«Дикие животные средней полосы России зимой».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 «Дикие животные средней полосы России зимой».

  Старшая группа ОНР «Ромашка».

Воспитатель 1 категории  Вольнова О.Ю.

МБДОУ  «детский сад комбинированного вида»

№ 264 городского округа Самара.

Цели:

Обогатить  знания  о животных, живущих в наших лесах.

Задачи:

1) Рассказать детям, как зимуют  дикие животные, как человек помогает им.

3) Развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь, пополнить активный словарный запас.

4) Воспитывать интерес и любовь к животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому.

Оборудование: ноутбук,  экран, презентация.

Ход деятельности:

Воспитатель:  Послушайте стихотворение. О каком времени года идет речь?

Зима
     Поля затянуты недвижной пеленой.
Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
С ее цветками и листками.
     Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
Одна метель поет, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
Опять вернется Молодая.
       Она пока пошла бродить в чужих краях,
Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
И вьюгу слушает как пенье.
                                                     Константин Бальмонт

  (ответы детей)                                                           (Слайд 1)
Воспитатель:  Сейчас на улице холодно, а нам тепло в наших домах. А как сейчас живут звери в лесу, что вы знаете о них?

(ответы детей)

Вы хотели бы  побывать в зимнем лесу и посмотреть на лесное  царство.

(ответы детей)

 Хорошо, для того чтобы лесные жители показались нам мы  должны отгадать загадки.

( После правильно отгаданной загадки на экране появляется изображение животного и звучит его голос).

1.Загадка.

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала….                                                    (Слайд 2)

  Воспитатель: Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем же она питается?

 (ответы детей)

2. Загадка.

Юркая и быстрая,

С усиками пышными,

Серой шубкой прикрываюсь,

Подскажи, как называюсь?                                   (Слайд 3)

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что любит мышь?

(Ответы детей « Любимая еда мышей – сыр»).

 Воспитатель:  Вы ошибаетесь - это миф. На самом деле, мыши не любят сыр, хотя съедят его, если никакой другой еды не будет. Рацион мышей составляют зерно и фрукты. Лакомством для мышей являются шоколад, арахисовое масло и бекон.

3. Загадка.

Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык!                                        (Слайд 4)

Воспитатель:  Какие изменения произошли в жизни зайца зимой?

(ответы детей)

- Зимой заяц надевает белую шубку и становится не заметным на снегу. Поэтому легко и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.     Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они  под заснеженными кустами.

4. Загадка.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.                                        (Слайд 5)

Воспитатель: А сытым или голодным  ложиться спать медведь?

(ответы детей)

   Медведь перед зимой усиленно питается, Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме.     Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.     А в феврале с голых ступней медведя сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная, тонкая нуждается в согревании. Облизывая лапы, горячим языком, медведь причмокивает губами. Вот и говорят, что он лапу сосет. На самом деле, он согревает её губами и языком.

5. Загадка.

Зверька узнали мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом.                                       (Слайд 6)

Воспитатель: А как зимует белка?

    Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток.

     К зиме шубка у белки становится очень мягкая, пушистая, серого  цвета. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда - мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Физминутка.

Здесь по снегу скачет зайка,       (Дети прыгают по кругу).

Там синичек села стайка.            (Машут руками, как крылышками)

Здесь лисичка за кустом             (Приседают, смотрят вправо)

Там в дупле бельчонка дом        (Встают, поднимают руки вверх)

6. Загадка.

 Оленя старший брат,

С рогами как лопаты,

Его легко узнать:

Прозвался  он – сохатый.                              

(ответ детей)                                                    (Слайд 7,8,9.)

Воспитатель: Лоси живут  в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любят и грибы. Зимой лоси  едят кору осины, рябины и ивы. В конце осени они сбрасывают свои рога, а к весне у них отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им перебираться по глубокому снежному настилу  с такими длинными ногами.

7. Загадка.

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами.                                     

(ответ детей)                                                       (Слайд 10)

Воспитатель:  К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит ёж, свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

8. Загадка.

Угадай-ка, кто  такая?

Кошка рыжая, большая,

С кисточками на ушах –

Водится она в лесах.

Только ей не скажешь: - «Брысь»,

Потому что это…                                                      

(ответ детей)                                                         (Слайд 11)

Воспитатель:  Рысь — хищник, и как у всех хищников ее рацион состоит из мяса. Обычной добычей рыси становятся мышевидные грызуны  зайцы, птицы. Кроме мелких грызунов и птиц охотится на более крупную добычу: косуль, пятнистых и северных оленей. При возможности не прочь полакомится молодняком лосей, кабанов и изюбров. Иногда уловом рыси может стать даже рыба. В местах, где рысь живет возле человека, часто охотится на домашних животных и скот.

На охоту рысь выходит в основном с 3 до 6 утра под покровом сумрака. Исключением является только канадская рысь, которая охотится днем. Свою добычу она тщательно выслеживает, подкрадывается и исподтишка резко нападает, делая несколько длинных прыжков, каждый от 2 до 3 метров. Если поймать добычу с первого раза не удалось, она преследует ее 60-80 метров, а затем отступает.

Бытует мнение, что рысь нападает на добычу, спрыгивая с деревьев, но это не так. Сидя на дереве, животное  лишь ее высматривает.

9. Загадка.

 Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной                                                 

(ответ детей)                                                                (Слайд 12) 

Воспитатель: Худо приходится диким свиньям в такие вот морозные зимы Лютый голод гонит их к человеку. Стада лесных свиней совершают разбойничьи набеги на картофельные бурты, силосные ямы, не гнушаются посещать помойки и мусорные свалки. Но как бы ни старались кабаны, а корма зимой в лесу им все-таки не хватает, и тогда — выручает жир. За одну зиму даже при самых благоприятных условиях кабан теряет около трети своего осеннего веса, а уж в студеную, холодную зиму худеет вдвое. Многие звери гибнут при этом от истощения. Из выводка в семь поросят к исходу суровой зимы иногда остается только три-четыре.

Воспитатель: Кто же придёт следующий?

10. Загадка.

«Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть».               

(ответ детей)                                                 (Слайд 13)

Воспитатель:  Как зимует  волк?

(ответы детей)

        Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Волк скрытен, осторожен. Узнав о грозящей опасности, волчица может увести волчат в другое место, надежно спрятать их. К осени волчата подрастут и вместе со взрослыми волками отправятся в зимние походы. Но по глубокому снегу шагать тяжело. И волк рыскает по проезжим дорогам. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом. У него очень острый слух и прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда, откуда доносятся птичьи голоса. Волк может не есть пять—семь суток. От этого он становится более дерзким. Живет он всюду, где только может добыть себе еду — мясо. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте годами. Зимой из-за недостатка пищи волки становятся менее осторожными. На охоту иногда выходят даже днём, близко подходят к селениям, нападают на скот. Существует даже поговорка: «Волка ноги кормят»?

Воспитатель:  Ребята, подумайте и ответьте: могут ли выжить лесные животные, такие как лоси, олени, кабаны без корма зимой?  

(ответы детей)

- А люди могут помочь диким животным? Как называют людей, которые кормят и заботятся о лесных животных? (Лесники, экологи). Какую работу выполняют они в лесу для того, чтобы не погибли звери?

(ответы детей)                                               (Слайд 14,15)

      Молодцы, правильно для всех животных в лесу делают «Пункты питания». Для лосей подрубают молодые осины, они любят так же ветки рябины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей и зайцев.

- Ребята как вы думаете, что животным страшнее: холод или голод? Почему?

(ответы детей)

- Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.

Скажите ребята, вам понравилось наше  путешествие, что нового вы узнали?

(ответы детей)

- Молодцы, правильно.

- Сегодня мы узнали о животных всё: места обитания, чем они питаются, цвет зимней шубки.

Воспитатель: А теперь я предлагаю оживить наших лесных персонажей.

Пальчиковая гимнастика.

Дикие животные

Водятся в лесу,

(Последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем.)

Здесь увидеть можно

Волка и лису,

(Последовательно соединять пальцы левой руки с большим пальцем.)

Зайца и медведя,

Белку, кабана.

(Последовательно соединять пальцы правой и левой рук.)

Прячет всех надёжно

(Сжимать и разжимать пальцы в кулак на обеих руках.)

Лесная тишина.

(На уровне лица растопырить пальцы обеих рук – «спрятаться»)

Художественное творчество

Воспитатель: Перед вами на столах силуэты животных и разные материалы  пластилин, крупы, цветная бумага. Выбери себе силуэт и материал, из которого вы будите делать животное. Вспомните, какая окраска у животного в зимнее время?  Всех животных мы разместим   в нашем зимнем лесу, который мы с вами рисовали ранее. Это будет наша коллективная работа по теме: «Как наши животные живут зимой».

Итог:

Воспитатель: О каких животных мы говорили? Как люди помогают диким животным?

(ответы детей)

 Проводится  викторина «Как зимуют звери»

1.    Что делают звери, чтобы уберечься от холода?

 - убегают в тёплые края.

 - меняют летнюю шубку, на  зимнюю тёплую и светлую.

 2.    Какой зверь зимой не меняет шубки?

  -  белка

  -  заяц

  -  ёж

3.    А кто ещё из зверей всю зиму спит?

  - лисица

  -  ёж

  -  волк

4.    Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?

  -  Жировые запасы под шубкой

  -  тишина

  -  покой

5.    Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?

-  Корой деревьев и веточками

-  морковкой

-  капустой

6.    Что едят зимой хищники: волки и лисицы?

  -  кору деревьев и веточки

  -  мелких зверьков

  -  голодают

Воспитатель: Какие вы молодцы, спасибо вам за вашу работу. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как зимуют дикие животные в лесу. Выполнила Вольнова О.Ю воспитатель МБДОУ № 264 «Красная шапочка» Самара 2016г .

Слайд 2

Отгадайте з агадку Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала.

Слайд 3

О хота лисы на мышей . Лиса мышкует.

Слайд 4

Маленький , беленький, По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык !

Слайд 5

Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой .

Слайд 6

Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом .

Слайд 7

Оленя старший брат, С рогами как лопаты, Его легко узнать: Прозвался он – сохатый.

Слайд 8

Он других не обижает. Ест траву, в лесу гуляет, Но ветвистыми рогами Может справиться с волками!

Слайд 10

Лесом катится клубок, У него колючий бок. Он охотится ночами За жуками и мышами.

Слайд 11

Угадай-ка, кто такая: Кошка рыжая, большая, С кисточками на ушах – Водится она в лесах. Только ей не скажешь «брысь», Потому что это…

Слайд 12

Дикий зверь тропой бежит, То как хрюкнет, завизжит. С ним детишек караван, Этот зверь лесной

Слайд 13

Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу голодный? На собаку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть».

Слайд 14

Трудно приходится зимой в лесу лосям, косулям, оленям и кабанам. Как найти корм под снегом? На помощь им приходят люди.

Слайд 16

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ РОССИИ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  В  ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ  К  ШКОЛЕ  ГРУППЕ...

конспект НОД с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование: презентация) на тему: "Дикие животные средней полосы России" в подготовительной группе.

Конспект НОД с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование: презентация) на тему: "Дикие животные средней полосы России" в подготовительной группе. Образовательная область "Познавательное развитие...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Презентация по результатам образовательной деятельности по теме "Дикие животные Средней полосы России"

В презентации представлено описание проведенной работы по реализации проекта "Дикие животные Средней полосы России"...

Презентация "Дикие животные средней полосы России".

Презентация  для познавательного развития детей дошкольного возраста....

Познавательная игра-путешествие для детей старшего возраста «Дикие животные средней полосы России» с использованием ИКТ

Познавательная игра-путешествиедля детей старшего возраста«Дикие животные средней полосы России» с использованием ИКТ...

Методическая разработка НОД в средней группе(Познавательное развитие.Окружающий мир.) на тему"Дикие животные средней полосы России"

Методическая разработка (окружающий мир)средняя группа.Дети в игровой форме вспоминают лесных животных их детенышей,а также , чем дикие животные питаются, и какие у них дома....