим, что происходит. Какого цвета стала вода? (например, синего). Правильно, вода в стаканчике  синего цвета. А теперь вы мне покажите фокус. Какого цвета вода получилась у вас? (Вода в стаканчике синего цвета).

 Ребята, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Вывод: ложку не видно, вода не прозрачная.

Воспитатель: Нравится вам показывать фокусы? Тогда переходим к следующему столу и посмотрим, что же там для нас приготовил Фокусник.

Фокус «Разноцветная вода».

Для проведения фокуса необходимо взять банки с закручивающимися крышками. В банки заранее наливается вода. Фокусник показывает детям, что вода обыкновенная, прозрачная, накрывает платком, затем говорит волшебные слова:

«Была водичка простой, стань водичка цветной».

Дети встряхивают воду в банке, вода окрашивается в нужный цвет.

(Секрет  фокуса: внутренняя сторона крышек покрыта любой акварельной краской).

 Воспитатель: А сейчас мы с вами отдохнем.

Физминутка «Льется чистая водица».

Льется чистая водица, мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем, крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши, после вытремся посуше.

Голову чуть-чуть налево, голову чуть-чуть направо.

Голову опустим  вниз  и тихонечко садись.

(слова сопровождаются движениями)

Воспитатель: А сейчас мы с вами продолжим учиться показывать фокусы.

Фокус «Сладкая вода»

Ребята, а как вы думаете, какая вода на вкус? Давайте попробуем (ответ детей: вода безвкусная). А что произойдет с водой, если в нее добавлю сахар? Добавляем сахар, размешиваем. Давайте попробуем, какая вода стала на вкус (ответ детей: сладкая)

Фокус «Чем пахнет вода?»

Ребята, чем пахнет вода? Вода не имеет запаха, она ничем не пахнет. А если мы в воду добавим клубничного варенья. Как вы думаете, что произойдет? Давайте понюхаем воду и узнаем, чем же сейчас она пахнет (клубничным вареньем).

Воспитатель: Вам понравилось быть маленькими фокусниками? Но  надо возвращаться в детский сад.

Фокусник приглашает детей еще раз посетить страну фокусов и говорит, что приготовил для детей сюрприз.

Сюрпризный момент с мыльными пузырями.

Воспитатель и дети благодарят фокусника, прощаются с ним.

Воспитатель:  Давайте произнесем волшебные слова, для того чтобы оказаться в детском саду.

Топ, топ, хлоп, хлоп

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

Вот мы и опять  в нашей группе. Следующий раз мы опять посетим волшебную страну, и научимся показывать другие фокусы.



Предварительный просмотр:

                     Конспект

    образовательной деятельности

 по гражданско-патриотическому

                 воспитанию

          детей старшей группы

                  «Почемучки»

 «Русская изба. Чайные посиделки».

                                                     

                                                              Воспитатель: Сафонова Н.В.

                                                                                       

Задачи: приобщать детей к народному творчеству. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности через фольклорные произведения, бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

Пробудить интерес к истории и культуре России, традициям гостеприимства и чаепития на Руси.

 Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, прялка, сундук, самовар).

 Способствовать развитию познавательных интересов и любознательности через познавательно - исследовательскую деятельность детей.

Развивать компоненты устной речи и навыки речевого этикета в процессе знакомства с устным народным творчеством.

Воспитывать уважение к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины.

 Ход:

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие. Милости прошу ко мне в избу.

Горница у меня небольшая, да красивая какая!

Проходите, посмотрите, здесь много всего интересного.

(Дети рассматривают предметы быта)

Детям предлагается отгадать загадки:

1. Стоит изба из кирпича,

     То холодна, то горяча.   (Печь)

 В каждой избе была печь – печка – матушка, печка – кормилица. Она не

только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб и пироги.

                                             

 2. «Не бык, а бодает

     Не ест, а еду хватает.

     Что схватит – отдает,

     А сам в угол идет».       (Ухват)

 3. Прячет бабушка там вещи

     сапоги, кафтан, сюртук.

     Вы мне дружно все скажите

     Этот шкаф зовут ...(сундук) 

     

Раньше в деревнях шкафов не было, их заменял сундук, в нем хранили

вещи: вышивки, скатерти, салфетки.

Хозяйка. Ребята, как вы думаете, одежда людей в старину отличалась от нашей одежды?

Основной одеждой женщин была длинная сорочка (рубашка). Женские рубашки, как и мужские, украшались вышивкой. Поверх сорочки надевали сарафан. На голову девушки повязывали ленточку, а по праздникам надевали кокошники.

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Порты — это широкие штаны.

 Рубаху шили длиной. Непременной деталью был пояс, который служил не только украшением, но и, как считалось, оберегал человека от нечистой силы. Характерная особенность русской рубахи - покрой ворота. Его разрез был не посередине груди, а сбоку.

В древние времена самой распространенной обувью были лапти.

Угадайте, из чего делали лапти? (Из коры березы – бересты)

Лапти чаще всего плели мужчины.

А чем же занимались девушки, женщины?

Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу. В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. Потом из пряжи вязали носки, варежки и другие вещи.

А мы с вами знаем поговорки:

1 ребенок: «Будешь хорошо прясть – хорошо оденешься».

2 ребенок:  «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи».

Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда еще не было. Девушки пряли и пели песни.

Звучит русская народная песня «Прялица».

Русские люди всегда славились своим добродушием, гостеприимством и     любили угощать пряниками и пирогами. И я – хозяйка добрая – люблю гостей встречать, угощать напитком необыкновенным, бодрящим и ценным.

(Чаем).

В старые времена был на Руси такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались вместе на посиделках. Чтобы вечера долгие скоротать, на людей посмотреть, да себя показать. А какие же посиделки без чайку самоварного горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси всегда было доброй традицией. Без него не обходились ни одни посиделки!

1 ребенок: «Тары – бары – растабары, выпьем чай из самовара,

С сухарями, с сушками, со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными, с пирогами русскими!»

2 ребенок: «Чай с вареньем и с лимоном, с кренделями и с поклоном

Завари, и крепкий чай добрым молодцам подай!

И внакладку, и вприкуску, пейте чай, друзья, по-русски!»

Хозяйка:

 

На посиделках часто пели частушки.

(дети исполняют частушки)

«На столе у нас пирог, сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаек, «чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Не надо чая много пить, милые подружки,

А то от чая в животе заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Самовар поет, гудит, только с виду он сердит.

К потолку пускает пар наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

«Много чая я пила – самоварничала.

Всю посуду перебила – кухарничала!

Ишь ты, поди ж ты, что говоришь ты!»

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

 Хозяйка.

 А знаете ли вы, ребята, откуда взялся самовар?

Изобрели и изготовили первый самовар в Туле, более 300 лет назад. Самовары пользовались большим спросом. Вода в них быстро закипала и долго не остывала. Для растопки годились любые щепочки, палочки, шишки. Делали самовар из серебра, меди, железа и даже из фарфора. На самоварах были надписи, например: «Самовар кипит, уходить не велит». По красоте и украшениям самовара можно было судить о достатке семьи. Чем больше доход, тем богаче был украшен самовар.

Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, чаепитие, а особый ритуал, который объединяет людей за неспешным разговором.

«Мы за чаем не скучаем – разговор ведем за чаем,

Самовар на стол несем, говорим о том, о сем».

Обычно, к чаю подавались сушки, сухарики, бублики, варенье ароматное, мед, сахар.

Хозяйка.  А какой бывает чай?

Дети перечисляют: черный и зеленый, гранулированный и листовой, с листочками крупными и средними, а еще есть чай в пакетиках. И из полезных растений.

Хозяйка.  Правильно! С давних времен на Руси любили и умели вкусно заваривать травяной чай. Для этого использовали душистые, целебные травки.

«Милый друг, не позабудь: коль беда случится,

Вполне можно вкусным чаем с травами лечиться!»

Ребята, а как вы думаете, в старину, у детей, какие были игрушки?

(Ответы детей)

Игрушки были очень простые, самодельные. И изготавливались они из различных материалов: дерево, глина, трава (солома). А самая распространенная игрушка была тряпичная кукла (закрутка).  А начинали мастерить такую куклу так: свертывали в трубочку лоскут льняной ткани. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой и кукла готова. Пришивали косу из ниток, затем наряжали в самые яркие лоскутки ситца.

И сейчас мы с вами попробуем сделать заготовку для тряпичной куклы  из соломы (стригуша).

Хозяйка показывает детям, как делают заготовку.

После выполнения работы, хозяйка предлагает детям чай с угощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По опытно - экспериментальной деятельности во 2 младшей группе тема: «Водичка»

Программное содержание:                                                   ...

конспект НООД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы

в сценарии представлен материал для младших  дошкольников познавательного характера с элементами опытно-экспериментальной деятельности - знакомство со свойствами песка и камня...

Конспект по организованной опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе № 9 "Вишенка"

Конспект  по организованной образовательной опытно - экспериментальной деятельности в младшей группе № 9 «Вишенки» на тему «Волшебница вода»Цель: Расширить представление детей о свойствах во...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе "Знакомство с камнем"

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Знакомство с камнем»Образовательная область: познаниеВид деятельности: опытно- экспериментальная деятельностьВозрастная г...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Шоу Фокусников"

Программные задачи:образовательные:-упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;-расш...