Мастер - класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Cкулганова Елена Николаевна

Обучение воспитателей разработке проектов по развитию познавтельной активности у детей( метед трех вопросов и метод мыслительная карта).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_na_rmo.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -  класс для воспитателей : «Развитие познавательной активности детей через  экспериментально - исследовательскую деятельность».

Задачи: Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.

Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования.

Оборудование: столы и стулья для команд - участников, презентация «Проектная деятельность в ДОУ», два листа формата А3, 3 набора фломастеров.

Ход мастер - класса.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Существует мнение, что нужно как можно раньше научить ребенка читать, считать. Однако важнее развить у него мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Работая в дошкольном учреждении и наблюдая за детьми в различных видах деятельности, мы пришли к выводу, что развитие познавательной  активности   в дошкольном возрасте  - один из важнейших объектов исследования в детской психологии и в дошкольной педагогике. Это самостоятельная деятельность ребёнка, направленная на познание действительности окружающего мира. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. (Слайд 1)

В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для экспериментально - исследовательской активности ребенка, мы  пришли  к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию экспериментально  - исследовательской деятельности.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность,  которую мы  развиваем, совершенствуем  в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы: ( Слайд 2 )

− сюжетно-ролевая игра;

− рассматривание;

− наблюдение;

− беседа;

− экскурсии;

− конструирование;

− экспериментирование;

− исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

− коллекционирование;

− развлечения, викторины, конкурсы.

Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.

Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет нам  гибко строить целостный воспитательно - образовательный процесс в группе.

    Правильно организованная предметно-развивающая среда, система мониторинга, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений «ребенок–воспитатель–родитель», применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты.  Используя экспериментально – исследовательскую  деятельность, мы  пришли  к выводу, что  такой метод представляет собой процесс активизации познавательной деятельности детей, формируя устойчивый интерес к познанию окружающего мира, и поможет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.          

  Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к тому, что  у детей:

-  развиваются познавательные способности и творческое воображение;

- формируется постоянный интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;

- речь воспитанников становится грамотной;

- проявляется избирательный интерес и индивидуальность;

- в процессе совместной деятельности у детей возникает более тесный контакт с родителями и сверстниками.

Сегодня мы хотим вас подробно познакомить с одной из форм развития познавательной активности – это проектная деятельность.

Остановимся подробно на проектной деятельности. Что же собой представляет проект?

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Структуру проекта очень легко запомнить ( Слайд 3) .Проект – это Шесть «П»

Проблема (выбор темы) .

Проектирование или планирование.

Поиск информации.

Продукт (практический результат: выставка, журнал, газета, игра, карта, коллекция, альбом, реклама, сообщение, концерт и т. д.) .

Презентация. (Виды презентации: отчет исследовательской работы, научный доклад, деловая игра, ролевая игра, спектакль, концерт и т. д.)

Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии, рисунки, альбомы, макеты и др.) .

Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, поэтому при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.

По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Поэтому, мы будем использовать два способа разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

2. Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)

Благодаря этим моделям воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов».

 Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом?

Можно  с детьми придумать символы - сбора информации в картинках.  

Давайте подробнее рассмотрим эту модель на примере проекта «Здоровье».(Слайд 4).

Второй способ - метод «Мыслительная карта», это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Основателем этой техники является американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен.

Мыслительные карты, помогают выявить имеющие знания и представления у детей, упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом.

Мыслительная карта составляется в виде древовидной схемы, на которой обозначены словами идеи, задачи, проблемы. Она представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов.

В центре листа размещаем основную тему, то есть пишем слово или выполнить в виде рисунка. Например, тема подарок. (Слайд 5 )

Далее ребенок рисует толстые ветви (к углам листа, каждая своим цветом. Над каждой ветвью воспитатель пишет слово ассоциацию. Ребенок добавляет каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.

Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово подарок  ассоциируется у нас  с одеждой , техникой, следующая ветвь – стандартные . Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания детьми.

Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их можно дорисовать.

Практическая часть.

 Уважаемые коллеги, я предлагаю ,Вам,  разделиться на две команды и разработать проект разными способами: «Модель трех вопросов» и "Метод мыслительная карта», и представить свой проект. Давайте с помощью жеребьевки определим каким проектом вы будете заниматься. Я предлагаю вам следующие темы: метод трех вопросов «Весна»,  мыслительная карта : «ЗОЖ».

Представление проектов.

Рефлексия. 

Благодарю всех за участие в мастер - классе.  А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам. Желаю вам успеха.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательной активности детей через поисково-иследовательную деятельность"

Дети любят эксперементировать и иследовать. Для них это самый интересный момент когда они познают мир....

«Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

Выступление из опыта работы на РМО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности»....

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"

Перспективный план по теме "Развитие познавательной активности через экспериментально- исследовательскую деятельность детей старшей группы"Цель:способствовать развитию у детей познавательной...

Мастер-класс для родителей "Развитие познавательного интереса детей средствами исследовательской деятельности"

Как развить познавательный интерес у детей,при использовании исследовательской деятельности....

Самообразование по теме "Развитие познавательной активности детей, через исследовательскую деятельность для детей 4-7 лет"

Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет поисковое ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлени...