ПРОЕКТ "МАТРЕШКА"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

ПРОЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«МАТРЕШКА»

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: творческий, исследовательский

Продолжительность проекта: средний продолжительный (2 месяца)

Предмет исследования: матрешка

Возраст детей: средняя возрастная группа (4-5 лет)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Цель: воспитание патриотизма через интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1.  Для детей                                                                                                                                

- познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.

- познакомить детей с историей матрешки.

- познакомить детей с основными видами матрешек показать связь мира природы с миром человека;

- обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи;

- познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить использовать их в разных видах деятельности (театрализованная деятельность, подвижная, изобразительное творчество и т.д.)

- Развивать у детей коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

- Развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику. Познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки.

- поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.

- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

- учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками.                                                                                                                          

2. Для родителей 

-вызвать интерес к русской народной игрушке- матрешке

- приобщать к истокам русской народной культуры

- побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно- прикладного искусства

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду. 

Актуальность:

Народная игрушка — это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Проблема: 

Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Ожидаемый результат:

1. заинтересованность детей и родителей темой русской народной игрушки.

2. проявление познавательной активности у детей, развитие мелкой моторики.

3. совместные игры детей и родителей дома с матрешкой.

4. знания детей об особенностях костюма матрешки (выделять детали костюма матрешки — сарафан, платок, фартук)

5. расширять и активизировать словарный запас слов.

6. расширять знания детей и родителей о народной игрушке — матрешке, умение играть с ней.

Подготовительный этап:

Сбор информации, изучение литературы, подготовка наглядного материала.

Составление плана работы

Мероприятия по реализации проекта

  • Непосредственно образовательная деятельность: ФЭМП «Веселые матрешки»;
  • беседа на тему «Веселые матрешки»;
  • викторина «Матрешкины загадки»;
  • чтение, заучивание стихотворений А. Гришин «Матрешки»;

Л. Громова «Подарили Маше».

Художественно-творческая деятельность

  • Рассматривание альбомов и наглядно демонстративного материала;
  • рисование матрешек;
  • прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Игровая деятельность

  • Использование матрешек для сюжетно-ролевой игры «Угостим матрешек»;
  • дидактические игра «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»; «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь».

Работа с родителями

  • Консультация для родителей «Русская красавица- матрешка»
  • Изготовление родителями совместно с детьми «Семейной матрешки»;
  • помощь детям в разучивании стихов.

Реализация проекта по этапам

Название этапа

Проводимые мероприятия

Участники

1. Подготовительный

- определение объектов изучения;

- сбор информации

- изучение литературы,

- подбор иллюстраций;

- приобретение материалов для изо деятельности

- подготовка наглядного материала.

- составление плана работы

Воспитатель, родители

2. Исследовательский

 Работа с детьми:

- ознакомление с историей матрешки;

- изучение художественных элементов;

- составление орнаментов;

Работа с родителями

- консультация

Оснащение развивающей среды:

-подготовка альбомов:

1. «Матрешкины частушки»

2. «Матрешкины потешки».

3. Стихи о матрешке

-подготовка наглядно демонстративного материала

Воспитатель, дети, родители

3. Заключительный

-обобщение результатов работы;

- выставка работ «Семейная матрешка»

-создание мини музея. «Матрешки»

Воспитатель, дети, родители

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

1. Беседа на тему «История русской матрешки» -знакомство с народной игрушкой, история возникновения и развития матрешечного дела, виды матрешек;

2. Сюжетно-ролевая игра «Семья» -матрешка как символ семьи, материнства;

3. Пластилинография. «Наряди матрешку».

4. Разучивание стихотворения (четверостишье) С.Я. Маршак «Матрешки»

4. Дидактическая игра «Найди отличия»

5.Прослушивание русской народной песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой);

1. Тематическое занятие по предметному миру «Из чего же, из чего же?»

2. Дидактические игры: «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь»;

3. Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрешек»;

4. Рисование: «Нарядим матрешку»

5. Разучивание А. Гришин
«Деревянные подружки»

6. Показ презентации «Музей русской матрёшки» Цель: Развитие интереса, умение воспринимать предметы народно - прикладного искусства.

7. П/и «Прячем матрешку» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, развитие двигательной активности.

1. Тематическое занятие по познанию (ФЭМП) «Веселые матрешки»;

2. Викторина «Матрешкины загадки»;

3.Дидактические игры «Разложи и собери матрешек вместе», «Собери картинку»;

4. Прослушивание и заучивание песни «Матрешка» (муз. Т.Бурцева, сл. В.Семернин)

5. Д. и. «Больше - меньше» Цель: Научить детей различать, сравнивать матрёшек по величине (больше, меньше, одинаковые, воспитывать внимание.

6. П. и. «Бегите к матрёшке» Цель: Учить ориентироваться в пространстве, укреплять мышцы туловища и ног, развитие двигательной активности.

  •   Рассматривание альбомов и наглядно-демонстративного материала

  • Выставка работ «Семейная матрешка»

  • Проведение итогового праздника по проекту «В гости к нам пришла матрешка»

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

4-я неделя

5-я неделя

6-я неделя

1.Беседа «Деревянная матрёшка» Цель: Продолжать знакомить детей с историей матрёшки, как народной игрушки, её внешним обликом, учить различать матрёшек по форме, цвету, развивать художественный вкус, содействовать патриотическому воспитанию дошкольников.

2. Аппликация «Мы красавицы матрешки». Цель: Продолжать учить аккуратно наклеивать готовые формы.

3. Д. и. «Опиши игрушку – матрёшку» Цель: Учить составлять описательный рассказ по игрушке, активизировать речь детей.

4. П. и. «Матрёшечка – матрёшка» Цель: Учить действовать по сигналу, согласно текста слов, развивать внимание, артистизм, двигательную активность

5. Д. и. «Помоги матрёшке найти свои игрушки» Цель: Закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

1. Д. и. «Озорная матрёшка» Цель: Развитие сенсорных способностей, мелкой моторики руки, речи, памяти, внимания. Закреплять умение выставлять предметы по высоте.

Лепка «Матрёшки подружки» Цель: Продолжать знакомить с русской народной игрушкой – матрёшкой. с процессом её изготовления. Учить лепить пластическим способом, используя в работе приёмы оттягивания, сглаживания. Добиваться выразительности образа

Чтение «Матрешкины потешки» В. Берестов

С. р. и. «Магазин игрушек –матрёшек» Цель: Развивать интерес к народной игрушке матрёшке, учить распределять роли, формировать интерес к матрёшкам, как к игрушке.

Беседа «Русская матрёшка» Цель: Уточнить представление о деревянной игрушке матрёшке, росписях, которыми она украшена.

С. р. и. «Ярмарка» Цель: Развивать умение выполнять роль продавца матрёшек, коммуникативные навыки в общении, рассматривать и сравнивать матрёшек

Рассматривание композиций матрешек из коллекции мини- музея «Русская матрёшка»

Д. и. «Разложи матрёшку по порядку»

Цель: Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, умение доводить начатое дело до конца

Д. и. «Что изменилось? "

 Цель: Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий

(матрёшка спряталась, прибежала, замечать и называть изменения в одежде (цвете) и размере матрёшки.

Продукт проектной деятельности:

1. Выставка детского творчества на темы:

"Раскраась матрешку" (роспись)

"Матрешечки подружки" (лепка)

"Нарядим матрешку" (рисование)

« Мы красавицы матрешки» (аппликация)

2. Создание коллекции "Русская народная матрешка"

Список литературы

  1. Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ. - М., 2007.
  2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990.
  3. Комратова Н.Г., Грибова Н.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. - М., 2007.
  4. Курчатовская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. - М.: Феникс, 2003.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. Средняя группа. - М., 2009.
  6. Майорова К., Дубинская К. Русские народное прикладное искусство. - М., 1990.
  7. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). - М., 2004.
  8. Скорлупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М., 2003.
  9. Сыпченко Е.А. Инновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. - М., 2013.
  10. Веселый хоровод. Развлечение для детей. Дошкольное воспитание 1994г. №5