Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Зима
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению с сезонными изменениями в природе детей 2 младшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_zima_5.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование работы по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе  

п/п

Форма организации детей.

Тема, цель, задачи.

Краткое содержание работы с дошкольниками

Методы и приемы активизации детей в ходе наблюдений.

Предварительная работа перед проведением наблюдения и после него для закрепления изученного.

зима

декабрь

1

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: Наблюдение за живой природой.

Цель: познакомить детей с новым временем года – зима, с ее характерными признаками в живой природе.

Задачи:

  • знакомить детей с зимними изменениями в природе;
  • знакомить детей с деревьями, растущими на участке в зимний период;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

ОПо разным признакам определить, какая погода, а потом рассказать, ясно или пасмурно, тихо или ветрено, морозно или идет снег. Обратить внимание детей на деревья, какой у каждого дерева ствол, на ветках нет листьев, на ели, где листья - это зеленые иголочки (хвоя). Обратить внимание детей на то, что с   изменением сезона меняется одежда людей и их трудовая деятельность.

 

1 Тематическая беседа «Зима пришла»

2. Выставка рисунков «Здравствуй, зима»

2

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: Наблюдения за неживой природой.

Цель: знакомить детей с факторами неживой природы (состояние небосвода, наличие облаков, туч, солнца, ветра, осадков, температурой воздуха: холодно-морозно).

Задачи:

  • Приучать детей следить за погодой, связывая наблюдения с личным опытом, деятельностью;
  • развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое,  серое,  нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце).

Детям предлагается рассмотреть снежинки, они очень хорошо видны на темном рукаве пальто.

 1. Рассматривание подборки «У природы нет плохой погоды», «Зима». Чтение потешки «Уж ты зимушка, зима».

2. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

3. Подвижная игра в снежки

 Закрепление изученного материала:

4.Познавательное развитие: опыты с таянием снега

3.Художественно-эстетическое развитие. Рисование пальчиковыми красками «На дворе снежок идет...»

3.

Прогулка по участку детского сада. 

Тема: «Деревья зимой”

Цель: Расширить представление детей о деревьях в зимний период года.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с зимними изменениями в природе;
  •  развивать мыслительную и речевую деятельность детей;
  • воспитывать любовь к природе.

Предложить детям найти знакомые деревья, используя для этого игровые приемы. Например, перечисление предметов одного рода с последующим обобщением. (Дождь, снег, град. Как можно всё это назвать одним словом?),

  Обратить внимание на красоту зимы, объяснить, что деревья и зимой нужно беречь: не обламывать веток, когда  выпадет много снега, люди отряхивают его с веток, чтобы они не сломались.

1.Конструирование из строительного материала ” Кормушка для птиц”

2.Раскрашивание тематических раскрасок.

3.Дидактическое упражнение” Играем в слова”.

4.Учить детей рассказывать о своих наблюдениях.

5.Обогащать словарь детей образными словами и выражениями; упражнять детей в подборе эпитетов.

Музыкальные занятия: Разучивание песни «Пришла зима» Слова: Г. Лебедева
Музыка: Е. Жданова

4.

Работа в группе.

Тема: «Растения и животные зимой».

 Цель: формировать представление о жизни животных и растений зимой

Задачи:

  • знакомить с зимующими птицами и животными;
  • развивать умение узнавать и называть животных, живущих в лесу;
  • знакомить с зимующими птицами,формировать представление о том, как люди заботятся о них зимой;
  • формировать бережное отношение к  природе

С помощью игрушек и картинок, наблюдений из окна происходит знакомство детей с  животными и птицами. Перед прогулкой обращаем внимание детей на то, что зимой птиц и животных нужно подкармливать.

1. Развитие речи. Составление рассказа о зиме

2. Чтение худ. л-ры ”Заюшкина избушка» (русская народная сказка)

3. Художественно-эстетическое развитие.

Ручной труд: Аппликация » Снегирь»

Музыкальные занятия: Развлечение «Зима  пришла в детский сад».

зима

январь

5.

Прогулка по участку детского сада

Тема: Наблюдение за живой природой.

Цель: знакомить детей с факторами живой природы; формировать представления об изменениях в природе

Задачи:

 - учить узнавать и характеризовать приметы зимы, узнавать их в стихотворениях;

-развивать способность видеть  красоту природы;

-вызывать интерес к исследовательской деятельности в живой природе.

Продолжать наблюдать за деревьями и птицами.

Начинать наблюдение  нужно после того, как покормим птиц. Дети поймут, что птички не боятся людей, они к ним привыкли.

Особое внимание обращаем на ель, увешанную многочисленными шишками, у нее тоже есть ствол и ветки.

Обратить внимание детей на то, что с   изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .

1. Беседа по картине  «Зима»

2.Игровое упражнение «Изобрази» (предложить детям изобразить падающие осенние листья)

3.Художественно-эстетическое развитие коллективная аппликация «Зима в лесу»

4.Познавательное развитие наблюдение за деревьями и кустарниками для определения осенних изменений.

6.

Прогулка по участку детского сада.

Тема: Наблюдение за неживой природой. Снег

Цель: формировать представление о снеге

Задачи:

-знакомить детей с таким явлением природы, как снег;

-развивать речь детей;

-вызывать интерес к изучению неживой природы

Выйдя на прогулку, обратить внимание, какой свежий воздух, как все вокруг преобразилось. Предложить положить снег на ладошку: пусть дети почувствуют, что он холодный. Иногда дети пытаются брать снег в рот. Наберите немного снега на блюдце. В помещении он растает, и на дне останется грязная вода. Сделать вывод с детьми: снег есть нельзя, можно заболеть, т. к. он грязный и холодный.

1.Беседа по вопросам:

-Ребята, а кто знает, что такое

снег?

-А как его можно увидеть?

-А мы можем его попробовать на вкус?

-Можно есть снег? Почему?

2.Познавательно-исследовательская деятельность:

почему нельзя есть снег?

3.Музыкальное сопровождение:

«Времена года. Зима» П. И. Чайковский

7.

Работа в группе. Наблюдение за погодой из окна групповой комнаты

Тема: Труд людей зимой

Цель: расширять знания детей о труде людей в зимний период

Задачи:

-развивать умения детей передавать

впечатления об окружающем мире

через творчество;

-обогащать словарь, развивать

воображение, мыслительные способности.

 

Из окна понаблюдать за трудом дворника:

он скалывает лед и посыпает дорожки песком, чтобы люди не падали, очищают тротуары от снега большими лопатами. Их труд облегчает снегоуборочная машина. Понаблюдать за ее работой.

1. Чтение художественной литературы «Снег идет» Л. Воронковой. Загадки о зиме

2.Дидактическая игра» Чего не стало?»

3. Подвижная игра « Мишка»

8.

 Работа в группе.

Тема: Птицы зимой

Цель: закрепить знания детей о жизни птиц зимой

Задачи:

  • расширять знания детей о птицах, о жизни птиц зимой;
  • Обогащать словарь,
  • Развивать воображение,
  • мыслительную деятельность         формировать
  • бережное отношение к природе

Для закрепления знаний о птицах и их повадках поиграть в игру «Кто прилетел в кормушку». Вырезать из картона несколько знакомых детям птиц. На столе бумага, вокруг стола садятся дети так, чтобы им хорошо были видны действия воспитателя.

1. Сюжетно-ролевая игра «Кто прилетел в кормушку?»

2.Работа с родителями: акция «Поможем пернатым друзьям» изготовление кормушек.

зима

февраль

9.

Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за неживой природой

Тема: Зимушка-зима

Цель: закреплять знания детей о  зимних сезонных изменениях

Задачи:

   -формировать представления об изменениях в природе (день  стал длиннее);

     -учить различать и характеризовать приметы зимы,  узнавать их в стихотворениях;                           -  воспитывать любовь к природе.

Малыши очень любят лепить из снега пирожки, печенье, используя формочки, совки, ведра.

Обращать внимание на зимние явления, понаблюдать, как падает снег, куда он падает.

Обратить внимание детей на то, что с   изменением природы меняется одежда людей и их трудовая деятельность .

1.Наблюдение на участке ” Что бывает зимой?”

2. Отгадывание загадок о зиме.

3. Дидактическая игра ” Угадай, чей домик?”

4. Художественно-эстетическое развитие. Лепка из снега “Покормим птичек”

10

Прогулка по участку детского сада. Наблюдение за живой природой

Тема: Деревья на нашем участке зимой.

Цель: формировать умение детей отыскивать знакомые деревья зимой по  одному - двум признакам.
Задачи:

  • знакомить с особенностями рябины и ели, по которым ее легко выделить среди других деревьев;
  • закреплять знания о том, как важны плоды рябины зверям и птицам в холодное время года;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 Устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями и поведением животных путем наблюдений.  Во время прогулки обращать внимание детей на поведение птиц,  животных.

1. Развитие речи. Познание. отгадывание загадки о рябине, ели.
2. Рассказ воспитателя о  рябине и о том, как важны плоды рябины зверям и птицам в холодное время года.

3.Дидактическая игра «Разноцветные ленты»

С прогулки принести еловые шишки, рассмотреть их с детьми и положить в уголок природы. В тепле они раскроются и из них высыплются семена. Из шишек предложить сделать поделки.

11

Работа в группе. Наблюдение за неживой природой

Тема: «Морозные узоры»

Цель: знакомить детей с агрегатными состояниями воды (твердым состоянием в виде льда).
Задачи:

  • учить обращаться к личному опыту;
  • продолжать развивать речь, расширять представление детей о многообразии окружающего мира;
  • воспитывать бережное отношение к природе

В морозную погоду рассмотреть с детьми снежинки и узоры на окне. Дети очень любят наблюдать, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки, с опущенными туда ниточками. Получаются красивые льдинки, украшающие участок.

1.Пальчиковые игры:

«Дом», «Кулачок»

2.Развивающие игры:

«Сложи узор».

3.Просмотр мультфильма:

«Мороз Иванович»

3.Наблюдения

за стеклами покрытыми узорами с целью знакомства со свойствами воды и температурными условиями

12

Работа в группе. Наблюдение за неживой природой

Тема: Волшебные снежинки

Цель: закреплять знания о сезонной одежде

Задачи:

  • дать понятие, что такое «пурга»,
  • обогащать словарь, развивать воображение,
  • мыслительные способности,
  • развивать внимание, память, мышление.
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

С помощью игрового упражнения “Снежинки” обратить внимание на разнообразие форм у снежинки. Предложить детям  запомнить красоту снежинки, чтобы дома или в группе вместе с воспитателем нарисовать или вырезать из бумаги. При помощи наглядного пособия дети лучше закрепят изученный материал.

1.Игровое упражнение

«Волшебные снежинки»

2.Игра на развитие мелкой моторики

«Снежки из бумаги»

3.Пальчиковые игры

«Перчатка»

4.Развивающие игры:

«Блоки Дьенеша»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе .Осень

Чтобы правильно  подойти к изучению сезонных изменений в природе в младшем дошкольном возрасте было разработано планирование...

Календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей 2 младшей группы с сезонными изменениями в природе.Весна

Календарно-тематическое планирование  по ознакомлению с сезонными изменениями во 2 младшей группе...

Календарно-тематический план воспитательно-образовательной работы во II младшей группе . Тема: "Сезонные изменения"

Тема: «Сезонные изменения»Цель: Расширять представления о весне. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы. Расширять представления о сезонных изме...

Презентация для детей старшей группы "Зима. Сезонные изменения"

Цель: Обобщить и системаматезировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивак навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить п...