НОД "Путешествие в мир удивительных камней!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Тема: « Путешествие в мир удивительных камней!»

( с интеграцией областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sdat.docx53.12 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt2.53 МБ
Файл samoanaliz.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3 «ДЮЙМОВОЧКА»

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГОРОДА ФУРМАНОВА

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

в подготовительной группе.

Тема: « Путешествие в мир удивительных камней!»

( с интеграцией областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие)

Подготовила и провела

 воспитатель: Пичугина Т.Л.

2016

Задачи:

- Образовательные:

    1) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы.

     2) Учить классифицировать камни по их отличительным признакам; Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  3) Уточнить знания о значении камней и  их использовании человеком в повседневной жизни.

- Развивающие:

1) Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств;

2) Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами камней (легкий -тяжелый, мягкий -твердый, гладкий -шероховатый, тонет -не тонет, имеет цвет и др.), развивать сенсорные ощущения

    3) Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня;

    4) Развивать диалогическую и монологическую речь;

    5) Развивать интерес к опытнической деятельности, к объектам неживой природы.

- Воспитательные:

     1) Воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли, желание познавать природу родного края;

     2) Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

     3) Воспитывать любознательность, эстетический вкус.

Ход занятия:

Воспитатель:  Дорогие, ребята! Для того, чтобы наше настроение было хорошим, давайте все возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Вот с таким приподнятым настроением мы и начнём наше удивительное путешествие. Присаживайтесь, ребята.  

(Стук в дверь).

Воспитатель: Ой, к нам кто-то пришёл.

(Заходит пират Флинт).

Флинт: Здравствуйте, дорогие дети! Я пришёл к вам в гости. Меня зовут Флинт, хоть я и пират, но совсем не злой. Правда, правда. Я очень много ходил по морям и океанам, был в разных странах. Однажды я услышал о Хозяйке Медной горы. А кто она такая, и где её найти, я не знаю. Может, вы мне сможете подсказать, как её отыскать?

Воспитатель: А зачем тебе потребовалась Хозяйка Медной горы?

Флинт: Слышал я, что у неё очень много богатств, очень много камней самоцветов. А я о них ничего не знаю. Ребята, может вы мне, сможете чем – то помочь?

Воспитатель: Как вы думаете, чем мы сможем помочь пирату Флинту? (дети говорят, как они могут помочь). 

Воспитатель: Дети, расскажите Флинту откуда вы знаете о Хозяйке Медной горы. (Дети рассказывают, что им читали Уральские сказы П.П. Бажова и кто такая Хозяйка Медной горы).

Воспитатель: Ребята, вспомните,  как называли Хозяйку Медной горы в сказе? (Дети дают ответы).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит Хозяйка Медной горы. (Включается слайд с изображением Хозяйки Медной горы)

Воспитатель: А как называются горы, которыми владела Хозяйка Медной горы? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите, вот так выглядят Уральские горы. 

( Включается слайд с изображением Уральских гор и звучит отрывок композиции из сюиты на пьесу Г. Ибсена «Пер Гюнт» (В пещере горного короля)).

Воспитатель: Урал- это целая кладовая разнообразных камней. На Урале добывают (включаются слайды) медный колчедан, золото, платину, алмазы, малахит и много других драгоценных камней и самоцветов. Ребята, а название каких камней знаете вы? (ответы детей). В нашем уголке экспериментирования тоже есть коллекция камней, все вы её видели, но посмотрите ещё раз на камни, как они выглядят. Какие они разные и каждый из них по- своему хорош. А вы знаете, как все эти камни называются? (Полезные ископаемые). А кто находит полезные ископаемые? (Геологи).

Флинт: Ой, как интересно! Можно я Вам сделаю подарок. Что бы ваша коллекция пополнилась, я вам подарю эти прекрасные камни. Эти камни образовались в море.

Воспитатель:  Ребята, предлагаю вам совершить туда путешествие. Встаньте, пожалуйста, все.

(Включается слайд с изображением моря и включается звук шума моря. Проводится физкультминутка).

Мои руки- это волны,

Ветер гонит их вперёд.

Мои руки- крылья чаек,

Небо их к себе зовёт.

Мои руки- рыбки в море,

Плавают туда- сюда.

Мои руки- крабы, крабы,

Разбежались кто куда.

Спустимся на дно морское,

Там кораллы словно ветки.

Там ракушки обитают,

Жемчуг свой оберегают.

Воспитатель: Ребята, посмотрите ещё раз на подарки, которые нам подарил Флинт. Какие они красивые. Коралл и жемчуг -это тоже камни. Кораллы бывают разных цветов, а по форме они могут напоминать различные фигуры. Жемчуг добывают на морском дне, в раковинах мидий. Ныряльщики достают жемчуг, нанизывают их на нитки и получаются очень красивые бусы. А ещё в воде образуется камень известняк. (Включается слайд с изображением известняка).  Посмотрите, как он выглядит. При обработке известняка получают известь. Ребята, может, вы знаете, для чего используют известь? (Ответы детей). А теперь попробуйте отгадать загадку.

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

(Дети дают ответ- Мел).

Из известняка  делают мел, которым мы пишем на доске в школе. Вот он. (Показывают кусочек мела). А сейчас, я предлагаю пройти в нашу мини- лабораторию и стать учёными. Одеваем все фартуки, помогаем их завязывать друг другу и аккуратно подходим к столу. У каждого из вас на столе лежат камни, осмотрите их глазами. Что вы о них можете сказать? Какие они? (Дети дают ответы, что они разные. Отличаются по цвету, форме и величине).

Воспитатель: Правильно, молодцы! (Проводится пальчиковая гимнастика).

Камень пальцами берём,

На ладонь его кладём.

По ладони покатали,

Пальчики свои размяли.

По ладони покатали,

Пальчики свои размяли.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки большой камень, погладьте камень рукой и определите на ощупь какой камень.  (Ответы детей- шершавый, твёрдый,). А теперь возьмите маленький камень и тоже погладьте. Ребята,  какой он? (Ответы детей- твёрдый, гладкий). Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей- камни бывают твёрдыми, гладкими, шероховатыми). У меня к вам есть интересное предложение. На минутку стать весами. А для чего нужны весы? (Ответы детей). Верно, взвешивают. Возьмите большой камень и положите на ладонь, а маленький камень на другую ладонь. Вытяните руки вперёд и определите, какой из камней тяжелей, а какой легче. Определили? (Дети говорят, какой камень тяжелей, а какой легче). Какой же вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей- камни отличаются по весу. Большие- тяжёлые, маленькие- лёгкие). Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы с вами воспользуемся лупами. Рассмотрите камни через лупу. Что интересного вы увидели? Что разглядели? (Ответы детей- крапинки, дорожки, углубления, ямочки и т.д.). Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей- камни имеют неровную поверхность). Правильно! Как вы думаете, что произойдёт с камнем, если мы его опустим в воду?  (Ответы детей- утонет). Почему вы так думаете? (Ответы детей- потому что он тяжёлый). А что нужно сделать, чтобы узнать истину? (Ответы детей- надо опустить камень в воду).  Давайте попробуем это сделать. Что произошло? (Ответы детей- камень утонул). Какой вывод можно сделать? (Ответы детей- камни тонут, потому что они тяжёлые).  Предлагаю вам взять в руки палочку и помешать воду, чтобы камень растворился.  Что происходит? (Ответы детей- ничего не происходит.  Камень и вода остались такими же. Камень в воде не растворился). Какой вывод можно сделать? (Ответы детей- камни в воде не растворяются).  Ребята, наши глаза устали, давайте дадим им возможность отдохнуть. (Проводится гимнастика для глаз).

В небе солнышко сияет, (глаза вверх)

В речке рыбок веселит. (посмотреть вниз) 

Ветер листьями играет, (следить глазами за движением рук над головой)

А сова спокойно спит ( глаза закрыть)

Ей приснился сладкий сон. ( широко открыть глаза)

Вот бы не кончался он.

Отдохнули? Вот и хорошо.

Флинт: Как же много  интересного можно узнать о камнях. А, для чего нужны камни? (Ответы детей). А что это у вас такое интересное? Расскажите пожалуйста. (Воспитатель снимает ткань с выставочного мольберта).

Воспитатель: Камни бывают натуральные, о которых сейчас мы говорили, и искусственно- созданные. Вот посмотрите, какие красивые ювелирные изделия из них получились. Кто из вас знает, как называется профессия людей, которые делают такие красивые украшения? (Ответы детей). Эта профессия называется- ювелир.

Флинт: Ребята, однажды я поднимал со дна морского сокровища. И нашёл очень интересный сундук. Вот, посмотрите, что там лежит. ( Достаёт листы с изображением цветка, искусственные камни). Я долго думал, кому это подарить и теперь, знаю! Я подарю это вам! О камнях я узнал очень много нового и интересного. А теперь мне пора отправляться в новое путешествие. Спасибо вам! До свидания! (Пират уходит).

Воспитатель: Ребята, что же мы будем делать со всем этим. (Воспитатель показывает на картинки с цветком и на камешки).  Какие у вас будут предложения? (Дети предлагают украсить цветок).

Воспитатель: Дети, вы хотите украсить цветок? Тогда проходим за столы и начинаем украшать цветок. (Воспитатель  раздаёт изображение цветка и камешки. Дети выполняют работу под музыку).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые цветы у нас получились. А теперь, я попрошу вас подойти ко мне. Перед вами стоят баночки с голубыми, жёлтыми и чёрными камешками. Наше путешествие заканчивается. Если наше путешествие вам понравилось, то возьмите голубой камешек. Если понравилось не всё, то возьмите жёлтый камешек. А если не понравилось, то возьмите- чёрный камешек. (Дети берут камешек, воспитатель подводит итог и спрашивает, что понравилось, что не понравилось, почему совсем не понравилось). И самое главное, что я хотела сказать. В недрах Земли очень много полезных ископаемых, но мы с вами должны помнить и знать, что залежи когда-нибудь могут закончиться, поэтому добывать их надо разумно, осторожно и обязательно беречь их.

Используемые материалы:

  1. Ювелирные украшения из искусственно-созданных  камней.
  2. Фартуки по количеству детей.
  3. Стаканы с водой  по количеству детей.
  4. Палочки по количеству детей.
  5. Лупы по количеству детей.
  6. Камни (гранит, галька) по количеству детей.
  7. Салфетки по количеству детей.
  8. Клей ПВА  по количеству детей.
  9. Листы с изображением цветка по количеству детей.
  10.  Кисточки по количеству детей.
  11.  Тряпочки по количеству детей.
  12.  Клеенки по количеству детей.
  13.  Камушки  марблс по набору на каждого.
  14.  Камни:

- мел

- коралл

- жемчуг

  1.  Коллекция полезных ископаемых.
  2.  Сундук.
  3.  Тарелочки под камни по количеству детей.

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Медный колчедан

Слайд 4

Золото

Слайд 5

Платина

Слайд 6

Алмаз

Слайд 7

Малахит

Слайд 8

Александрит Топаз Рубин Горный хрусталь

Слайд 9

Аметист Изумруд Сапфир Мрамор

Слайд 11

Известняк



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №3 «ДЮЙМОВОЧКА»

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГОРОДА ФУРМАНОВА

Самоанализ

 непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: « Путешествие в мир удивительных камней!»

 ( с интеграцией областей: познавательное, социально-коммуникативное развитие, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие)

Подготовила и провела

 воспитатель: Пичугина Т.Л.

2016

Самоанализ  непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествие в мир удивительных камней!»

(для детей подготовительной группы).

На занятии были поставлены следующие задачи:

Задачи:

- Образовательные:

    1) Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы.

     2) Учить классифицировать камни по их отличительным признакам; Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

  3) Уточнить знания о значении камней и  их использовании человеком в повседневной жизни.

- Развивающие:

1) Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств;

2) Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Познакомить со свойствами камней (легкий -тяжелый, мягкий -твердый, гладкий -шероховатый, тонет -не тонет, имеет цвет и др.), развивать сенсорные ощущения

    3) Развивать эстетический вкус при знакомстве с изделиями из камня;

    4) Развивать диалогическую и монологическую речь;

    5) Развивать интерес к опытнической деятельности, к объектам неживой природы.

- Воспитательные:

     1) Воспитывать бережное отношение к природным богатствам в недрах земли, желание познавать природу родного края;

     2) Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту.

     3) Воспитывать любознательность, эстетический вкус.

В основе образовательной деятельности лежит ознакомление детей с камнями. Образовательная деятельность соответствовала  задачам основной общеобразовательной программы и данному возрасту детей. Для реализации данной программы были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия и атрибуты, которые стимулировали и активизировали деятельность детей. Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В каждом моменте образовательной деятельности я использовала вопросы поискового характера, создавала проблемные ситуации – все это способствовало эффективности занятия. Использование ИКТ помогло в интересной и доступной форме реализовать образовательные задачи. Также в занятие были включены физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. На занятии была создана доброжелательная атмосфера. Дети принимали участие в каждой части занятия, проявляли положительный, эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была четкой и эмоциональной. Дети активно отвечали на поставленные вопросы. Образовательная деятельность прошла живо и интересно. Поставленные задачи были выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

цикл занятий "удивительные камни"

одним из эффективных методов развития детей является поисковая деятельность, а именно экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные ...

Удивительные камни

Данное  занятие  разработано  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Содержит  интересную  экспериментальную деятельность  с  детьми, художествен...

Конспект экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Удивительные камни"Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами....

Конспект по образовательной области "Познание" - "Удивительные камни"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разнообразием мира камней и их свойствами...

«Мир удивительных камней».

Тематический день тематической недели «Коллекционирование» в средней группе....

Удивительные камни

Камни в природе и что может сделать человек из камня....

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...