Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_etot_udivitelnyy_mir_ptits.docx651.75 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

C:\Users\USER\Desktop\2_kolibri_.jpg

Составила воспитатель младшей группы государственного бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 91 Петроградского района г. Санкт-Петербург

Бабаричева Анна Викторовна

 «Этот удивительный мир птиц»

Содержание проекта: изучение детьми и родителями темы, содержащей информацию о птицах.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Актуальность: в ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

1. Провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.

3. Выяснить, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а остальные остаются зимовать.

4. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время.

5. Научить правильно подкармливать птиц.

6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Формы реализации:

1. Изучать познавательную, художественную литературу.

2. Подготовить оборудование для реализации проекта, сделать подборку игр.

3. Разработать план наблюдения за птицами.

4. Подобрать литературу и мультфильмы о птицах.

5. Оформление папок-передвижек.

6. Провести акцию "Подкормите птиц зимой"

7. Экологический праздник " Этот удивительный мир птиц ".

8. Конкурс с родителями "Лучший скворечник"

Планирование работы в рамках проекта

 " Этот удивительный мир птиц ".

Часть I

Направление: зимующие птицы.

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.

2. Художественная литература. Прочитать рассказ о птицах.

3. Наблюдение за птицами в осеннее и зимнее время года. Беседа "Птицы - наши друзья"

Формы работы с родителями:

1. Подготовить совместно с детьми сообщения о птицах.

2. "Домашняя библиотека" (подбор стихов, рассказов, сказок о птицах)

Часть II

Направление: птицы родного края.

Формы работы с детьми:

1. Беседа "Перелет птиц"

2. Наблюдение на площадке за птицами (вороны, скворцы, голуби).

Формы работы с родителями:

 конкурс на лучший скворечник.

Часть III

Направление: покормите птиц зимой.

Формы работы с детьми:

1.Чтение рассказов, стихов, сказок.

2. Просмотр мультфильмов.

3. Викторина «Зимующие птицы»

Формы работы с родителями:

1. Дети с родителями готовят рассказы или сообщения о птицах.

Часть IV

Направление: закрепление материала по тематике, выводы.

Формы работы с детьми:

1. Наблюдение за птицами на новых кормушках:

- Беседа "Чем можно кормить птиц в их новой столовой".

- Беседа "Кто где зимует".

Формы работы с родителями:

  1. Праздник " Этот удивительный мир птиц ".

Рассматривание иллюстраций    


C:\Users\USER\Desktop\Passer_montanus_2.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Vorona1.jpg

C:\Users\USER\Desktop\196grach_1.jpg


C:\Users\USER\Desktop\0022-021-Bolshoj-pestryj-djatel-bolshoj-pestryj-djatel-otlichaetsja-ot-drugikh.jpg

C:\Users\USER\Desktop\Синица-1.jpg

C:\Users\USER\Desktop\soroka.jpg

C:\Users\USER\Desktop\trbelaja.jpg

C:\Users\USER\Desktop\images.jpg


Рассказы для детей о птицах.

Воробей на часах

Автор: Толстой Лев Николаевич

В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.

Скворцы

(Отрывок)

Автор: Куприн Александр Иванович

... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.

... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...

Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.

И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.

... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»

И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...

Песня скворца

Автор: Куприн Александр Иванович

Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетанье пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются такие голоса, что, сидя в одиночестве, не удержишься и рассмеешься: закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загнусит детская военная труба. И, сделав это неожиданное музыкальное отступление, скворец как ни в чем не бывало, без передышки, продолжает свою веселую, милую юмористическую песенку.

Жаворонок

Соколов-микитов Иван Сергеевич

Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья — самый веселый и радостный звук — песня полевых и луговых жаворонков. Еще ранней весною, когда на полях лежит рыхлый снег, но уже кое-где на пригреве образовались темные проталины, прилетают и начинают петь наши ранние весенние гости. Столбом поднимаясь в небо, трепеща крылышками, насквозь пронизанными солнечным светом, выше и выше взлетает в небо жаворонок, исчезает в сияющей голубизне. Удивительно красива, звонка песня жаворонка, приветствующего приход весны. На дыхание пробудившейся земли похожа эта радостная песня.

Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песнь...

Многое можно услышать в пробуждающемся весеннем лесу. Тонко пищат рябчики, гугукают по ночам невидимые совы. На непроходимом болоте водят весенние хороводы прилетевшие журавли. Над желтыми золотистыми пуховиками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей.

Лебедь

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной, или водоплавающей, птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды.

Движения лебедя

Автор: Аксаков Сергей Тимофеевич

Все движения лебедя исполнены прелести: начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающиеся с его пушистого тела; начнет ли потом охорашиваться, легко и свободно закинув дугою назад свою белоснежную шею, поправляя и чистя носом на спине, боках и в хвосте смятые или замаранные перья; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет также носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, — все живописно и великолепно в нем.

Стихи для детей о птицах.

***
Зяблик согрелся
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь! —
Зяблик распелся —
Зяблик согрелся! (Э.Мошковская)

***
Пеликан
Это – птица великан
Под названьем «пеликан».
В клюве он всегда готов,
Как в мешке, носить улов! (В. Степанов)

***

Где обедал воробей?
— Где обедал, воробей?
— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил. (С. Маршак)

***

Цыпленок
Мотылек шепнул цыпленку:
— Полети за мной вдогонку!
Но ответил желтый кроха:
— Я летаю очень плохо! (В. Степанов)

***

Цапля
Рыбку цапнула в пруду.
Цап! – и нет. Имей в виду!
На носу осталась капля.
А зовут ту птицу цапля. (В. Степанов)

***

Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.

***

Ворона
Я ношу со вкусом
Бантики и бусы.
Выйду за околицу
Среди бела дня.
«Ах, какая модница!» —
Скажут про меня. (В. Степанов)

***

Воробей
Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…

Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал. (С. Черный)

***

Тукан
Тук-тук-тук, стучит тукан:
Дятел я, но южных стран.
Здесь деревья я лечу
И стучу, стучу, стучу.

***

Птицы
Ой, как много в мире птиц:
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.

Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.

Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.

Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!

***

Сороки
На березке у опушки
Повстречались две подружки.
Две сороки — хохотушки,
Длиннохвостые болтушки.
И подружки-стрекотушки
Шум подняли на опушке.
Три часа они болтали,
Спать медведю не давали
Все шумели все галдели
Непонятно, что хотели.
Три часа всё стрекотали,
Но друг друга не слыхали!
Поболтать, конечно, можно
Обо всём! Но только сложно
Ну, хоть что-нибудь понять,
Коль не будешь сам молчать.
Три часа они болтали…
…Что друг другу рассказали?!

***

Свиристели
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.
Пусть метель, как старый мельник,
Белит сосны, белит ельник
-Много ягод свиристелям
Заготовил можжевельник…
Есть крушина, есть калина,
А в колхозе, у овина,
Стынет в инее рябина.
Как пришла пора метелей,
Налетели свиристели.
Заскрипели, засвистели…
Все до ягодки поели. (А. Барто)

Занятие на тему: "Зимующие птицы"

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
  • Закрепить понятие «зимующие» птицы.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • Активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в группу, в это время влетает Сорока, трещит:

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Дети: Сорока.

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Сорока!

Воспитатель: Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель: Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке. Звучит музыка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как вокруг красиво, какой воздух! Слышите голоса? Это нас лесные жители встречают. Это кто нас здесь встречает, ласково так привечает?

На столе лежат картинки с изображением животных и птиц. Дети их называют.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Как одним словом можно назвать белку, волка, зайца и лису?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Положите в одну сторону животных, в другую – птиц. Молодцы, ребята! Загадки отгадывать любите?

Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает. 
(Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. 
(Снегирь)

Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка, да ещё полоска шарфика. 
(Синица)

Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. 
(Ворона)

Дети находят загаданных птиц и прикрепляют их на ковролин.

Воспитатель: Какие это птицы?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Почему они так называются?

Дети: Потому что остаются зимовать.

Воспитатель:  Ребята, вы помните, какая была зима? Зима суровая, вьюжная, морозная. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют.

Воспитатель: Да, правильно, ребята. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок.

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся  их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет)

http://festival.1september.ru/articles/504059/img1.jpg

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:

http://festival.1september.ru/articles/504059/img2.jpg

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:

http://festival.1september.ru/articles/504059/img3.jpg

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:

http://festival.1september.ru/articles/504059/img4.jpg

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно! (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу?

– Сорока, давай играть вместе с нами.

Физ. минутка  «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.
Кар-кар-кар 
(громко)
Кар-кар-кар 
(громко)
Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.
Кар-кар-кар 
(тихо)
(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

Сорока находит под деревом рисунки с перепутанным изображением птиц (ворона – снегирь, воробей – синица):

http://festival.1september.ru/articles/504059/img5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img6.jpg

Сорока: Ой, пока вы здесь играли, я под деревом что-то нашла!

Дети поднимают рисунки.

Сорока: Кто же это не пойму?

Воспитатель: Не суетись, Сорока, мы сейчас с ребятами разберёмся. Давайте посмотрим, кто это на картинке. Кому принадлежит голова? Кому принадлежит туловище?

Аналогично рассматривается второй рисунок.

Сорока: Вот теперь я узнаю птиц, как у вас ловко получается. А что это за конверт под деревом лежит?

Дети приносят конверт.

Воспитатель: Кто же его оставил? Давайте сядем на пенёчки. Это конверт от старичка Лесовичка. Что же в нём лежит?

Воспитатель достаёт части птичек.

http://festival.1september.ru/articles/504059/img7.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img8.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img9.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img10.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img11.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img12.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img13.jpg

http://festival.1september.ru/articles/504059/img14.jpg

Воспитатель: Если сложить части птицы, то получится целая птица. Её нужно посадить на кормушку. А как узнать, какую птицу нужно посадить на кормушку? (Есть подсказка – символ). Давайте сложим птичек на кормушках.

Воспитатель выясняет индивидуально у каждого ребёнка какую птицу он выкладывает и почему.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте положим птиц в конверт и оставим под деревом. То-то удивится старичок Лесовичок, когда заглянет в конверт, все птицы на своих кормушках сидят. Птиц вы покормили, давайте угостим Сороку, ей тоже будет нелегко зимой. 

Дети угощают Сороку семечками.

Сорока: Спасибо, ребята за угощение. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели и что они едят. До свидания, ребята!

Дети прощаются с Сорокой.

Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись, в детский сад возвратись!

Итог

– Каких птиц вы повстречали в лесу? 
– Как можно назвать их одним словом? 
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

Кого угостим:

  • Салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект один день из жизни детского сада «Этот удивительный лес» старшая группа Ноябрь

интересная, авторская разработка тематического дня для сташей группы...

Краткосрочный проек в первой младшей группе детского сада "Этот День Победы"

Краткосрочный творческий проект в младшей группе детского сада «Этот День Победы»Автор : Матыченко Наталия Юрьевна, воспитатель Муниципальной казенной дошкольной  образовательной...

"Как появляется зелёный лук?" - проект для детей младшей группы детского сада

Проектная деятельность с детьми младшей группы детского сада...

Краткосрочный проект в младшей группе детского сада «Этот День Победы»

Краткосрочный  проект в младшей группе детского сада  «Этот День Победы»...

Краткосрочный социально –творческий проект в 2 младшей группе детского сада «Великий праздник – День Победы»

В последние годы молодое поколение все меньше и меньше знают о Великой Отечественной Войне, её подвигах и героях, с кем воевали наши деды и прадеды? Потому что, очень мало внимания уделяется этому воп...

Краткосрочный проект по правилам дорожного движения для детей младшей группы детского сада

Обеспечить накопление представлений о различных видах транспорта у детей раннего возраста. Формировать элементарные знания о правилах поведения на дороге....

Краткосрочный проект во второй младшей группе детского сада " Давайте жить дружно"

При наблюдении за детьми во время их общения , обратила внимание на то, что дети не могут играть дружно друг с другом длительное время, дерутся, ругаются. Эта проблема и определила тему нашего проекта...