Конспект занятия по ознакомлению с природным миром "Богомол"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Стацура Наталья Сергеевна

экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogomol.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Богомол"

Программное содержание:

Продолжить знакомство детей с миром насекомых. Закрепить умение обобщать насекомых по существенным признакам (шесть ног, тело из трех частей, усики). Словарь: богомол. Воспитывать интерес к насекомым и гуманное поведение при встрече с ними.

Оборудование:

Картинки и фотографии богомола.

Богомол фото

Богомол

Ход занятия:

Давайте сегодня отправимся в путешествие на одну из Крымских полянок. Звери и птицы разбегутся и разлетятся при нашем появлении, ведь они очень осторожны и не доверяют человеку. Но есть такие обитатели на этой полянке, которые нас не испугаются. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Ответы детей). Это насекомые.

             

             Когда в душистом сквозняке

             Присядешь летом в сосняке,

             Внимательно вглядись вокруг –

             Ты многое заметишь, друг.

             Личинку тащит муравей,

             Спешит куда-то меж корней

             Большой сосны. На толстый сук

             Уселся золотистый жук.

             Порхает легкий мотылек,

             Пьет хоботком душистый сок

             И собирает мед пчела.

             Все заняты, у всех дела.

             Мой друг, внимательно вглядись,

             Волшебную увидишь жизнь.

Признаки насекомых

1.У всех насекомых по шесть ног.
2.Тело всех насекомых состоит из трех частей: головы, груди и брюшка.
3.У всех насекомых есть усики.

Насекомые – самые древние обитатели нашей планеты. Они появились раньше, чем звери, птицы, рыбы. К тому же, насекомые - самые многочисленные обитатели нашей земли. Насекомых больше, чем зверей, птиц, рыб и прочих созданий природы. Насекомые живут не только на земле, они прекрасно себя чувствуют и в воде, и под землей, и в воздухе.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным насекомым нашего крымского полуострова. Его зовут богомол. Взгляните на его изображение. Может кому-то из вас приходилось встречаться с ним в природе? (Ответы детей). На какое известное вам насекомое похож богомол? (Ответы детей). На кузнечика. Давайте рассмотрим богомола повнимательней. Какого он цвета? (Ответы детей). Вы уже не раз убеждались в том, что в природе нет случайностей. Сделайте самостоятельно вывод о том, где обитает богомол, для чего ему такая зеленая окраска тела? (Ответы детей). Богомолы живут среди зеленой растительности.

Богомолы – хищники. Что это значит? (Ответы детей). Передние ноги у всех богомолов напоминают ножи. Именно ногами богомол хватает и зажимает своих жертв: других насекомых, маленьких ящериц, лягушат. Из этого можно сделать вывод о величине богомола. Как вы думаете, он большой или маленький? Почему вы так решили? (Ответы детей). Богомол крупное насекомое.
На затылке у него есть длинный отросток с маленьким «зеркальцем» на конце. Сам богомол среди зелени не заметен, а вот его «зеркальце» на солнце сверкает как капелька воды. При виде ее насекомые в надежде напиться бросаются к богомолу. А он тут же хватает и съедает их. За это богомола называют «эмпуза», что означает «чудовище».

Давайте немного поиграем. Выхолите на ковер и превращайтесь в богомолов.

Физминутка "Богомол"

С ветки – на травинку,     Прыжки

С травки – на былинку

Прыгнул и сидит –          Сесть на корточки

За добычею следит.         Повороты головы

Жук водички захотел        Имитация полета жука

К богомолу подлетел.                          

Богомол схватил жука –     Хватательные движения руками

Вот и вкусная еда.         Потирание ладоней

Во время еды богомол очень обстоятелен. Перекладывает добычу из одной передней лапы в другую, наклоняет голову, осматривает добычу со всех сторон, очень медленно, со вкусом пережевывает. Жесткие ноги и крылья жертвы выплевывает, потом тщательно чиститься, умывается и вновь замирает в ожидании следующей добычи.

Самцы у богомолов намного мельче и слабее самок. Пользуясь этим, невесты часто закусывают своими женихами. Сразу после свадьбы богомол-жених спешит убраться подобру-поздорову, потому что знает, стоит замешкаться, как самка отхватит голову и съест. Да-да, богомолы поедают друг друга. Сильные самки – слабых самцов, а если случится среди богомолов драка, то победитель съест побежденного.

Перед тем, как начать откладывать яйца, самка цепляется за освещенную солнцем веточку или стебелек и, устроившись вниз головой, выделяет из конца брюшка пену с яйцами. Пена постепенно затвердевает и превращается в плотный «мешочек». В таком «мешочке» яйца надежно защищены от врагов. Весной этот «мешочек» размягчится, и оттуда со всех щелей лезут на свет Божий бескрылые, головастые личинки. Они много едят, быстро растут, крепнут и превращаются в молоденьких богомолят. А давшая им жизнь мать, сразу же после того, как отложит яйца, погибает. Так уж устроена жизнь богомолов.

За что же богомол получил такое странное имя? Поза, с которой богомол часами подстерегает добычу, напоминает позу человека, который молится Богу. Вот так. (Показ). Отсюда и название – богомол – Богу молится.

Многие богомолы занесены в Красную Книгу. Что это за книга? Кого в нее заносят? (Ответы детей). В Красную Книгу заносят тех, кого осталось на Земле мало, тех, кто нуждается в защите. Ведь если люди не защитят их, то они могут исчезнуть навсегда.

            Насекомое, трава иль птица

            Не всегда умеют защититься.

            Если будут уничтожены они,

            На планете мы останемся одни.

В некоторых странах люди почитают богомолов. Считают, что человек, на которого сел богомол, будет счастливым, а заблудившемуся надо было найти богомола, взять его в руки и идти туда, куда указывали ноги богомола. Считалось, что в этом случае путник находил верную дорогу. А мы с вами знаем, что на нашей земле хватит места всем, и каждое создание природы имеет право на жизнь – и травинка, и букашка. И если повстречаете в природе богомола, рассмотрите его внимательно и не трогайте, пожелайте ему удачной охоты и шагайте дальше.

Вопросы:

1. Зачем богомолу зеленая окраска?

2. Чем питается богомол? Можно ли его назвать хищником?

3. Как богомол охотится?

4. Каким образом подманивает свою жертву?

5. Как богомол кушает?

6. Чем отличаются самки от самцов?

7. Как у богомолов проходят свадьбы?

8. Как появляются на свет малыши-богомолы?

9. Почему богомолы занесены в Красную книгу?

10.За что богомол получил свое имя? Как еще называют его?

11.За что в некоторых странах почитают богомола?

12.Как вы будете вести себя при встрече с богомолом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у богини Фауны" (конспект занятия по ознакомлению с природным окружением)

ЦЕЛЬ: расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; о...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (природное окружение) в средней группе

          ЗадачиФормировать представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.Закрепить представления о внешнем виде, повадках, пи...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природным миром.

В дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через ознакомление детей с окружающим миром, с объектами живой и неживой природы, а также с изучением взаимосвязи всего живого на планете....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления».

Цель: Знакомство детей с природными явлениями. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с природными явлениями (заря, роса, туман, втер, облака, солнце), формировать интерес к познанию природы. ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Природные явления»....

Весна в лесу. Конспект занятия по ознакомлению с природным окружением для детей среднего дошкольного возраста.

В ходе занятия расширяются представления детей об изменениях в природе с наступлением весны: какие животные  пробуждаются ото сна, какие птицы возвращаются из теплых мест, какие цветы зацветают р...