Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе: познание неживой природы "Мыльные пузыри"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Кокорина Любовь Борисовна

Мой конспект в области "Познание"  по формированию представлений о неживой природе содержит доступный материал,соответствующий возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста в игровой форме и соответствует требованиям ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность  в младшей группе: познание неживой природы «Мыльные пузыри»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг, внутри нас и в разных предметах и невозможности существования живых существ без него;

-познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, который может летать, проверить это с помощью опыта.

Развивающие:

- Содействовать   проявлению инициативы, активности, самовыражению, сообразительности

- развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- развивать речь (обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);

- развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию действий.

Воспитательные:

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости.

Оборудование:

Емкости для воды, подносы, ложечки, трубочки, губки, резиновые игрушки, мячи, пластмассовые шары с отверстием, палочки с колечками на конце, мыльный раствор, пищевые красители (свекольный сок).

Предварительная работа:

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня;

- наблюдения за ветром;

- О\Д :» Где можно найти воздух»;

- рисование на тему «Воздушные шары»;

- игры с водой «Тонет - не тонет»; «Бульбочки».

Ход игровой деятельности:

Сюрпризный момент:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель:

- Ребята, к нам кто-то пришел. Кто же это?

Открывает дверь, заходит Пятачок (мягкая игрушка).

- Здравствуй, Пятачок, ты к нам в гости пришел? Почему же ты грустный?

Пятачок:

- Здравствуйте, ребята, я шел к вам поиграть с волшебными шариками, но они все улетели. У меня ничего не осталось, а я очень хотел принести их вам, но у них не было ниточки, за которую их можно удержать. Тогда я решил взять их ладошками, а они лопнули и исчезли. Теперь я не знаю, где их искать…

Воспитатель:

- Не расстраивайся, Пятачок. Ребята, поможем Пятачку найти волшебные воздушные шарики? (Да!) Если шарики волшебные, то и нам придется отправиться в волшебную страну - Лабораторию - и самим стать волшебниками, тогда мы сможем найти их.

Одевает детям «волшебные» колпачки и поводит к столу с емкостью с водой и разными предметами: круглыми и нет.

Воспитатель:

Все готовы? Давайте спросим у Пятачка, какие они, эти волшебные шарики.

Пятачок: Они летают, переливаются, как радуга, и внутри у них воздух. Они очень похожи на воздушные шарики, на которых мой друг Винни-Пух улетел высоко к тучке.

Воспитатель: Ребята, а у нас на столе есть предметы, похожие на шарики? Давайте выберем все круглые предметы и посмотрим, летают они или нет.

Дети выбирают круглые, подкидывают, но мячи падают на пол и воспитатель спрашивает: Почему не летают?

(Ответы детей: они тяжелые, а воздушный шарик легкий, он летает, и т.д.)

 Воспитатель:

А Пятачок говорит, что они летают и в них есть воздух. Ребята, а как вы думаете, в наших шарах и мячах есть воздух? Давайте проверим.  Для этого нам потребуется вода. Как мы можем увидеть воздух, ведь он прозрачный и мы его не видим?

Ответы детей (покрасить, и т.д.)

Воспитатель:

 А давайте поиграем в «Бульбочки»

Проводится игра «Бульбочки»: дети погружают в воду разные предметы, сжимают их, пузырьки воздуха поднимаются вверх.

 Воспитатель:

Откуда появились пузырьки и куда исчезли? (После ответов детей делает обобщение: это выходит воздух: он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь воздух выйдет, пузырьки тоже перестанут подниматься.) Ну что, Пятачок, это твои волшебные шарики?

Пятачок: Нет, это не мои волшебные шары. У них тоже внутри воздух, но мои  летают и  переливаются, как разноцветная радуга.

Воспитатель:

 Ребята, а может, нам волшебные палочки взять и в них подуть? У нас внутри тоже есть воздух, вдруг волшебные шарики спрятались у нас внутри? Давайте проверим.

Дети берут трубочки и дуют через них в воду, вода пузырится.

Пятачок: Ой, а эти пузыри очень похожи на мои волшебные шарики, но они не летят, и они не радужные, не разноцветные.

Воспитатель: Ребята, а можно сделать пузыри разноцветными? (ответы) А вода была у нас бесцветная прозрачная, может, поэтому пузыри не разноцветные? А как сделать воду разноцветной? (ответы)

Дети подходят к столу, на котором расставлены стаканы с прозрачной водой, емкости с краской, трубочки.

Игра «Окрашивание воды».

Пятачок: А где же пузырьки?

 Воспитатель:

Волшебники, давайте проведем опыт, опустим в воду волшебную трубочку и подуем в нее. Что у нас выходит через нее? (Воздух, который внутри нас.)

А воздух, он объект особый,

Его руками не потрогать.

Чтоб его увидеть глазом

В трубочки подули разом.

Дети дуют в соломинки, выпускают много пузырей.

Пятачок: Они очень похожи, но не летят. Похожи, но не мои, у них нет радуги. Нет, это не те волшебные шарики, в которые я хотел с вами поиграть.  Нет, мои пузыри были другие, они летали, а ваши летать не умеют!

 Воспитатель:

Не отчаивайся, Пятачок, мы их обязательно найдем. Ребята, не будем останавливаться, мы стараемся найти волшебные пузыри и, значит, мы обязательно их найдем.  Все волшебники очень умные.

Пятачок предлагает детям отгадать загадку про воздух

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель:

А сейчас посмотрите на свои руки, они испачкались,  давайте их помоем и подумаем, как можно помочь Пятачку.

Все вместе идут мыть руки.

Воспитатель:

- Дети, хорошо намыливайте руки, покажите, у кого получились белые перчатки?

Воспитатель показывает свои намыленные руки.

- Посмотрите, у меня получился пузырь. Пятачок, такие пузыри у тебя были?

Пятачок (радостно):

- Да, да, такие, и они еще летали.

Воспитатель:  - Пойдемте, ребята, посмотрим в  наш волшебный экран, такие ли мы нашли пузыри, как говорит нам Пятачок?

Дети подходят к экрану и смотрят презентацию «Мыльные пузыри» и придумывают вместе с воспитателем им названия.

Воспитатель: - А теперь пойдемте, научим Пятачка пускать мыльные пузыри.

Подходят к столу, на котором емкость с мыльным раствором, палочки с колечками на конце.

Воспитатель выдувает мыльные пузыри через трубочку. Вместе с детьми рассматривают и рассуждают: почему увеличился в размере пузырь? (Туда проник воздух.) Откуда взялся воздух? (Я его выдохнула из себя.) Почему пузыри маленькие и большие? (Разное количество воздуха.)

Воспитатель предлагает детям самим надуть мыльные пузыри, чтобы они летали.

Пятачок радуется вместе с ребятами, благодарит, что научили его делать красивые пузыри.

- Побегу домой, сделаю такие же пузыри и Винни-Пуха научу.

Воспитатель:

- Пятачок, мы тебе подарим мыльные пузыри.

Вручает ему баночку с мыльным раствором.

Пятачок:

- Спасибо, ребята! Я так рад, что вы помогли мне. До свидания!

Воспитатель:

-Ребята, мы помогли Пятачку найти волшебные шарики? (ДА) Где мы их нашли? (в капле мыльной воды) Почему у него улетели мыльные пузыри? (Потому что у них внутри воздух, а он легкий, поэтому  пузыри летают). Скажите, а человек может жить без воздуха? (Нет!)

Пятачок уходит, дети играют с мыльными пузырями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы (2) «Елочка - красавица»

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 6г. Ртищево Саратовской областиУтверждаю.Заведующая МДОУ детский сад №6г. Ртищево Саратовской области_______ Мамедрзаева Т.М.Краткосро...

Долгосрочный познавательно-исследовательский проект для второй младшей группы «Огород на окошке».

Проект «Огород на окошке».Программное содержание: Формировать у детей знания о росте и потребности растений;Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;Учить ребенка оформлять рез...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе "Лаборатория неживой природы"

Конспект занятия в младшей группе в области познание, основан на экспериментальной деятельности. На занятии вместе с детьми изучаются свойства воды....

Конспект итогового мероприятия: интегрированной образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Мыльные пузыри».

Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах воздуха....

НОД по познавательно-исследовательской работе во второй младшей группе «Чем мы дышим?». образовательная область «Познание» (для детей 3 - 4 лет)

Этот материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста. он направлен на развитие познавательно - исследовательскую деятельность....

Познавательно - исследовательский проект в первой младшей группе на тему: «Волшебная пуговица» ОО «Познавательное развитие»

laquo;Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.  Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит...