ПРОЕКТ для старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

В предверии юбилея родного города мы разработали информационно - исследовательский, нравственно - патриотический проект по ознакомлению дошкольников с родным городом. В течении трёх месяцев нами велась работа по проекту. Дети узнали много нового и интересного о своей малой Родине. Конечным результатом стала Панорама, посвящённая Дню рождения города Наро - Фоминска, где дети своим участием, чувственным проникновением  выразили любовь к родному городу, гордость за его боевые заслуги и достижения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon g.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Тема: «Мой любимый город Наро – Фоминск»

«Для того, чтобы патриотизм был крепким, непоколебимым, нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине: родному городу, родной природе, селу, краю».

И. Эренбург

I. Вводная часть:

Проблема: Взрослые, а тем более дети имеют недостаточно знаний о своём родном городе. В наш современный виртуальный век люди считают эту проблему неважной, не уделяют ей внимания в силу своей занятости. Не достаточно времени они уделяют и своим детям, а тем более не находят времени погулять по родному городу, рассказать детям о нём. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами не имеют этих сведений. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения уважительное отношение к своей малой Родине.

Актуальность: В Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как члена семьи, гражданина страны, города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.  Для этого необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть   красоту окружающей жизни, желание больше узнать об особенностях родного края, его природе и истории. Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по ознакомлению детей с родным городом, его историей, достопримечательностях и боевых и трудовых заслугах. Наш город Наро – Фоминск уникален, ему есть о чём рассказать и чем гордиться. В этом году ему исполняется 90 лет. Уважительное отношение к своей малой Родине, патриотизм нужно формировать с любви к своей Отчизне.

Этот проект поможет детям узнать свой родной город, научит гордиться им, его жителями. Знания о родном городе – начало формирования основ патриотизма личности.

Гипотеза: чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство патриотизма и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность.

Новизна проекта: Данный проект стал эффективным в формировании системного подхода по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу, патриотизма. В период подготовки жителей города к празднованию юбилея наши воспитанники не остаются в стороне от общественной жизни города и сами принимают в этом непосредственное участие.

Цель проекта: Развитие познавательных интересов, патриотизма дошкольников в процессе исследования своей малой родины.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

Образовательные:

- Дать первоначальные знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, улицы, памятники;

- Расширить знания детей о родном городе;

- Познакомить с прославившими его людьми;

- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.

Развивающие:

- Формировать интерес к родному городу;        

- Формировать представление о значимости города для страны;

- Формировать потребность в самостоятельном изучении его;

- Развивать коммуникативные умения;

- Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свой город;

- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

- Развивать воображение, фантазию, мышление;

- Активизировать и расширять словарный запас детей.

Воспитывающие:

- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- Воспитывать уважение к людям, прославившим в прошлом и прославляющим сегодня родной город;

- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями;

- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования родного города.

Задачи для детей:

- внимательно слушать рассказ педагога, включаться в беседу;

- узнавать город по фотографиям и на видео;

- активно участвовать в подготовке и проведении панорамы, посвящённой 90 – летию города: разучивать песни, танцы, упражнения;

- создавать продукты деятельности; рисунки, постройки по тематике проекта;

- любить, беречь родной город, гордиться им.

Задачи для родителей:

- прививать детям любовь к родному городу;

- поддерживать интерес и желание узнать новое о городе;

- организовывать просмотр иллюстраций о городе;

- осуществлять самостоятельное знакомство с городом;

- поддерживать педагогов в проведении проекта.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.

Предмет исследования: город Наро - Фоминск.

Адресация проекта: дети и родители старшей группы.

Проблема исследования: Дети, у которых не сформировано чувство любви к своей малой Родине могут не стать патриотами своей большой Родины. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.

Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кВ № 12 «Радуга».

Автор проекта: воспитатель старшей группы Кудливская Ю. А.
Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.

Возраст воспитанников: 5 – 6 лет.

Направленность развития деятельности: комплексная.

Продолжительность: 3 месяца (1 февраля 2016 г. -1 мая 2016 г.)

Ожидаемый результат: У детей сформируются знания о родном городе, чувство гордости и любви за свою малую Родину. Появится желание беречь свой город и прославлять его своими пока маленькими достижениями. Дети смогут сами рассказывать о родном городе, делиться впечатлениями. У них появится опыт совместной исследовательской деятельности с родителями.

Конечный результат: панорама на тему «Наро – Фоминску – 90 лет».

Ресурсное обеспечение: в группах создана мини – музей города Наро - Фоминска с геральдикой, с иллюстрациями города, портретами героев, знаменитых людей, с книгами, журналами и альбомами; электронные презентации о городе; использование музыкального зала для встреч с ветеранами войны и для панорамы; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.

 Принципы реализации проекта:

  1. Принцип доступности изучаемого материала;
  2. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
  3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
  4. Принцип интегративности.

Методы проекта: 

- НОД по ознакомлению с городом;

- все виды игр (дид/и, спортивные, сюж/рол, строительные);

- чтение художественной литературы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- панорама.

Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-7 лет.

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Называть достопримечательности города, площади, улицы, памятники)

Материал: фотографии города.

Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.

Оценка результатов:

Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 - 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

II. Этапы проекта:

  1. Целеполагание:
  1. Определение темы, проблемы, актуальности.
  2. Постановка цели, определение задач.

3.   Анализ информации о городе в группе.

     4. Выявление уровня знания детьми своего города.

  1.  Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  2.  Составить перспективный план мероприятий. Разработка НОД о городе.
  3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
  4. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

  1. Планирование:

1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и   планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

     2. Разработка проекта «Мой любимый город Наро - Фоминск».

     3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

  1. Основной:
  1. Создание мини - музея в группе.
  2. Проведение НОД о городе.
  3. Рассматривание фото и иллюстраций города.
  4.  Организация продуктивных видов деятельности.
  5. Организация игр (сюж/ рол., дид/ и, под/и).

     6. Экскурсия в историко – краеведческий музей города.

     7.Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города

    8. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

    9. Встреча с ветеранами войны.

    10. Чтение художественной литературы.

    11.  Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

    12. Создание презентации (подготовка стихов, танцев, упражнений, атрибутов, украшений).

   IV. Заключительный:

1. Проведение ПАНОРАМЫ, посвящённой 90 – летию города

2.  Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План мероприятий:

период

Тема

Содержание

Участники

месяц

неделя

1

февраль

1

«Наро - Фоминск – моя Родина»

НОД, беседа, экскурсия по ул. Комсомольской. Рисование «Мой город». Экскурсия по мини - музею группы. Чтение стихов о городе. Прослушивание Наро-Фоминск-город Воинской Славы-  (сл.А.Шкуркова,муз.И.Кормас) 

Воспитатели дети

специалисты

2

«Улицы города Наро -Фоминска»

НОД, беседа, экскурсия по ул. М. Жукова.

Воспитателидети

3

«Достопримечательности

г. Наро – Фоминска»

НОД, беседа, задание для родителей «Показать детям достопримечательности города».

Воспитателидети, родители

4

«Памятники города Наро-Фоминска»

НОД, беседа, строительство города Наро – Фоминска из конструктора.

Воспитатели дети

2

март

1

«Рода войск в армии в ВОВ. Дивизии, участвующие в боях под городом Наро-Фоминском. Легендарная Катюша»

НОД, беседа, аппликация «Танк». Викторина внутри группы, посвящённая битве под Наро-Фоминском. Рисование «Защитники Родины».

Сюж/рол. игра «Танкисты».

Чтение художественной литературы, на военную тему, об армии. Прослушивание попурри из песен о разных родах войск.

Воспитателидети

специалисты

2

«Ордена и медали– награды ВОВ. Награды города Наро-Фоминска»»

НОД, беседа; экскурсия в городской историко – краеведческий музей.

 Под / и «Лётчики»

Воспитателидети,

3

«Наро – Фоминск – город – труженик»

НОД, беседа; экскурсия на почту, на площадь Молодёжную, на площадь Свободы

Воспитатели дети, родители

4

«Люди, прославившие

г. Наро – Фоминск»

НОД, беседа, экскурсия на выставку художников в Дом Культуры «Звезда». Встреча с руководителем художественного коллектива «Забава» Оноприенко Т. А. Встреча с ветеранами города.

Воспитатели дети, родители, специалисты

3

апрель

1

Встреча с ветеранами войны, защищавшими г. Наро - Фоминск

Рассматривание фотографий города. Игровая деятельность: словесные игры «Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе»; дид / игры о профессиях в армии: «Кто где?», «Кому что нужно?», «Отгадай загадку». Разучивание песен, стихов к панораме.

Воспитатели дети, родители, специалисты

2

Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов.

Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность:

Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу»

Воспитатели, дети, родители, специалисты

3

Экскурсия к Стеле, памятнику М. Ефремову, памятнику неизвестному солдату, танку-34

Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность: настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии»

Воспитатели, дети, родители, специалисты

4

Панорама, посвящённая дню рождения города Наро - Фоминска.

Изготовление открытки в подарок городу.

Воспитатели, дети, родители, специалисты

III. Заключение 

В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников любви к своей малой родине, гордости за людей, прославивших наш город. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о родном городе и сформировать чувство любви и гордости. У детей появилось желание самостоятельно исследовать свой город, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали систему знаний о Наро – Фоминске, в которую вошли мини – музеи групп, презентации о городе, серия конспектов НОД по патриотическому воспитанию, сценарии викторин и панорам.

Нельзя стать патриотом, не зная своей малой Родины, её истории, её значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.

Вывод:

 Цель проекта: Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе

исследования своей малой родины - достигнута.

Гипотеза: «чем больше дети будут знать о Наро - Фоминске, тем сильнее будет любовь к своей малой Родине, тем сильнее будет сформировано чувство гражданственности и личностного самосознания. А значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру и полноценнее будет сформирована личность» - доказана.

Результатами, итогом проекта стала панорама «Наро – Фоминску – 90 лет», которая выявила у детей высокий уровень знаний, высокий познавательный интерес к родному городу. Она показала, что дети не безучастны к знаменательному событию в жизни города и готовы принимать активное участие в праздновании юбилея. Дети вложили в это мероприятие всю свою душу, что говорит о том, что у них сформировалось чувство любви и уважения к своей малой Родине.

Дети приобрели:

  1. Знания о родном городе, о его значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
  2. Желание узнавать о городе новые знания.
  3. Желание радовать город своими малыми делами и достижениями

Дети научились:

  1. Беречь свой родной город.
  2. Делиться полученными впечатлениями.
  3. Отражать свои чувства к городу в продуктивных видах деятельности и играх.

Список использованной литературы:

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;
  2. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
  3. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2010. – 80 с;

  1. Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с.;
  2. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с.;
  3. Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.;
  4.  Подрезова Т. И.  Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008, 128 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Конкурс знатоков города Воркуты». Направление: "Познавательно-речевое развитие". Образовательная область: «Познание».

Программное содержание: Формирование обобщённого представления о Воркуте, о   правилах поведения на улицах города. Закрепление и обобщение знаний детей о родном городе, о правилах дорожного ...

Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Наш любимый городок «Нефтяники»

Методическая разработка, направленная на развитие у детей умения составлять рассказы с  использованием регионального компанента....

Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста "КВН - мой любимый город Орел"

Конспект развлечения для старшего дошкольного возраста "КВН - мой любимый город Орел", представленный на конкурс, посвященный 450-летию города Орла, в ДОУ №84...

Конспект проведения НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой любимый город»

Очень важно с детства воспитывать у ребенка любовь к родине. А начинать нужно с воспитания любви к родному краю, к малой Родине. Для реализации поставленных задач разработаны занятия по знакомству дет...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: «Мой родной город

Продолжать    знакомить    с    историей    родного    города    и    его достопримечательностя...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:"МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД"  Участники проекта: дети, родители, воспитатели старшей группы, родителиВозраст участников 5-6летТип...