Конспект занятия "Экологическая тропа "Путешествие в природу"
план-конспект занятия по окружающему миру ( группа) на тему

Наталья Митькина

Представлен занимательный конспект занятия с детьми по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

                           ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА  

                             «Путешествие в природу»

Цель:

- Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

- Формирование системы экологических знаний и представлений.

- Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .

-  Продолжать формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии объектов природы со средой обитания, устанавливая причинно-следственные связи.

-  Продолжать обучать детей исследовательской деятельности,  выделяя особенности   строения дерева .

Воспитатель: Ребята! Сегодня хозяин тропинки — старичок-Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. (появляется Старичок-Боровичок) 

Боровичок: Здравствуйте, друзья!

Боровичок: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, в гости к Природе. Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках, птицах.

А помогут  вам загадки.

                              Прилетает в гости к ней

                              Стайка алых снегирей.

                              По ветвям они снуют,

                              Красны, ягодки клюют (Рябина)

Объект 1. «Рябина».

Путь передвижения: Обычный шаг.

Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Детки исследуют ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные?

 

Рябина красная – дерево с серой, гладкой корой, одним или несколькими стволами, достигает высоты 5-15 метров. Плоды ягодообразные, сочные, шаровидной или округло-овальной формы, красно-оранжевого цвета с остатками чашечки наверху.

Когда-то давным-давно, как только ягоды у Рябины покраснеют, так сладкими становились. Сразу прилетали птицы и все ягоды съедали. Но вот однажды рядом с Рябиной затеял Великан обед готовить. Великан любил острую пищу и в этот раз не пожалел он перца. Только поднялся ветер и часть перца унесло на ягоды рябины. Великан этого не заметил, пообедал и ушёл. Прилетели птицы красных ягод съесть. Попробовали, а они горькие. Рассердились птицы и улетели. Грустная стояла Рябина – ягод много, а никто не ест. Наступила поздняя осень. Прогуливался по лесу Мороз. Вдруг видит чудо – дерево сплошь ягодами усыпано. Попробовал Мороз ягоды, а они сладкие. Ветер да дождь весь перец унесли. Мороз ягоды хвалит, хвалит Рябину. Обрадовалась Рябина и решила каждый год угощать Мороз. Да как до поры, до времени ягоды сохранить? Много ведь желающих на сладкое. Вот Рябина и решила, что ягоды будут горькими до тех пор, пока Мороз не придёт. А потом пусть птицы и звери лакомятся. С тех пор, ягоды у рябины только после мороза сладкими становятся.

Боровичок: Слушаем следующую загадку .

                           

                             У меня длинней иголки,

                             Чем у ёлки.

                             Очень прямо я расту

                             В высоту.

                             Если я не на опушке –

                             Ветви только на макушке.

                                                                ( Сосна )

Объект 2. « Сосна»

Путь передвижения: Шаг с высоким подниманием  колена.

Сосна – светолюбивое растение, в сосновом лесу всегда светло. Сосну опыляют ветра, разносят пыльцу за многие километры. На востоке её считают деревом, которое приносит счастье, во многих странах она символ долголетия и величия. Полезна сосна как лекарственное растение.

 СОСНА

Кора в нижней части ствола толстая, чешуйчатая, серо-коричневая, с глубокими трещинами. Чешуйки коры образуют пластины неправильной формы. В верхней части ствола и на ветвях кора тонкая, в виде хлопьев (шелушится), оранжево-красная.

                   

 Боровичок:       Клейкие  почки,

                              Зелёные листочки.

                              С белой корой

                              Стоит под горой.

                                                     ( Берёза)

Объект 3. «Береза». 

Путь передвижения: Прыжки с кочки на кочку

Цель:  Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений.

Описание объекта: По дорожке к центральному входу  в детский сад стоит огромное дерево с толстым стволом – береза. Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. В стихотворениях поэта С.А.Есенина берёза стала символом родины, горячо любимой им России.

                                         

 БЕРЕЗА 

Белая берёза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Белая береза И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Берёза - самое обычное дерево наших лесов и среди других пород она выделяется, прежде всего, белым цветом своей коры. Если снять с дерева кусочек коры, под белой корой находится береста - это та же пробка.

Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы. Это чечевички.

          Если ранней весной поранить ствол берёзы, то из надреза начнет по каплям сочиться прозрачный, сладковатый на вкус сок. Это вредно для растения потому,  что оно истощается и лишается своих запасов, необходимых для роста и цветения. 

Игра «Дерево – это …»

«Для птицы дерево – это…» (варианты ответов: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться…)

«Для насекомых дерево – это…» (жилище, место, где они откладывают личинки, где   можно найти добычу).

«Дерево для зайца – это…» (пища – кора зимой, укрытие).

« Для усталого путника раскидистое дерево – это…» (место, где в жаркий день можно  укрыться от знойного солнца, отдохнуть)

«Дерево для горожанина – это…» (чистый воздух, прохлада в зной, зонтик от дождя , место для отдыха)

 «Дерево для мебельщика – это…» (древесина из которого делают много разных предметов).

Физ. минутка. «Деревья»

Боровичок: -А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья (делает волшебный знак).

Ваша кожа превращается в кору, а руки — в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками — слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире — это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать. (Вздыхает.) Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправиться в путь.

Объект 4. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

 Путь передвижения: Прыжки на двух ногах

 Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Описание объекта: За  детским садом оборудована  спортивная площадка, на которой есть все необходимое для занятия детей физкультурой

Эстафета « Пройди на лыжах между кеглями»

Боровичок:       Что за стол среди берёз под открытым небом?

                            Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом.

                                                                                     ( Кормушка)

Объект 5. «Птичий городок»

Путь передвижения: Широкий шаг.

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Описание объекта : На территории детского сада очень много деревьев, что дает возможность детям наблюдать за жизнью птиц в разное время года.

Кормление птиц.

Объект 6. «Кустарники».

Путь передвижения: Ходьба в приседе.

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

 Боровичок:    Я на розу так похож, разве что не так хорош.

                         Но зато мои плоды всем пригодны для еды.

                                                                                ( Шиповник)

 «ШИПОВНИК»

Описание объекта: Каждую весну куст цветет розовыми  пахучими цветами и плодоносит – плод так и называется « шиповник». На  ветках – колючки шипы. Плоды шиповника богаты витамином С.

Боровичок: Вижу, ребята, вы знаете правила поведения в Природе, я очень рад этому. А мне нужно прощаться и собираться в путь-дорогу. Жду вас у себя в гостях! На прощание я хочу оставить вам свой наказ.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.

Воспитатель:  Ребята, понравилось вам путешествие в Природу со Старичком- Боровичком ? (да) .

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мы - друзья природы"

Конспект занятия «Мы - друзья природы».Цель: Закрепить названия деревьев, установить зависимость их состояния от внешних условий.  Формировать заботливое отношение к природе, чувство ответственно...

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

                    Родительское собрание на тему:           «Мы природе не враги...

Конспект родительского собрания «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Форма проведения: круглый стол.Участники: родители, педагог.Цели:— повысить уровень экологической компетенции родителей, роль семьи в воспитании у детей любви к природе;— формировать ...

Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе

Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....

Конспект НОД "Что такое природа? Живая и неживая природа."

Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек - часть природы)....